Анна Шпаковская
Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.
Публикация «Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи :
• им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;
• внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;
• поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;
• детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;
• преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.
Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:
во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т. д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).
Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности :
• наблюдение и элементарный труд в природе;
• сценарии активизирующего общения;
• игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
• слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
• инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
• игры на развитие мелкой моторики рук;
• дидактические игры и упражнения;
• бытовые и игровые ситуации;
• элементарное экспериментирование.
Конечно, в один день невозможно показать все формы совместной деятельности. Поэтому, мы предлагаем Вам посмотреть те из них, которые, на наш взгляд, наиболее интересны и которые редко показываются на открытых просмотрах. Это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения. А теперь я коротко раскрою сущность каждой из этих форм.
Наблюдение и элементарный труд в природе.
Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей младшего школьного возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.
Один из приёмов активизации речи ребёнка - мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае - с комнатными растениями. "Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!", "Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!".
Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.
Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий - результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.
Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может "включиться" или "выключиться" в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время - от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.
Перед нами поставили задачу - показать несколько форм совместной деятельности, но поскольку в другой группе раннего возраста работает всего один воспитатель, то мы ограничились рамками одной группы раннего возраста (с 2 до 3 лет).
Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место - они занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке.
Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.
Познавательно-речевые задачи.
Воспитатель учит детей :
1. Узнавать и называть свое имя в разных формах {Таня, Танечка). Использовать в речи слова с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.
2. Узнавать и называть имена воспитателей и некоторых детей
группы.
3. Использовать вежливые формы приветствия, прощания (обогащение словаря).
4. Употреблять в речи местоимения ты, вы, я.
5. Распознавать и называть ярко выраженные эмоции людей: смеется, плачет, веселый, грустный (обогащение и активизация словаря, узнавать их на картинках.
6. Выражать в речи отдельные состояния и потребности: «Я хочу играть», «Я буду есть сам». Развивать связную речь : учиться использовать в речи трех-, четырехсловные предложения для выражения своих потребностей и желаний.
Игровые образовательные ситуации:
— «Знакомство с куклой Катей» (задачи 1, 2).
— «Кто у нас хороший?» Описание детей, воспитателей (задачи 1, 4, 5).
— «Здравствуйте, я пришел» (задачи 2, 3).
— «До свидания, игрушки» (задача 3).
— «Грустный — веселый». Чтение стихотворения А. Барто «Зайку бросила хозяйка.» (задача 5).
— «Что хочет Катя». Упражнение детей в умении выражать свои желания и просьбы в вежливой форме (задача 6).
— «Поздравление с Новым годом». Упражнение детей в использовании вежливых форм общения, форм праздничного поздравления (задача 3).
— «Вот я какой!» (задача 1).
— «Дети нашей группы». Составление и рассматривание альбома фотографий (задачи 1, 3).
— «Кто у нас хороший?» Описание детей, узнавание ребенка по описанию (задача 3).
— «Кого я люблю». Рассматривание семейных фотографий (задача 2).
2-я половина года
Познавательно-речевые задачи.
Воспитатель учит детей :
1. Узнавать себя в зеркале и на крупных фотографиях. Называть части тела и яркие особенности внешности: У меня бантик. У меня красивое платье. У меня длинные волосы.
2. Узнавать на фотографии членов своей семьи и называть их.
3. Выражать в речи положительное отношение к себе, сверстникам и воспитателю : Коля хороший. Я красивая. Марина веселая, добрая (обогащение словаря прилагательными).
Игровые образовательные ситуации:
— «Вот я какой!» (задача 1).
— «Дети нашей группы». Составление и рассматривание альбома фотографий (задачи 1, 3).
— «Кто у нас хороший?» Описание детей, узнавание ребенка по описанию (задача 3).
— «Кого я люблю». Рассматривание семейных фотографий (задача 2).
Тема 2. «Наши игрушки»
1-я половина года
Познавательно-речевые задачи.
Воспитатель учит детей :
1. Узнавать и называть игрушки; имеющиеся в группе; игровым действиям с ними {«Это машина. Она едет». «Это кукла. Покачаю куклу»).
2. Находить игрушку по слову (Названию) выполнять игровые действия с ней в соответствии со словесным пояснением воспитателя («Положи куколку спать. Укрой ее одеялом»). Слышать и понимать высказывания из нескольких предложений, отражающие связи по типу последовательности.
