Лариса Созонова
Секреты успешного развития речи в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Секреты успешного развития речи в раннем возрасте». Именно об этом я хотела поговорить. Понятно, что о секретах и пойдет речь. Но давайте разберемся с некоторыми понятиями и уточним их: «развитие», «ранний возраст», «раннее развитие» и «развитие в раннем возрасте». Что касается последних двух понятий – «раннее развитие» и «развитие в раннем возрасте», одно ли это и тоже?
Публикация «Секреты успешного развития речи в раннем возрасте» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Термин «раннее развитие» сейчас у всех на слуху. Оно знакомо не только педагогам, но и родителям маленьких детей. Существует множество печатных изданий, которые занимаются этой темой и предлагают под термином «раннее развитие ребенка» понимать «создание таких условий развития (развивающей среды, в которых малыш может полностью и своевременно реализовать свои способности. При этом четких ограничений по возрасту не ставится.
Таким образом, «раннее развитие ребенка» подразумевает включение всех возрастных периодов детства.
А «ранний возраст» - это только один из этих периодов, границы которого по возрастной периодизации Д. Б. Эльконина принято считать от года до трех лет. Естественно, что эти границы весьма условны, и главное понять, появлением каких новообразований они сопровождаются.
У ребенка появляется такое новообразование, как активная речь, которая, в свою очередь, перестраивает общение со взрослыми и все психические процессы ребенка – восприятие, внимание, память, мышление.
Речь у ребенка развивается благодаря тому, что он живет в речевой среде, и определяющим началом активной речи ребенка являются направленность мотивации взрослых на общение с ребенком.
В дальнейшем процессе развития речи важное место занимает вербальное общение с ребенком при использовании грамотной речи.
С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Он хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает возникновение активной речи.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас. С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения.
В раннем возрасте дети усваивают первые уроки общения: здороваться, прощаться, благодарить, использование дружелюбного, спокойного тона общения.
Работа по развитию речевого общения представлена в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной областью "Коммуникация", "Чтение художественной литературы". Содержание образовательной области "коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способностями средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• Развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;
• Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности) ;
• Практическое овладение детьми нормами речи.
Примерно к двум – трем годам у ребенка возникает особое отношение к своим сверстникам. Другой ребенок становится не только интересным «предметом», но и партнером.
Все более развивающаяся самостоятельность ребенка и его самосознание ярко проявляется в кризисе трех лет.
Таким образом, ранний возраст – период интенсивного психического развития ребенка, которое происходит по нескольким линиям. Вот наиболее важные из них:
• развитие предметной деятельности;
• развитие активной речи ребенка;
• появление игровых замещений;
• формирование потребности в общении со сверстниками;
• развитие самосознания и самостоятельности.
И все это просто необходимо учитывать взрослому, который занимается «развитием ребенка раннего возраста».
Я работаю воспитателем 12 лет.
Из своего опыта работы я знаю, что чем раньше начинаешь заниматься с ребенком, тем успешнее будет его дальнейшее развитие. В многочисленной литературе я также нашла подтверждения и доказательства необходимости раннего развития. Усилия взрослого по развитию ребенка раннего возраста попадают в благодатную почву, потому что именно в эти годы (сензитивный период, мозг ребенка запрограммирован на усвоение колоссального объема информации и интенсивное обучение и развитие. Принцип «лучше поздно, чем никогда…» в раннем возрасте не срабатывает. Не работает он и относительно развития речи, так как существует период, после которого ребенок уже не сможет заговорить. Поэтому основная задача состоит в том, чтобы обеспечить малышу соответствующую речевую среду. Чем раньше это произойдет, тем лучше.
Часто приходиться слышать сетования мам: «Ему уже второй год. Сынишка всё, ну, буквально всё понимает. А вот говорить. … Без устали прошу его: «Скажи, повтори…». Все малыши, знакомые по детской площадке, уже разговаривают. Ваня начал говорить предложениями, а мой до сих пор молчит. Когда же он заговорит?»
Приходится объяснять, что любая статистика, касающаяся детей до трех лет – дело ненадежное. Бывает так, что дети, упорно молчащие до двух лет, уже в три года догоняют и перегоняют в своем развитии сверстников, у которых первые слова появились уже в 9 месяцев.
В каком-то смысле детей можно сравнить с кувшином: сначала их нужно «наполнить» словами, и только после этого они «потекут через край». Только глубина кувшина и скорость наполнения у каждого своя. Одни постепенно набирают словарный запас, другие двигаются рывками – выучил, забыл, вспомнил, добавил новые слова. Третьи еще вчера ничего не говорили, а сегодня уже вовсю говорят развернутыми фразами. Быстрота «наполнения кувшина» зависит от нас, взрослых, от того, как строится наше общение…
Дайте ребенку незнакомый предмет. Малыш рассмотрит его, попробует на язык, повертит в руках, но продолжаться это будет не долго. То же самое произойдет с новой разноцветной пирамидкой. Можно давать сколько угодно игрушек, но малыш будет стремиться к такому недоступному предмету, как телефон, с которым так много «играют» взрослые, или к пульту ТV.
