антонина шаравина
Развивающие игры как средство формирования математических представлений у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Природа формирует свои законы языком математики» - писал Г. Галилей. Действительно, знакомство с математикой дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть в природе. Важно, чтобы знакомство детей происходило в обычной реальной жизни, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир.
Публикация «Развивающие игры как средство формирования математических представлений у младших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Я считаю, что основная цель при формировании элементарных математических представлений – дать ребенку ощущение уверенности в себе, в своих способностях и силах, основанное на том, что мир упорядочен и поэтому познаваем.
В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые отличительные черты. Мышление младших дошкольников носит наглядно-действенный характер. В этом возрасте разницы между познанием и игрой не существует. Ребенок учится в процессе жизни. Его внимание поглощено реальными вещами, окружающими его в данный момент. Играя, ребенок получает богатый опыт взаимодействия с миром, но он часто нуждается в том, чтобы взрослый объяснил этот опыт.
Дети этого возраста воспринимают мир через конкретику. «С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки». (А. А. Венгер и др.)
Для восприятия полезны игры, в которых ребенку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине, положении в пространстве. Я пришла к выводу, что в процессе игр проще всего познакомить ребенка младшего дошкольного возраста с элементарными математическими понятиями.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе важно. С ее помощью можно развивать познавательные способности малыша, т. е. качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. В дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для развития наиболее ценных качеств личности. Чтобы их развитие действительно состоялось мы создали в группе такую психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал, что воспитатель принимает и любит его таким, какой он есть. Ведь от того как сложится отношения ребенка с воспитателем и с другими детьми зависят и его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личном развитии.
Необходимо было создать в группе развивающую среду. Вот что пишет П. Лич, автор книги о развитии детей : «Если вы ребенку отвели место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».
Создав среду, мы не должны забывать о роли воспитателя, поскольку от него зависит будет ли их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий.
Итак, игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, побуждать к усвоению нового.
Мы пришли к выводу, что поможет в этом подбор самых разнообразных игр в порядке возрастания сложности, от простого к сложному.
Знакомство начали с самых простых игр на общение: «Наши имена», «Назови соседа», «Как тебя называют ласково», «Волшебное эхо» и другие.
Кроме того известно, что самыми простыми и любимыми являются хороводные, подвижные игры с математическим содержанием, т. е. на ориентировку в пространстве и во времени: «Раздувайся пузырь», «Каравай», «День и ночь», «Где спрятался зайчик» и другие.
Эти игры помогли мне сплотить коллектив, наладить общение между мной и детьми и детей друг с другом. Поскольку развивающие игры, перечисленные выше, непродолжительны по времени и просты, мы проводили их как на занятиях, так и на прогулке, во второй половине дня. Игры организовали сначала с небольшой подгруппой при добровольном участии каждого ребенка, остальные наблюдали и постепенно включались в игру.
Затем использовали игры на развитие мелкой моторики. Потому что «пальчиковые игры» очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Поэтому ежедневно старались делать следующие упражнения:
• запускать мелкие волчки;
• сжимать и разжимать губку;
• показывать отдельно каждый палец по очереди;
• застегивать пуговицы, кнопки, замочки, закручивать крышки;
• нанизывать бусинки на нитку и др.
Также «пальчиковые игры» помогли усвоить названия и прядок следования первых пяти чисел: «Котята», «Поросята», «Воробьи».
В данном возрасте дошкольники часто путают цвета окружающих предметов. Мы предлагали игры, которые помогали различать и называть те цвета, которые наиболее часто встречаются в их окружении: «Найди свой домик», «Бегите ко мне», «Найди пару», «Какого цвета предмет», «Какие шарики улетели», «Что понравилось возьми, принеси и покажи».
Выделяя и сравнивая значимые признаки предметов в сенсорных играх, перед ребенком ставится определенная умственная задача, которая устанавливает связь между разными познавательными процессами. В этих играх дети усваивают прием сравнения предметов по цвету. Нанизывая разноцветные бусы на тонкую проволоку, дети не только закрепляют цвет, но и форму.