3. Отвечать на вопросы воспитателя о действиях с игрушками («Чем ты кормишь Катю?»; «Из чего Катя будет пить чай?»). Строить высказывание из 2—3 предложений
Игровые образовательные ситуации
- «Кто в гости к нам пришел?» Демонстрация и обыгрывание игрушек (задача 1).
- «Найди игрушку». Поручения: «Принеси мишку». «Дай мишку Ирочке». «Ирочка, покачай мишку». «Что делает мишка?» «Спой мишке песенку, чтобы он уснул» (задача 2).
- «Мы играем». Совместная Игра воспитателя с ребенком, сопровождаемая общением (задача 3)
2-я половина года
Познавательно-речевые задачи.
Воспитатель учит детей :
1. Узнавать и называть значимые части игрушки, их назначение {«У машины колеса». «Колеса крутятся. Машина едет». «У мишки глазки. Он смотрит на Сашу»).
2. Различать и называть некоторые особенности игрушки: цвет, размер: мяч большой и мяч маленький; кубик красный и кубик зеленый; матрешка большая и маленькая (обогащение словаря). Использовать в речи предложения с однородными членами.
3. Рассказывать о местах хранения игрушек, убирать игрушки на место {«Кубики лежат в коробке, коробка стоит на полочке». «Пирамидка стоит на полке. Ее надо правильно собрать и потом поставить на место». «Зайчика надо уложить спать. Положим его на кроватку». «Мячики лежат в корзине. Уберу мячики в корзинку)
Игровые образовательные ситуации
- «Кто что умеет делать?» Показ действий с игрушками, обозначение частей игрушки и их Назначения (задача 1).
— «Найди по описанию». Воспитатель описывает предмет по трем-четырем признакам; дети запоминают описание и находя предмет (задача 2).
— «Я люблю свою лошадку.» Игры-имитации на материале коротких литературных текстов (задача 2).
— «Научим Катю убирать игрушки». Уборка игрушек (задача 3)
— «Помоем игрушки». Собираем игрушки в тазик, моем и рассказываем о них (задачи 1, 2).
Тема 3. «Какие мы нарядные»
1-я половина года Познавательно-речевые задачи.
Воспитатель учит детей :
1. Умение называть предметы гардероба указывать на признаки той или иной вещи.
2. Умение делать различие ставить акцент на гендерной пренадлежности.
3. Умение использовать слова обозначающие действия с предметами одежды {застегнуть, расстегнуть, аккуратно повесить на стульчик, расправить, одеть, раздеть и т. п.).
Игровые образовательные ситуации:
— «Света в новом сарофане». Знакомство с предметами одежды девочки: сарофан, колготки, туфли (задача 1).
— «Коля в гостях у детей». Рассматривание одежды мальчика: брюки, рубашка, носки, ботинки (задача 1).
— «Катя и Коля просыпаются». Рассматривание одежды мальчика и девочки в сравнении (задача 2).
— «Уложим куклу спать». Активизация в словаре названий предметов одежды и освоение слов, обозначающих действия и качества предметов: расстегнуть, снять, аккуратно повесить, платье красное, красивое, чистое (задача 3).
— «Катя просыпается». Оденем куклу после сна. Обогащение словаря за счет слов: надеть, завязать пояс, застегнуть, поправить бантик (задача 3).
— «Чья одежда?» Рассматривание предметов одежды на картинках и определение одежды для Кати и для Коли (задача 2).
— «Катя и Маша идут на праздник». Знакомство с нарядной одеждой, обучение детей сравнению по цвету ( обогащение словаря: нарядное платье, красивый бант, украшение и т. д.).
— «Какие мы нарядные!» Рассматривание одежды друг друга, активизация словаря и простых форм связной речи (задачи 1, 2).
2-я половина года
Познавательно-речевые задачи.
Воспитатель учит детей :
1. Узнавать и называть предметы верхней одежды и обуви для каждого сезона (обогащение и активизация словаря). Устанавливать причинно-следственные связи и выражать их в форме сложноподчиненного предложения.
2. Определять и называть некоторые характеристики предметов зимней и демисезонной одежды и обуви (теплая, меховая, резиновая).
3. С помощью воспитателя воспроизводить в речи последовательность процесса одевания. Выражать мысль в форме сложноподчиненного предложения.