«Но ведь это не детские игрушки?», - скажете вы. Почему детские игрушки не всегда вызывают у малыша интерес? Могу вас уверить, таких игрушек нет. Игрушка станет любимой, и ребенок потянется к ней, если взрослый покажет, как интересно и весело можно с ней играть. Заинтересованное отношение взрослого к предмету передается ребенку. Вот почему так интересен пульт от телевизора и папин сотовый телефон. Теперь малышу мало, чтобы его просто ласкали, гладили по голове или обнимали. Ему нужен взрослый, как источник новых предметов, предметных действий и образец для подражаний. Без взрослого малыш не научится держать ложку, собирать пирамидку, возить машинку.
Если взрослый в предметном сотрудничестве будет обращаться к малышу словом, называть действия и предметы, то ребенок обязательно заговорит.
Для нас главное вовсе не в том, что ребенок научится тому, чему мы хотим его научить. Главное – расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних.
Речевые задачи необходимо решать в единстве с задачами по формированию таких качеств личности, как самостоятельность, коммуникативность, инициативность.
Поэтому главной целью моей работы по активизации и развитию речи детей раннего возраста является следующее :
1. Создать ситуации для осуществления ребенком самостоятельных действий и проявления собственной речевой инициативы.
2. Побудить ребенка активно использовать слово в качестве единственного адекватного средства общения.
3. Формирование у ребенка начального детского лексикона (пассивного и активного) .
Создав ситуации, в которых ребенок может проявить собственную инициативу, сделать выбор, педагог тем самым дает ему возможность для проявления речевой активности. Такие ситуации можно создавать в непосредственно-образовательной деятельности, и они должны подчиняться следующим требованиям:
1. Не перенасыщайте предметную среду, постарайтесь использовать только тот игровой материал, который необходим для решения поставленных задач. Эффективное развитие ребенка достигается при небольшом количестве игрушек, т. к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна заключаться в выработке у ребенка установки на поиск основных назначений игрушки.
2. Длительность нод, как специально организованного процесса, целесообразно ограничить до10-15 минут. Но не следует ограничивать самостоятельные инициативные действия, которые возникают у детей после. Наоборот, следует стимулировать такие действия, давая детям, возможность поиграть тем материалом, который использовался в деятельности.
3. Разговаривайте с малышом не «сверху вниз», а на одном уровне. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения, а заодно стать другом личности маленького роста и возраста…
4. Не забывайте, что маленькому ребенку свойственно постигать мир при помощи чувств, эмоций и фантазий, причем постигать его целостно, во всей полноте, а не анализировать информацию, раскладывая ее «по полочкам». Малыш должен получать достаточное количество зрительной и тактильной информации об окружающем мире.
5. Если вы с тоскливым видом играете и поглядываете на часы, не обольщайтесь – из топора каши не получится. Занимаясь с детьми раннего возраста, мы не должны забывать о том, что эмоции подкрепляют познание и усиливают активность восприятия.
Развитие речевого общения осуществлялось мной через следующие виды деятельности:
Я начала свою работу с рассматривания, ознакомления с предметами, сравнения, называния частей, свойств, предметов. По мере узнавания дети стали все чаще задавать вопросы: "Что это? ", "А что это? ", "Какое? " и т. д.
Проводила д/и "Волшебная коробочка", "Чудесный мешочек", "К Мишке в гости", "Едем к кукле в гости", "Накормим куклу обедом", "Кто что делает? " и др.
Особое внимание уделяла чтению художественной литературы: потешки, песенки, стихи, сказки.
Сказки "Репка" и "Курочка ряба" мы рассказывали с использованием пальчиковых игр. Ежедневно проводили комплексы пальчиковой гимнастики.
Выполняя требования взрослого и приобретая способность все точнее понимать его речь, дети все более овладевали новым типом взаимоотношений со взрослым.
Дети в этом возрасте способны выполнять ряд несложных поручений - выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного и передать его другому.
В своей работе я использовала игры "Найди и принеси", "Посылка", "Передай другому", "Принеси и покажи", "Поручение" и др. Такие упражнения с детьми развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их название.
Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является игровая двигательная деятельность, общение со взрослыми, хороводные игры, малоподвижные игры, подвижные игры со словами; к концу года дети могли самостоятельно построить круг и организовать хороводную игру. Все это способствует развитию речи.
Результативность своей работы я отслеживала с помощью показателей –
диагностики.
Положительные результаты моей работы подтверждаются тем, что в процессе общения у детей стали проявляться первые умения монологической речи : т. е. дети могли рассказать об эмоционально значимом событии, используя выказывания из 2-3 предложений.
Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод о том, что моя работа по развитию речевого общения послужила фундаментом в дальнейшем успешном обучении детей.
Дальнейшая перспектива-это продолжать свою работу через реализацию ФГТ в младшем дошкольном возрасте.
Заниматься с ребенком – дело серьезное. Малыш приходит к нам играть, а не «заниматься». Мы, педагоги, должны организовать эту игру так, чтобы обеспечить ему активное познание. Но, а как это сделать, чтобы было и полезно, и интересно, я попыталась рассказать. Желаю вам успехов и творчества!