Получи документы

Семинар-практикум «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Светлана Богатова
Семинар-практикум «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Составила: старший воспитатель Богатова С. М.

28. 03. 2013 год

Цель. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы.

Подготовка к педсовету:

Подготовить информационный лист о планируемом педсовете

Проведение тематического контроля. Подготовка справки по итогам тематической проверки.

Старшему воспитателю подготовить сценарий деловой игры по теме годовой задачи, необходимые материалы и оборудование.

План проведения педсовета:

Первая часть.

Публикация «Семинар-практикум „Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы“» размещена в разделах

Выступление-обращение руководителя ДОУ к участникам педсовета. Итоги выполнения предыдущего педсовета.

Итоги тематической проверки по теме «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы».

Заведующая детсадом Токарева Л. В. (Приложение)

Вторая часть.

Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы».

Старший воспитатель Богатова С. М.

Третья часть.

Подведение итогов педсовета.

Ход педсовета.

Первая часть.

-Решение предыдущего педсовета. (Токарева Л. В.)

-Справка по итогам тематического контроля. (Токарева Л. В.)

Вторая часть.

-Деловая игра для воспитателей. (Богатова С. М.)

«Знатоки детской художественной литературы».

Цель:

- повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

-развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

-раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

(Игроки делятся на 4 команды согласно возраста детей, вопросы задаются поочередно каждой команде)

Ход игры:

Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Я представляю команды. Замечательно. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! Перед началом послушайте правила. На столах у вас лежат сигнальные флажки. Если вы знаете ответ, то прежде должны поднять флажок, а затем ответить. За невыполнение правил вы лишаетесь очков, которые автоматически переходят к соперникам. Кто окажется быстрее, тот и наберет больше очков. Данный вид ответа действенен в общем соревновании. Если ответ адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответа, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Но и та, и другая команда имеет право ответа лишь после поднятия флажка. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно…Тогда приступим.

Разминка:

1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:

-«По щучьему веленью, по-моему, хотенью…» (Емеля)

-«Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»

-«Спи, глазок, спи, другой!» (Хаврошечка)

-«Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?» (Дед Мороз)

-«Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…»

-«Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!»(Петух)

-«Козлятушки-ребятушки отворитеся, отопритеся» (Коза)

-«Свет мой, зеркальце, скажи…»(Мачеха)

2. Закончите пословицу:

-«Что написано пером…» (не вырубишь топором)

-«Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)

-«Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)

-«Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)

-«Что посеешь…» (то и пожнешь)

-«Любишь кататься…» (люби и саночки возить)

-«Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)

-«Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)

3. К какому виду творчества это относится?

-«Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

-«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

-«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

-«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал»

(Потешка)

-«В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

-«Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-инте-интерес,

Выходи на букву «С» (Считалка)

-«Расскажу-ка я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские…» (Былина.)

-«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

Задание 1.

а) Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе :

- Слушать рассказывание или чтение небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.

(1-ая младшая группа)

- Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.

(2-ая младшая группа)

-Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка.

(Средняя группа)

-Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

(Подготовительная к школе группа)

Задание 2.

б) Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения :

А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока»,К. Чуковский. «Цыпленок»,С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)

З. Александрова «Мой мишка», А. Барто «Девочка-ревушка», С. Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)

«Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я. Тайц «По грибы»,К. Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». (средняя)

Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная)

Задание 3

в) Назовите автора произведения :

«Приключения Чипполино» (Д. Родари)

«Приключения Незнайки и его друзей» (Н. Носов)

«Волшебник Изумрудного города» (А. Волков)

«Цветик-семицветик» (В. Катаев)

Задание 4.

г) Определите название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

…Подъезжая к окияну,

Говорит конек Ивану:

«Ну, Иванушка, смотри,

Вот минутки через три

Мы приедем на поляну-

Прямо к морю- окияну:

Поперек его лежит

Чудо – юдо Рыба – кит»…

(П. П. Ершов «Конек-горбунок»)

2… Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер…

(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

3…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята

Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к

дивану. (Н. Носов. «Живая шляпа»)

4. Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

-Подвиньтесь,- сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

- С тобой что-то случилось?