Игровые образовательные ситуации:
— «Оденем куклу на прогулку». Повторение данной ситуации во все сезоны: куртка, пальто, шуба, шапка, рейтузы, сапоги, ботинки, варежки, носки (задача 1).
— «Учимся одеваться сами». Введение схемы-алгоритма последовательности одевания (задача 3).
— «Научим Катю одеваться». Повторение последовательности действий по схеме (задача 3).
— «Света не боится мороза». Выбор предметов зимней одежды для куклы с выделением их особенностей и назначения (задачи 1,2).
— «Кто умеет одеваться?» Разговор с воспитателем во время одевания на прогулку (задачи 1, 2, 3).
— «Одежда перепуталась». Итоговое занятие.
Возможные усложнения содержания темы:
1. Расширение представлений детей о предметах одежды (гольфы, носки, юбка, сарафан, шорты, панамка и т. д.).
2. Дифференциация имеющихся у детей представлений о предметах одежды: назначение, строение, особенности использования. Установление связей между назначением и строением.
Возможные игровые образовательные ситуации: рассматривание шапки, варежки, тапок (научить различать левую и правую, колготок (определять перед и зад, платья для куклы.
Тема 4. «Наша группа»
1-я половина года
Познавательно-речевые задачи.
Воспитатель способствует :
1. Знанию и использованию детьми в речи названий помещений группы (игровая комната, спальня, умывальная, раздевалка, знанию их назначения.
2. Знакомству детей с назначением, строением и особенностями использования необходимых предметов мебели, интерьера {шкафчик для одежды, стул, стол, кровать); умению образовывать слова при помощи суффиксов уменьшительно-ласкательного значения (стул воспитателя и стульчик ребенка; стол в групповой комнате и столик в игровом уголке).
3. Обучению детей правильному, безопасному поведению в помещениях группы; умению слышать, понимать и воспроизводить в речи правила безопасного поведения.
Игровые образовательные ситуации:
— «Путешествия с куклой». Осмотр помещения групповой комнаты: кукла показывает и рассказывает о том, что есть в группе (задача 1).
Образовательная ситуация повторяется несколько раз: 1) показ игрового уголка (здесь живут куклы, у них в комнате порядок); 2) показ уголка природы (здесь живут рыбки, растения; они живые, их нельзя обижать); 3) показ уголка ряженья (здесь можно нарядиться, посмотреть на себя в зеркало; но все должно быть на местах).
— «Одеяла и подушки ждут ребят». Знакомство со спальней. Обогащение и активизация словаря: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало, застелить кровать, постелить одеяло (задачи 1,2).
— «Водичка-водичка.». Знакомство с умывальной: раковина, кран, мыло, открыть, закрыть кран, полотенце, расческа, зеркало, места для полотенец, расчески; нельзя пользоваться чужой расческой, чужим полотенцем (задачи 1, 2, 3).
— «Катя моет руки». Активизировать в речи называние умывальных принадлежностей; освоить называние действий: намочить, намылить, смыть, сполоснуть, отжать; называние качества: руки чистые, сухие (задача 1).
— «Надо, надо умываться.» Активизировать в речи называние действий и предметов для мытья, ввести схему-алгоритм последовательности действий мытья рук (задачи 1, 2).
— «У меня в шкафу порядок». Рассматривание шкафчика для одежды: назначение, строение, для чего предназначена верхняя полка, для чего — нижняя, крючок для пальто; дверца шкафа с картинкой, запомнить картинку на своем шкафчике (задача 2).
— «Мой стульчик». Рассматривание стула: назначение, строение, способы передвижения стула по группе (задачи 2, 3).
— «Помоем куклу Катю». Рассматривание принадлежностей для мытья. Обогащение словаря детей: мыло, мочалка, ванна, теплая вода, намылить, смыть, окатить, вытереть, полотенце.
— «Купание куклы». Рассматривание картины. Обучение детей пониманию содержания картины, ответу на вопросы, используя предложения с однородными членами. Звуковая культура речи : произнесение звука С (имитация звука льющейся воды).
— «Елка в гости к нам пришла». Рассматривание украшенной воспитателем елки.
2-я половина года Познавательно-речевые задачи.
Воспитатель способствует :
1. Расширяет представления детей о возможности использования условий групповой комнаты; обогащает и активизирует словарь детей.
