Юлия Альбекова
Семинар-практикум для воспитателей «Сенсорные игры для развития речи для детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход встречи:
Сл. 1 - Добрый вечер, уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас на нашем круглом столе. И сейчас мне бы хотелось поговорить с вами о речевом развитии детей.
Беседа с воспитателями.
Сл. 2 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Темочки:
- Игры для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
Сл. 3 Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, способствуют возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться, в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, не утратили своей актуальности и сегодня. А педагогам рекомендуется как можно чаще с дошкольниками выполнять упражнения для мимической мускулатуры, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, использовать речевые и сенсорные игры, о которых мы поговорим подробнее.
Сл. 4 Тема нашей беседы: «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги, что такое сенсорное развитие? (ответы).
Сл. 5. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
- Назовите наши органы чувств? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Сл. 6 Одним из составляющих факторов сенсорного развития является осязание. Совершенствование функций мелкой моторики рук — это одна из составляющих процесса осязания. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Сл. 7 И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают улучшить развитие мелкой моторики рук, что непосредственно влияет на развитие речи дошкольника.
Сл. 8 Вот какие традиционные сенсорные игры используются в группах раннего развития нашего ДОУ : большие и маленькие пирамидки, различные вкладыши, кубики по основным цветам, домики, шары и кубы с прорезями, лабиринты, мозаики, шнуровки, матрешки.
Но существует масса увлекательных и интересных сенсорных игр, которые можно сделать из подручных материалов. Рассмотрим только некоторые из них, которые успешно используются в группах раннего развития нашего детского сада.
Сл. 9 - 10 Одна из любимых игр Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Сенсорные игры и упражнения на развитие мелкой моторики целесообразно сочетать речевым сопровождением. Например, играя в эту игру, достав предмет, можно предложить детям описать этот предмет (цвет, форма, размер, или вместе с детьми проговорить потешку, стишок, загадку об этом предмете, вспомнить в какой сказке мы встречаем этот предмет.
Сл. 11-12 Игра «Золушка»
Перемешанные семена гороха, фасоли и бусинки, ребенок должен их рассортировать. Эта игра применяется в совместной деятельности с педагогом, и необходимо не забывать о технике безопасности.
Сл. 13 -14 Можно сделать и своими руками Игру «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы разной формы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Сл. 15-16 Можно организовать Игру «Рисуем на крупе»
Возьмите плоское яркое блюдо. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
Сл. 17 Игра «Шарики»
Шарики разного размета, разной фактуры, наполненные: манкой, гречкой, крахмалом, бумагой, лоскутками и т. д. Можно положить предметы, чтобы шарики пищали, звенели. Упражнения «сравни звуки»; «найди пару».
Сл. 18-19 Игра «Сухой бассейн»
Представляет собой открытый резервуар, заполненный мелкой крупой. Его основное назначение - одновременное активное механическое воздействия на различные нервные окончания рук, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, руки ребенка становятся более чувствительными. Суть игр сводится к поиску различных игрушек, мелких предметов (игрушки спрятались, а ты попробуй их найти).
Сл. 20-21 Очень любят дети «Игры с Камешками Марблс»
Работу с камешками Марблс, я сравниваю с праздником. Детей радует великолепие ярких красок. Работа вызывает море положительных эмоций: радость, улыбку, восторг.
Например, «Давай поиграем с тобой в маленького волшебника», - так я часто начинаю свои занятия. Мы будем рисовать, но рисовать не карандашами и красками, не мелками и фломастерами, а разноцветными камешками. Перед ребенком выкладываю разноцветные камешки Марблс, и ребенок начинает свое волшебство.
Главное в этих играх не забывать о технике безопасности, так как детали мелкие и можно в них играть в совместной деятельности воспитателя с ребёнком.
Дорогие коллеги!
А какие сенсорные игры из разнообразного материала используете вы в своей деятельности?
И так, в процессе сенсорных игр развивается мелкая моторика рук, что непосредственно влияет на развитие речи дошкольника, а если вызывать положительные эмоции у ребенка,
употребляя слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!», вы создадите – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.
Как оказывается на практике, у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас родители даже обувь детям покупают на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще лет 20 назад большую часть работы приходилось делать руками: перебирать крупу, стирать белье, шить, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине и как следствие - слабое развитие общей моторики, что ведет к проблемам с речевым развитием. Дети, имеющие низкий уровень развития моторики испытывают трудности в обучении, они медлительны, переключаемость и последовательность движений нарушены. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово от ребенка.
Игра «Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждое слово.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Памятка для воспитателей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами и др.
2. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями.
3. Организуйте игры с пластилином, тестом.
4. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
5. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
6. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
7. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
8. Запускайте пальцами мелкие волчки.
9. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.