Предлагаемые игры «Какая игрушка», «Найди такой же формы», «Укрась варежку» и другие помогают детям различать и называть геометрические фигуры. А игры с палочками – схематически изображать их, далее усложнение – достроить до предмета.
Сравнивать и подбирать предметы по величине учим не только на занятиях. Во время обеда просили одного ребенка раздать большие ложки, другого маленькие, спрашивали, что будут есть большой ложкой, а что маленькой. На прогулке собирали большие и маленькие камешки, листья, лепили из песка большие и маленькие куличики для большой и маленькой кукол. Предлагали сложить в разные коробки большие и маленькие семена, камешки.
В игре «Что изменилось?» брали геометрические фигуры одинаковые по цвету, но разные по форме; разные по цвету, но одинаковые по форме, а также брали цифры (1,2,3,4,5, меняли их местами или убирали одну, а потом две. Сначала брали четыре предмета (цифры, а потом пять. Эти игры развивают у детей память, устойчивое внимание, закрепляют цвет, форму, названия геометрических фигур.
Интересный этап в работе, как я считаю, для формирования элементарных математических представлений – это развивающая игра Б. Н. Никитина «Сложи узор». Сначала учились складывать по карточкам простые узоры (дорожки, квадраты, потом более трудные («лодка», «конфета», «молния» и др.). Если дети первоначально использовали прием наложения, сейчас могут строить по образцу, по словесному описанию. Игру продолжали усложнять, предлагали строить по памяти, если узор состоит из красно-белых граней, то сделать такой же, но желто-синий, далее из 9 и 16 кубиков.
При работе мы учитывали индивидуальный подход к каждому ребенку:
• каждый ребенок учился в своем темпе;
• затрудняющимся старались оказывать максимум внимания;
• поощряли стремление ребенка к новому;
• не навязывали им свою помощь, но не отказывали, когда просили об этом.
Чтобы определить насколько эффективно повлияли развивающие игры на формирование начальных математических представлений и на развитие познавательных процессов детей, провели обследование в начале учебного года, затем в конце. Сравнение полученных результатов показали, что все хорошо знают геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник и овал. Они не только различают их, а называют эти фигуры, находят в окружающей нас обстановке, и обобщают, что это геометрические фигуры.
Знание детьми сенсорных эталонов – геометрических фигур – способствуют восприятию формы окружающих предметов и их частей.
Сенсорными эталонами в области цвета – семь цветов спектра, белый и черный. К концу года все дети различают и показывают, а большинство называют эти цвета. Этому способствовали развивающие игры «Подбери пару», «Какие шарики улетели?», «Радуга» и другие.
Выделяя и сравнивая внешние качества предметов в развивающих играх ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции, что способствует развитию внимания, памяти, мышления.
Когда дети усвоили понятие «много» и «один», мы решили поднять планку, познакомить с количественным и порядковым счетом до 10, с цифрами до 5, опираясь на наглядный материал, использовали игры «Сосчитай и покажи», «Что изменялось?»
Развивающие игры семьи Никитиных способствовали развитию творческих способностей у детей. Творчество проявляется и при игре с «волшебным» квадратом. Например, ребенок после игры с кубиками самостоятельно выложил узор «конфетка» из треугольников. Без показа дети сами стали придумывать узоры из треугольников, составлять большие, маленькие домики и елочки, а также геометрические фигуры, т. е. все выше «поднимают» планку, значит, развивают свои творческие способности. К концу года дети научились пользоваться схемами, рисунками, выполнять по словесному описанию и по памяти.
Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в собственных играх есть показатель развития инициативы ребенка. Кроме того развивающие игры учат действовать в «уме», мыслить, регулируют поведение детей, побуждают ребенка к соблюдению правил, т. е. способствуют формированию поведения и самоконтроля.
Наши дети уверены в своих силах, стараются помочь своим сверстникам, доставлять приятное, постепенно это становится нормой поведения в группе. Интерес к играм научил детей общаться и дружить, создал потребность детей в общении со сверстниками.
Итак, развивающие игры увлекают детей, облегчают обучение и развивают их умственные способности, личность ребенка.