2. Учит ориентироваться в пространстве группы: знать расположение и назначение различных центров активности, уметь самостоятельно находить себе занятие; развивает связную речь детей, умение рассказать о своем занятии по вопросам воспитателя.
3. Учит поддерживать порядок в групповой комнате и спальне, отражать в речи правила деятельности в центрах активности, в группе.
Игровые образовательные ситуации:
— «Кукла Света готовит завтрак». Внесение в игровой уголок новых предметов мебели: буфет, плита или др. ; обыгрывание их, знакомство детей с их названиями и способами игрового использования (задача 1).
— «Расти, коса, до пояса». Внесение в игровой уголок парикмахерских принадлежностей (задача 1).
— «Мы читаем». Осмотр книжного уголка, чтение одной из книг с показом правил пользования книгами: смотреть книгу на столе, перелистывать страницы чистыми руками за уголок, ставить книгу аккуратно на место (задачи 1,3).
— «Наши сказки». Рассказывание сказки с показом на фланелеграфе или при помощи одного из видов театра (задача 1).
— «Катин рисунок». Знакомство с центром изобразительной деятельности, правилами пользования материалами; рассматривание рисунка, «нарисованного» куклой. Где она его нарисовала? Дети идут по группе, находят стол с карандашами, бумагой и т. д. ; рассматривают вместе с воспитателем, сами рисуют картинки; одновременно с помощью воспитателя дети рассказывают о правилах пользования материалами (задачи 1, 2).
— «Мир за окном». Осмотр окна: что видим за окном; окно большое, в нем есть форточка; назначение окна, правила безопасности (задача 3).
— «Мы любим нашу группу». Итоговое занятие (задача 2).
— «Приходите в гости к нам». Рассказывание детьми игровым персонажам о своей группе (задача 2).
Тема 5. «Мы обедаем»
1-я половина года
Познавательно-речевые задачи.
Воспитатель должен :
1. Познакомить детей с названиями некоторых овощей и фруктов; учить узнавать их по названию и самостоятельно называть. Упражнять детей в использовании окончаний существительных, глаголов, прилагательных в зависимости от рода, числа и падежа; учить согласованию существительных с прилагательными.
2. Обогащать словарь детей названиями обследовательских действий (попробовать, понюхать, погладить, надавить). Учить понимать слова, выполнять действия по слову, использовать названия действий в собственной речи.
3. Познакомить детей с предметами посуды: учить называть их, узнавать по слову, использовать по назначению.
Игровые образовательные ситуации:
— «Катин огород». Рассматривание овощей: помидор, огурец, свекла (задачи 1,2).
— «Подарок зайке». Рассматривание овощей: морковь, капуста.
— «Что выросло на огороде». Активизация словаря детей за счет слов — названий овощей; развитие связной речи, умения выражать мысль в форме 3— 4-словного предложения: «Что ты, Ирочка, соберешь в огороде!» — «Я соберу морковь» (задача 1).
— «Ах, какие яблочки и груши!» Рассматривание яблока и груши: яблоко красное (зеленое, вкусное, сладкое, кислое, груша желтая (вкусная, сладкая, сочная); называние действия: попробовать, понюхать, надавить, погладить; называние качества: ароматное, спелое, гладкое, сочная, мягкая (задачи 1, 2).
— «Катино угощение». Рассматривание банана, апельсина: кожура, очистить и т. д. (задача 1).
— «Что выросло в саду». Итоговое занятие: обобщение, активизация словаря, развитие форм связной речи (задачи 1, 2).
— «Напоим куклу чаем». Рассматривание чашки, блюдца, чайной ложки; словарь: чашка, ручка, дно, стеночки, блюдце, чайная ложка, горячо, помешать, подуть, не обжечься (задача 3).
2-я половина года
Познавательно-речевые задачи.
Воспитатель :
1. Продолжает знакомство детей с продуктами питания: хлеб, булка, соль, сахар, лук, котлета, макароны, компот, чай, сок, суп, салат; обогащает и активизирует словарь детей.
2. Знакомит детей со способами приготовления простейших блюд: салат овощной, салат фруктовый; учит называть качества продукта и действия, совершаемые с ним: разрезать, посолить, намазать, перемешать и т. п.
3. Обогащает словарь детей за счет прилагательных, обозначающих качества и свойства предметов посуды. Учит различать предметы близких видов (тарелка глубокая и мелкая, стакан, чашка; кастрюля, чайник). Учит высказываться, используя сложноподчиненные предложения («Это чайник, потому что у него носик есть»).
