Елена Анатольевна Секирова
Проявление тревожности у детей в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Проявление тревожности у детей в раннем возрасте
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представьте следующую ситуацию:
"В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей".
Как Вы думаете, о каком ребенке пойдет сегодня речь? Совершенно верно. Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.
Темочки:
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. Уровень самооценки таких детей низок, они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Давайте разберем, что же такое тревожность? Как же нам, педагогам, выявить тревожных детей?
Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Выделяют открытые и закрытые формы тревожности. Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность. Закрытые, то есть замаскированные формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; чрезмерная мечтательность. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребё нка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.
Причинами тревожности бывают :
1. конфликты между членами семьи;
2. эмоционально неустойчивое состояние матери;
3. непоследовательность в наказании ребенка (например, наказать, а через 5 минут дать конфету);
4. авторитарный стиль воспитания;
5. насилие;
6. отсутствие нежности матери;
7. отсутствие взрослого, который мог бы быть соучастником его игр;
8. недружелюбие, невнимание, отчужденность близких людей, к которым он стремится;
9. разлука с матерью;
10. завышенные требования.
В первые же дни знакомства с детьми я стараюсь понять, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако, прежде чем делать окончательные выводы, наблюдаю за ребенком, вызывающим опасения в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (в группе, на улице, в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, опрашиваю родителей. Ответы взрослых проясняют ситуацию, помогают проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтверждают или опровергают мое предположение.
Предлагаю Вашему вниманию критерии, по которым можно определить степень тревожности у ребенка, они представлены на слайде и есть у Вас в раздаточном материале.
У Вас так же в раздаточном материале имеется описание признаков тревожного ребенка.
А мне бы хотелось остановиться на практической работе с тревожными детьми. Ни для кого не секрет, что игра самая значимая и ценная деятельность в дошкольном возрасте, в которой ребенок может чувствовать себя успешным, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести веру в себя. Это особенно важно при работе с тревожными детьми, так как игра помогает им повысить свою самооценку, поверить в собственные силы и возможности. В игре ребенок учится управлять ситуацией, а также учится осознавать и оценивать свое поведение со стороны.
В своей работе использую игры, на преодоление тревожности.
Давайте поиграем.
Игра на релаксацию и дыхание.
«Шарик»
«Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руки на живот.
Шарик мама нам достала.
Вдох – и тело легким стало,
Выдох – шарик ожил словно.
Дышим мы легко и ровно».
Благодаря использованию игр удается решить следующие задачи:
- снятия напряжения;
- открытия у ребенка собственных резервов для преодоления тревожности за пределами игровой комнаты без вмешательства других людей;
- ребенку предоставляется возможность закрепить модели поведения для последующего переноса на взаимодействия с реальной жизнью.
Правила, которые использую в работе с тревожными детьми. Назову Вам несколько, а все можно увидеть на слайде:
Избегать публичных порицаний и замечаний!
Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
Использовать наказание лишь в крайних случаях.
Не унижать ребенка, наказывая его.
Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся. Ну ничего, в следующий раз получится) - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю….)
Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для….)
Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась).
Не торопить! Давать время сообразить.
Когда торопится, останавливать, успокаивать.
При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Чаще используйте тактильные игры.
Упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела личностный характер, рассказываю родителям о психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах, методах воспитания.
Провожу консультации по работе с тревожными детьми.
"Как помочь ребенку при тревожности?"
Работу с тревожными детьми провожу в трех направлениях:
1. повышение самооценки малыша;
2. обучение ребенка умению управлять собой в сложных для него ситуациях;
3. снятие мышечного напряжение малыша.
Давайте поиграем в игру на повышение самооценки ребенка
«Передай клубочек»
«Дети садятся по кругу и передают друг другу клубочек.
Тот, кто передает клубочек, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек.»
Предлагаю рекомендации по профилактике тревожности.
Рекомендации родителям.
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Помогите ребенку и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Чаще используйте тактильные игры.
Рассказываю, что ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру. Желательно с детьми использовать тактильные игры. Очень полезны упражнения на релаксацию, массаж и просто растирания тела.
Родителям тревожного ребенка необходимо быть единодушными и последовательными, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
Полезно снизить количество замечаний малышу. Использовать наказание лишь в крайних случаях. Необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.