Анна Погодина
Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей всех групп
Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа»
Цель: Оказать помощь воспитателям в организации работы над формированием звукового анализа у детей.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей всех групп „Игры и задания для формирования звукового анализа“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средств общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).
Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) – сложный вид заданий для детей. Несформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.
Звуковой анализ может быть простым (элементарным, когда звук выделяется на фоне слова, и сложным, заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места в слове (начало, середина, конец, последовательности звуков в слове, их количества, места каждого звука по отношению к другим звукам. Именно в такой последовательности и происходят занятия по формированию фонематического анализа у дошкольников.
Перед формированием звукового анализа должна быть проведена следующая работа.
1. Уточнение артикуляции звуков. Дети должны правильно артикулировать звук, удерживать артикуляцию, узнавать звук по беззвучной артикуляции изолированно или в ряду других звуков, дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляции, определять наличие преграды для воздушной струи.
2. Усвоение, уточнение понятий «ряд», «место», «дни недели», «части суток», «месяцы», для чего могут быть использованы сказки, другие литературные произведения с участием большого количества персонажей. Дети считают количество мест, определяют их последовательность, место каждого по отношению к другому, определяют, какое «место» исчезло и т. д.
Затем можно переходить к непосредственному формированию звукового анализа. Примерные задания и игры представлены по мере усложнения форм звукового анализа.
Задания:
1. Цель: учить узнавать звук на фоне слова.
Логопед называет слова, а дети должны поднять руку или хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук.
2. Цель: развивать фонематический слух.
Оборудование: цветные фишки: красные для обозначения гласных, синие – для обозначения согласных звуков.
Логопед произносит звуки, а дети выкладывают на парте в ряд фишки соответствующего цвета.
3. Цель: развивать фонематический слух, умение выделять в потоке речи повторяющийся чаще всего звук.
Оборудование: стихотворения, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Логопед читает стихотворение, а дети называют звук, которы й чаще всего слышали.
Примерный речевой материал:
*Непоседа Васенька
Не сидит на месте.
Непоседа Васенька
Всюду с нами вместе.
*Этой щеткой чищу зубы.
Этой щеткой – башмаки.
Этой щеткой чищу брюки.
Все три щетки мне нужны.
*Расшумелся воробей:
- Вора! Вора! Вора бей!
- Тихо! Тихо! Тихо! Тихо! –
Распушилась воробьиха.
4. Цель: учить определять наличие звука в слове.
Оборудование: предметные картинки.
Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук.
5. Цель: учить определять первый звук в слове.
Оборудование: предметные картинки.
Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный гласный звук.
Примечание: первые гласные звуки в слове должны находиться под ударением.
6. Цель: учить определять первый звук в слове.
Оборудование: сигнальные карточки красного и синего цвета.
Логопед называет слова и в зависимости от задания дети поднимают красную или синюю карточку для определения гласного или согласного звука в начале слова.
7. Цель: формировать умение определять конечный согласный звук в слогах, словах.
Логопед называет слова, а дети называют последний звук в закрытых слогах: ОК, АМ, УС. Затем определяют конечный согласный звук в словах типа кот, мох, сок, куст, банан.
8. Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: у каждого ребенка на парте карточка – полоска бумаги, разделенная на три равные части.
Фишки определенного цвета (красная, синяя) в зависимости от изучаемого звука.
Логопед называет слово с заданным звуком, а дети определяют позицию звука и кладут фишку в первый квадрат, если звук находится в начале слова, во второй, если находится в середине, в третий – если в конце. Например, определить позицию звука [с] в словах: сок, лес, сапоги, миска, вкус, простой, мост.
9. Цель: учить определять последовательность и количество звуков в слоге, слове.
Оборудование: цветные раздаточные кружки-фишки синего и красного цвета.
Логопед произносит слог (СЛОВО, а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на парте.
Примечание: Слоги сначала берутся закрытые типа: ох, ам, а слова - односложные, из трех звуков (тип слога – закрытый): дом, бык.
10. Цель: учить определять количество звуков в слове.
Оборудование: предметные картинки.
Выбрать картинки в названии которых:
- три звука,
- четыре звука.
- пять звуков.
11. Цель: учить определять количество звуков в слове и их последовательность.
Оборудование: предметные картинки; звуковые схемы слов.
На доске укрепляются звуковые схемы слов. На столе логопеда лежат предметные картинки. Дети по очереди выходят к столу, берут картинку, называют ее, выполняют анализ слова (называют последовательность и количество звуков) и располагают картинку под нужной схемой.
Игры
Посмотри вокруг
Цель: учить определять наличие звука в слове.
Ход игры: Дети должны внимательно посмотреть вокруг себя и найти в группе предметы, в названии которых есть заданный звук.
Лото
Цель: учить определять наличие звука в слове.
Оборудование: карточка лото для каждого играющего, разделенная на четыре квадрата, в каждом из них наклеена предметная картинка, фишка.
Ход игры: Только в трех квадратах находятся картинки, в названиях которых присутствует заданный звук. Дети должны найти лишнюю картинку, в названии которой нет изучаемого звука и закрыть ее фишкой.
Можно использовать более сложный вариант игры. Каждому играющему дается альбомный лист, на котором наклеено много предметных картинок. Дети должны найти картинки, в названиях которых есть заданный звук и накрыть его фишкой.