Игровые образовательные ситуации:
— «Огород на окне». Весенние посадки лука; рассматривание луковицы, обогащение словаря (задача 1).
— «Аи да вкусный обед!» Рассматривание блюд перед обедом (суп, котлета, макароны, компот). Обогащение словаря детей, активизация связных высказываний (задачи 1, 2).
— «Мы готовимся к обеду». Наблюдение за сервировкой няней стола к обеду, знакомство с названиями предметов столовой посуды, приборов (задача 3). -
— «Угостим Катю обедом». Сервировка стола для обеда куклы Кати; сравнение глубокой и мелкой тарелок; знакомство с названиями приборов и их назначением: ложка столовая и чайная, вилка, нож (задача 3).
— «Кто что любит». Угощаем кукол: Катя любит чай, Коля любит сок, Петя любит молоко. Сравнение чашки и стакана: строение, назначение, прозрачность/непрозрачность; чай и горячее молоко пьют из чашки, сок и компот — из стакана (задача 3).
— «У куклы Кати день рождения». Итоговое занятие. Обобщение знаний о предметах столовой посуды и продуктах питания, активизация словаря, связной речи. Накрываем стол для обеда и кормим кукол (каждый ребенок кормит свою куклу).
Тема 6.«Времена года»
Познавательно-речевые задачи.
1. Познакомить детей с типичными яркими признаками основных сезонов.
2. Обогащать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь, звуковую культуру речи.
3. Знакомить с художественными произведениями сезонной тематики.
Игровые образовательные ситуации:
— «Листопад, листопад, листья желтые летят».
— «На деревья, на лужок тихо падает снежок».
— «Зимушка-зима».
— «Ой, бежит кругом вода».
Тема 7.«На чем мы ездим»
1-я половина года
Познавательно-речевые задачи.
1. Познакомить детей с основными видами транспорта. Учить называть и узнавать транспортные средства по слову.
2. Учить детей видеть и называть яркие признаки отдельных транспортных средств, их назначение (колеса нужны, чтобы машина ехала; окно нужно, чтобы шофер видел дорогу). Учить передавать простые причинно-следственные связи в речи.
3. Упражнять в правильном звукопроизношении посредством имитации звуков.
Игровые образовательные ситуации:
— «Грузовик привез игрушки». Рассматривание грузовой машины; ее назначение, основные части: кузов, кабина, колеса, руль. Обогащение словаря.
— «Мы едем, едем, едем». Рассматривание игрушек: машина, автобус, трамвай. Обогащение словаря детей за счет слов — названий игрушек, их основных частей: колеса, кабина, окна. Воспитание звуковой культуры речи : упражнять детей в звукопроизношении, имитируя звуки (машина едет — в-в-в; трамвай звенит — динь-динь). Разучивание песенки «Мы едем, едем, едем в далекие края.».
2-я половина года
Познавательно-речевые задачи.
1. Расширять представления детей о транспортных средствах. Обогащать словарь детей.
2. Учить устанавливать связи между строением, способом и местом передвижения. Учить отражать связи в форме ложных предложений.
3. Познакомить детей с правилами безопасности на дороге; учить отражать их в речи в процессе ответов на вопросы воспитателя.
Игровые образовательные ситуации:
— «Едем в детский сад». Рассматривание картинок с изображением троллейбуса, поезда, легковой машины, самолета и парохода
— «Игра в поезд». Рассматривание сюжетной картины из серии «Мы играем». Обучение детей пониманию основного содержания картины; обогащение словаря за счет слов: поезд, колеса, вагоны, паровоз, едет. Звуковая культура речи : упражнять в имитации звуков (у-У — гудит поезд, чух-чух — стучат колеса).
—- «Едем на поезде». Составление из строительного набора поезда и обыгрывание его с игрушками. Развивать связную речь детей : учить отвечать на вопросы воспитателя в форме 3—4-словного предложения («Надо сделать паровоз». «Паровоз везет много вагонов». «На поезде едут собачка, петушок, кошка»). Чтение стихотворения Т. Волгиной «Паровоз».
— «Катя едет на дачу». Выбор разных видов транспорта для передвижения по городу, для перевозки вещей, для передвижения вне города. «Научим Катю вести себя в транспорте».