Надежда Мозжалова
Игры для развития словаря посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать
+ Заказать документы
Игра «Волшебная указка»
Цель: развитие умения изменять слова с помощью суффикса, получая однокоренные (родственные) слова.
Средства: волшебная указка.
Содержание: Для игры необходима «волшебная» палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой - увеличивает. Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.
Публикация «Игры для развития словаря посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В процессе игры можно работать с любыми словами, обозначающими объекты или явления окружающего мира, которые встречаются в том или ином литературном произведении.
Например: Дом-домик-домище, кот-котик-котище, петух-петушок-петушище, лиса-лисонька-лисища и т. д. (сказка «Кот, петух и лиса»).
Затем воспитатель предлагает детям сказать – из какой сказки эти слова.
Усложнение: ведущий – ребенок, воспитатель предлагает ему вспомнить любое литературное произведение (можно конкретизировать жанр) и не называя его, предложить детям слова из этого произведения для их «уменьшения» или «увеличения».
Игра «На чем передвигались литературные герои»
Цель: уточнение и закрепление слов на обобщение.
Средства: Карточки с изображением литературных героев. Карточки средств передвижения литературных героев.
Содержание: У детей - игроков карточки сказочных героев. Карточки со средствами передвижения у водящего на столе, лежат картинкой вниз. Водящий переворачивает карточку, показывает ее игрокам. Тот ребенок, у которого карточка с литературным героем соответствует показанному средству передвижения, называет героя, его средство передвижения, произведение и получает от ведущего карточку. Ребенок, который правильно назовет всех героев, их средства передвижения, литературное произведение и первым подберет все карточки - выигрывает.
В конце игры воспитатель предлагает детям назвать одним словом все средства, на которых можно передвигаться.
Усложнение: предложить назвать жанр, автора.
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Цель: активизация словаря, развитие умения подбирать слово, опираясь на слово-стимул. Средства: Мяч.
Содержание: Дети стоят в кругу.
1 вариант: Воспитатель поочередно бросает мяч и называет первое слово из сказки или другого литературного произведения. Ребенок ловит мяч, отгадывает и произносит полное название. Сивка-… бурка, заяц- …хваста, Мороз- …Иванович, царевна- …лягушка и т. д.
2 вариант: Воспитатель бросает мяч и предлагает сказать как по другому авторы литературных произведений называют героев: лиса – лисичка, лисичка-сестричка, плутовка, рыжая, лиска и т. д.
3 вариант: Воспитатель предлагает подобрать слова-сравнения (с чем автор сравнивает этот предмет): снег как - …серебро, покрывало и т. д.
Игра «Узнай сказку (рассказ) по пословице»
Цель: Развитие интереса к крылатым выражениям, пословицам, желание использовать их в речи; понимание смысла литературных произведений и пословиц.
Средства: Карточки с пословицами.
Содержание: Зачитываются пословица Детям предлагается вспомнить литературное произведение, которое соответствует этой пословице или в котором встречается данное выражение.
Например, «Как аукнулось – так и откликнулось» («Лиса и журавль», «У страха глаза велики» («У страха глаза велики», «Впредь тебе, невежда, наука: не садись не в свои сани» («Сказка о рыбаке и рыбке») и т. д.
Усложнение: попросить ребенка объяснить смысл пословицы (что она означает).
Игра «Чудо-дерево»
Цель: развитие умения группировать предметы по определенному признаку; употребление в речи обобщающих слов.
Средства: тематические наборы карточек (посуда, транспорт и т. д., дерево.
Содержание:
Детям читают стихотворение К Чуковского «Чудо-дерево» или вспоминают его содержание и предлагаются различные задания:
- На чудо-дереве появилась посуда, которая убежала от Федоры. Какая посуда убежала от Федоры, выберите карточки с изображением посуды и развесьте на дереве. На чудо-дереве выросла только чайная посуда (столовая, стеклянная, железная и т. д.).
- На чудо-дереве выросли портреты злых (добрых, веселых, грустных, хитрых и т. д.) литературных героев. На чудо - дереве выросли портреты литературных героев, а каких – отгадайте (загадка). Из какого произведения эти герои.
- На чудо - дереве выросли предметы, которые принадлежат «Доктору Айболиту». Как их назвать одним словом?
И т. д.
Дети выполняют задания – развешивают карточки.
Лото «Чьи вещи».
Цель: овладение обобщением.
Средства: Карточки с изображением вещей -для водящего и карты с пустыми клеточками-для играющих.
Содержание:
Взрослый раздает детям карты с пустыми клеточками, в центре которых изображен сказочный герой, например бабушка Федора, Мойдодыр, Баба-Яга. У водящего карточки с изображением вещей, которые им принадлежат (игра проходит по типу лото). Водящий показывает по одной карточке, играющие определяют, чья карточка, постепенно заполняя пустые клеточки. Кто первым заполнит все карточки, называет сказку, главного героя и вещи, ему принадлежащие. То же выполняют и другие игроки.
Игра «Закончи предложение»
Цель: развитие вербальной памяти, в процессе припоминания знакомых строк из стихотворений, пословиц.
Средства: Звучит музыка. Воспитатель передает игрушку или мяч. На ком музыка останавливается, тот ребенок заканчивает предложение.
Воспитатель: «Осень наступила» Ребенок: «высохли цветы»
Воспитатель: «Плакала Снегурочка» Ребенок: «Зиму провожая»
Воспитатель: «Дождик, дождик кап-кап-кап» Ребенок: «Мокрые дорожки»
Воспитатель: «Зимой и летом» Ребенок: «Одним цветом» и т. д.