Наталья Михайлова
Семинар «Развитие речи посредством художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема семинара методического объединения педагогов дошкольного образования «Развитие речи посредством художественной литературы». Тема взята не случайно, 2015 год в соответствии с Указом Президента России объявлен Годом литературы. Это одно из важнейших культурных событий в нашей стране, основными задачами которого являются привлечение внимания к чтению и литературе, и повышение интереса россиян к книгам.
Цель семинара :
Публикация «Семинар „Развитие речи посредством художественной литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;
раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
1. Вступительное слово о значении детской книги в развитии дошкольников
Слайд №2 Высказывания русских ученых-педагогов о роли книги в речевом развитии ребенка
Педагоги и психологи уделяли большое внимание вопросу влияния детской литературы на речевое развитие малышей. Вот некоторые из них:
• … одним из всех чудес, созданным человеком,
наиболее сложным и великим является книга.
Книгу называют единственной машиной времени,
с помощью которой можно совершать
путешествия в прошлое, настоящее и будущее.
(Максим Горький)
• Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя. (В. А. Сухомлинский)
Слайд № 4 Актуальность знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой в свете ФГОС ДО
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
По ФГОС ДО основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
• социально-коммуникативное развитие
• познавательное развитие
• речевое развитие
• художественно-эстетическое развитие
• физическое развитие
Речевое развитие
Одним из направлений работы по развитию речи детей дошкольного возраста является ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Основная цель:
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг)
Слайд № 5 Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову
-Ежедневное чтение детям вслух является
обязательным и рассматривается как традиция
В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда
-Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.
В январе в нашем детском саду, разработан и утверждён План основных мероприятий, посвященных Году литературы, по которому мы работали в течение этого года.
Наряду с проведением НОД по ознакомлению с художественной литературой в нашем саду традиция – это ежедневное чтение детям вслух.
В течение года воспитатели с детьми работали над проектами: «Сказка ложь, да в ней намек…», «Сказки о медведях» и др., проводили с детьми дидактические игры: «Из какой сказки?», «Узнай героя по описанию», играли в сюжетно – ролевые игры: «Книжный магазин», «Библиотека», организовывали театрализованную деятельность. Инсценируют с детьми сказки, такие как «Три медведя», «Теремок», «Зимовье зверей» и др., ходили на экскурсии в школьную библиотеку.
Между нашим детским садом детской библиотекой заключен договор о творческом сотрудничестве. Регулярно работники библиотеки приходят к нам для обмена книг и приглашают к себе в гости.
Воспитатели подготовительных групп провели беседы «Откуда книга пришла», «Любимые детские писатели», занятие - путешествие «Путешествие в прошлое книги», художественно – поэтический вечер «Красавица зима», «Литературный калейдоскоп по сказкам К. И. Чуковского».
В марте проходила Книжкина неделя:
Трудовой понедельник или «Книжкина лечебница». Дети со взрослыми проводили ремонт книг.
Театральный вторник. Старшие дети показывали кукольный театр для малышей.
Сказочная среда. В этот день проводился вечер сказок в подготовительной группе.
Праздничный четверг. Развлекались дети младшей группы на Дне рождения книжки.
А в спортивную пятницу у детей средней группы прошло спортивное развлечение «Путешествие в сказку».
В мае состоялся конкурс чтецов, посвященный 70 –летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
В каждой группе оформлены книжные уголки. В которых находятся книги в соответствии с программой, а так же книжки – самоделки, альбомы, тематические выставки. Недавно прошел смотр – конкурс книжных уголков.
Вашему вниманию, перед входом в зал, расположена выставка рисунков по любимым сказкам, которые нарисовали дети в изостудии под руководством воспитателя ИЗО.
Мы надеемся, что наша работа по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг:
- повысит уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;
- создаст предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
- поможет детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в деловой игре
Слайд №7 «Разминка»
Слайд № 8 Задание «Расположи в порядке возрастания»
1 команда - Расположи задачи освоения программы по приобщению детей к художественной литературе в порядке возрастания.
2 команда - Планируемые результаты освоения программы по приобщению к художественной литературе
Слайд № 9 - 13 Ответ для 1 команды: Слайд №11- I младшая, слайд №12 - II младшая, слайд №13 - средняя, слайд №14 - старшая, слайд №15 – подготовительная к школе группа
Слайд № 14– 15 Ответ для 2 команды: Слайд №16 – I младшая, II младшая, средняя, слайд №17 - старшая, подготовительная к школе группа
Слайд № 16 – 17 Задание для 1 команды: Назвать методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой.
Слайд № 18 Задание для 2 команды: Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения
Слайд № 19 – 23
Ответы. Слайд №19 – подготовительная, слайд №20 – I младшая, слайд №21 - средняя, слайд № 22 – II младшая, слайд № 23 – старшая.
Слайд № 24 - 26. Решить кроссворд
Прочитав отрывок из произведения, назовите фамилию автора, которая зашифрована в кроссворде
1. Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
Этот мальчик очень милый, поступает хорошо…
(В. Маяковский)
2. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне…. (С. Маршак)
3. Долго у моря ждал он ответа.
Не дождался, к старухе воротился. (А. Пушкин)
4. В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил упрямый Фома (С. Михалков)
5. Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам! Стыд и срам!
(К. Чуковский)
Ст. воспитатель: Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.
Внимательная, вдумчивая работа педагога над народной сказкой поможет детям понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для её устного звучания. Поэтому следующее задание будет связано со сказками.
Слайд № 27 «Народная сказка в жизни детей»
Задание 1команде: Как помочь раненым и убитым в русских народных сказках? Приведите примеры сказок.
Примерный ответ: Полить их сначала мертвой, а затем живой водой. («Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».)
Задание 2 команде. В каких сказках и какие, волшебные предметы встречаются в русских народных сказках? Приведите пример сказок.
Примерный ответ: «Царевна-лягушка», «Волшебный корабль».
Слайд №28 «Шуточная реклама» (При ответах указывать название и авторство произведений)
Слайд №29. Задание. Определите название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:
Ответ. (П. П. Ершов. «Конек-горбунок»)
Ответ. (А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)
Слайд № 30 Задание: От имени кого и о ком ведется рассказ?
Ответ 1. (Лиса о колобке.)
Ответ 2. (Огонь о Снегурочке.)
Ст. воспитатель: Освоение ребёнком речи во всём ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками. В приобщении ребёнка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц.
Слайд № 31 Аукцион пословиц
Кто больше знает пословиц о книге и чтении.
Примеры:
С книгой жить – век не тужить.
Испокон века книга растит человека.
Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
Хорошая книга – лучший друг.
Кто много читает, тот много и знает
Ум без книги – что птица без крыльев.
Ст. воспитатель: Владеть искусством художественного чтения и рассказывания – профессиональная обязанность воспитателя. Чтобы овладеть вниманием и доверием детей, речь педагога должна быть эмоциональной и убедительной. Разнообразнейшие интонации голоса, всевозможные оттенки его силы и темпа чтения, соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка исполняемого произведения. Задача педагога - умело использовать всё богатство оттенков своего. Предлагаю вам устроить небольшой конкурс на лучшего чтеца.
Слайд № 30 Конкурс детских стихов среди команд о временах года.
Педагогам предлагаются пейзажные картинки. На них изображены зима и осень. Команда должна вспомнить отрывки из стихотворений о времени года, прочитать выразительно, кто больше.
Слайды № 31- 38 Иллюстрации к стихам для сопровождения к стихам об осени и зиме
Подведение итогов деловой игры