Брось мяч
Цель: Учить определять первый и последний звуки в слове, последова-тельность их в слове.
Оборудование: мяч.
Задания:
1. Убрать первый звук в слове. Какое слово получится?
Логопед стоит в центре, играющие – вокруг него. Он бросает мяч кому-то из детей и называет слово, а они убирают первый или последний звук в слове (зависит от задания) и бросают мяч ведущему;
Речевой материал: лужи – ужи, косы – осы, крот – рот, бочки - очки, клещи- лещи, сурок – урок.
2. Убрать последний звук в слове. Какое слово получится?
Речевой материал: рост – рос, стол – сто, марка – Марк, бегут – бегу, кружит – кружи, волы – вол, стога – стог, бобр – боб, взяла – взял.
Два берега
Цель: учить определять наличие звука или первый звук в слове.
Оборудование: предметные картинки; изображение лодки или корабля.
Ход игры: На доске мелом изображается река. Посередине реки магнитами укрепляется лодка или корабль, в которых есть прорези для предметных картинок. Логопед рассказывает детям, что на лодке (корабле) плывут слова. Слова, начинающиеся, например, со звука [k], должны причалить к одному берегу, а все остальные к другому. Дети выходят к доске по очереди, достают из прорезей картинки, называют их, определяют наличие звука или первый звук в слове (в зависимости от задания) и укрепляют их магнитами к нужному берегу.
Раскрась картинки
Цель: учить определять наличие звука, его позицию в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: несколько нераскрашенных предметных картинок, изображенных на альбомном листе.
Ход игры: Играющим раздаются листы, на которых нарисовано несколько нераскрашенных картинок. Дети должны раскрасить или заштриховать только те картинки, в названиях которых есть заданный звук или звук, находящийся в определенной позиции. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Чей домик?
Цель: учить определять первый звук в слове.
Оборудование: картонные домики красного и синего цвета (в зависимости от задания); предметные картинки.
Ход игры:
1 вариант. На стол выставляется синий или красный домик в зависимости от изучаемого звука, например [л]. Нужно отобрать картинки со словами, названия которых начинаются с этого звука.
2 вариант. На стол выставляются два домика: красный и синий. Дети по очереди выходят к столу, берут предметную картинку, называют ее, опреде-ляют первый звук в слове (гласный или согласный) и кладут ее в соответст-вующий домик.
Соберем цепочку
Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры: логопед называет слово, а ребенок называет слово, где первым звуком будет последний звук предыдущего слова и т. д. Например, мост - телефон – носки – игла – аист – топор – рак.
Домино
Цель: развивать умение выделять первый и последний звуки в слове.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: Играть лучше группами по 3-4 человека. Играющим раздаются предметные картинки. Один из детей кладет картинку на стол, называет ее и определяет последний звук в данном слове. Тот из играющих, который находит у себя картинку с таким же начальным звуком, кладет ее следующей, называет ее и последний звук в слове и т. д. Например, слон – насос – сосна – абажур – рак.
Где спрятался звук?
Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: картонный домик с тремя окнами-карманами.
Ход игры. Домик и предметные картинки стоят у логопеда на столе. Дети подходят к столу, берут картинку, называют ее и определяют, где находится изучаемый звук. Если он находится в начале слова, кладут ее в первое окно-кармашек, в середине – во второе, в конце – в третье.
Где звук?
Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: на доске большие демонстрационные полоски бумаги, разделенные на три равные части. Если идет работа с гласным звуком, это три схемы с красными квадратами в первой, средней и последней частях полоски. Если определяется позиция согласного звука, то с синими квадратами. В эту игру можно играть при знакомстве с новыми звуками.
Ход игры. Дети выходят к доске, берут со стола предметную картинку, называют ее, определяют позицию заданного звука и с помощью магнита укрепляют ее под нужной схемой.
Мы на саночках катались, наши санки потерялись
Цель: учить определять количество звуков в слове.
Оборудование: картонные санки с кармашками, укрепленные на доске магнитами. На санках написаны цифры «3». «4», «5». Предметные картинки беспорядочно укреплены на доске магнитами.
Ход игры: логопед говорит детям, что каждая картинка находится в своих саночках. Сколько в названии предмет, нарисованного на картинке, звуков, такая цифра написана и на санках. Но санки поехали с горки и перевернулись. Все картинки выпали из них и перемешались. Нужно найти каждой картинке ее санки. Дети по очереди выходят к доске, берут картинку, произносят название, определяют количество звуков в слове и кладут картинку в нужный кармашек.
Речевой материал: кот, рак, оса, лук, муха, лиса, шарф, крот, белка, замок,
кукла, жираф, книга, груша.
Расставь фишки
Цель: учить определять количество звуков в слове, их последовательность.
Оборудование: каждый играющий получает альбомный лист, разделенный на прямоугольники, в начале каждой строки картинка (см. таблицу); набор цветных кружков-фишек.
Ход игры. Каждому звуку соответствует клетка, в которую играющие кладут нужный кружок-фишку (синюю, красную или зеленую). Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Варианты подбора картинок: шары, коза, рыба-пила; кран, шарф, мост, слон; лимон, полка, крыло, тыква; бык, бусы, утка, мишка.
Загадки
Отгадывание загадок и работа со словами-отгадками помогают формированию всех видов звукового анализа.