- Ну и ладно! А вам –то что?- покосился на него Павлик.

- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

(В. Осеева «Волшебное слова»)

Задание 6.

д) «Составь слово из слогов и отгадай сказку»

(в форме финвордов)

Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда

Кашечрохав («Хаврошечка»).

Боклоко («Колобок»)

2 команда

Зоркомо («Морозко»)

Очвокамйюд Дюймовочка

3 команда

Дыродйом Мойдодыр

Гукароснеч («Снегурочка»)

4 команда

Комерет («Теремок»)

Щеинакатар («Тараканище»)

Задание 7

Домашнее задание.

Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.

Задание 8.

«Чудесный мешочек» Предложить командам назвать одним словом

образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)

устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях

(былина)

основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)

устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)

вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

Задание 9 «Узнай и нарисуй»

Команды выбирают карточки с заданием, отгадывают его. Один из представителей команды со вторым направляющим с завязанными глазами изображает героя литературного произведения.

Карточка 1

Принесла овсяной кашки – отвернулся он от чашки

Принесла ему редиски –

Отвернулся он от миски («Усатый – полосатый»)

Карточка 2

Мышка дом себе нашла

Мышка добрая была

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов

«Теремок»

Карточка 3. Ах ты, Петя, простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко

«Петушок – Золотой гребешок»

Карточка 4. Красна девица грустна

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

«Снегурочка»

Подведение итогов деловой игры. Награждение.

Третья часть. Подведение итогов педсовета.

Тематическая «Книжкина неделя» прошла успешно. Таким образом, если книга займет первостепенное место в образовательном процессе детского сада, то ребенок научиться, не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой. На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницей, ведущей к вершинам образованности. Надеемся, что очередная Книжкина Неделя стала новой ступенью на лестнице, ведущей к знаниям для детворы нашего детского сада!

Решение.

Публикации по теме:

Формирование эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы Добрый день уважаемые эксперты! 1 слайд Разрешите представиться – Захарова С. В. Мой стаж работы 6 лет, работаю с детьми раннего возраста,.

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи посредством художественной литературы «Русские народные сказки» Итоговое открытое занятие для детей 1 младшей группы Развитие речи посредством чтения художественной литературы (по русским народным сказкам).

Конспект занятия по развитию речи посредством художественной литературы в форме игры-путешествия «В гостях у сказки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Ручеек» г. Новоузенска Саратовской области» Конспект Непосредственной.

Методическая разработка «Адаптация детей посредством художественной литературы» в рамках ФГОС Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин:.

Развитие связной монологической речи дошкольников посредством восприятия художественной литературы. (вторая младшая группа) Тема: «Отправляемся в путешествие». Цель: обогащать речевое развитие детей через формы народного фольклора. Воспитывать любовь к родному.

Семинар — практикум для родителей «Правила культуры общения» Место проведения: музыкальный зал детского сада Участники тренинга: группа родителей воспитанников детского сада (средние, старшие и подготовительные.

Семинар-практикум для воспитателей «Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики» Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики. I часть. Теоретическая. Проводит методист. Обсуждаются.

Семинар-практикум «Подготовка детей к школе посредством использования педагогических технологий»Семинар-практикум «Подготовка детей к школе посредством использования педагогических технологий» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов.

Семинар-практикум «Развитие детского художественного творчества посредством конструктивно-модельной деятельности»Семинар-практикум «Развитие детского художественного творчества посредством конструктивно-модельной деятельности» Творчество - это человеческая деятельность высшего уровня познание и преобразование окружающей природы и социального мира. В процессе творческой.

Восприятие произведений художественной литературы и фольклора Урала Примерный план работы по восприятию произведений художественной литературы и фольклора Урала для чтения детям дошкольного возраста с учетом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Опубликовано: 27 августа 2015 в 22:33
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Богатова (УИ 344727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД