Тамара Сергеевна Черентаева
Проект «Воспитание этического поведения дошкольников посредством использования шедевров русской художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :«Воспитание этического поведения дошкольников через использование шедевров русской художественной литературы»
Я хочу представить Вашему вниманию проект : «Воспитание этического поведения дошкольников через использование шедевров русской художественной литературы».
Введение ФГОС определило одну из целей дошкольного образования – подготовка дошкольника к жизни в современном обществе, что возможно реализовать через формирование культуры общения, усвоения норм и ценностей.
Публикация «Проект „Воспитание этического поведения дошкольников посредством использования шедевров русской художественной литературы“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
2015 год объявлен годом художественной литературы. Именно поэтому идея формирования этического поведения через приобщение детей к шедеврам мировой художественной литературы приобретает особую актуальность.
Задачами проекта были определены :
1. Формирование навыков этического поведения;
2. Формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
3. Расширять знания детей о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
4. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям.
Суть этического поведения ребенка, на мой взгляд, наилучшим образом определил Антуан де Сент-Экзюпери, написавший, что «… есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок, - и, тут же, приведи в порядок свою планету…».
Говоря научным языком, «этическое поведение» - это целенаправленная система последовательно выполняемых «должных» действий человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, зависящая от уровня сформированности этических понятий, регулируемая социальными нормами и ценностными ориентациями личности.
Исходя из определения, в дальнейшем, необходимо рассмотреть механизм этического поведения. Я разделила его на 3 ступени.
Дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах, таких как: «можно-нельзя», «хорошо-плохо». Усвоенные нормы впоследствии, при определенных условиях, становятся мотивами его поведения. Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентации, мотивационные силы своего поведения, дошкольник становится активным субъектом общественной деятельности, у него формируются общественные мотивы – желание сделать что-то для других,, оказать помощь.
Приписывание общественных мотивов позволяет старшему дошкольнику понимать свое собственное поведение также хорошо, как и поведение «других». Но мы понимаем, что достичь таких высоких вершин, как развитие общественных мотивов, на базе одного нашего проекта – нереально!
На мой взгляд художественные произведения великого русского писателя А. С. Пушкина могут явиться средством воспитания этического поведения у дошкольников, ведь именно А. С. Пушкин в своих произведениях отлично передает «дух» моральных понятий, народных симпатий и антипатий, реальные нравы «простонародной старины», живой народный быт.
За основу проекта было взято произведение А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», так как в этом произведении четко прослеживаются этические и моральные принципы, очень ярко обрисованы доброта, вежливость, нормы поведения.
Наша основная задумка – проживание этой сказки, создание атмосферы благодаря сказочной предметно-развивающей среде и взаимодействию всех субъектов образовательного процесса.
Знания о нравственных нормах будут передаваться через прочтение самой сказки. Мотивы поведения будут формироваться через деятельность субъектов образовательного процесса по сюжету сказки, через:
• Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры;
• Игры-инсценировки;
• Театрализацию сказки.
Все это будет возможно благодаря созданию определенной предметно-развивающей среды:
• Уголок «Сказочные хоромы», где передается атмосфера не русской избы, а барских или княжеских хором. Ведь именно образованные князья могут служить образцом этического поведения.
• Уголок «Ряжения» с русской народной и княжеской одеждой.
• Создание картотеки подвижных игр, придуманных самими детьми на основе сюжета сказки.
• Уголок «Деревянной посуды».
Эту посуду дети используют во время вечеров в стиле «Княжеские хоромы», для сюжетных игр и театрализации.
Пока этот проект находится в стартовой позиции (первый месяц). Впереди у нас еще много работы, но мы ожидаем, что результатом станет овладение детьми старшего дошкольного возраста разных форм и способов культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.
Подводя итоги, хочется вспомнить замечательные слова А. С. Пушкина: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно».