Елена Анатольевна
Значение развития мелкой моторики в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика развивается с момента рождения ребенка и играет огромную роль для общего развития малыша. Мелкая моторика – это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс у каждого ребенка и проходит он своими темпами.
Публикация «Значение развития мелкой моторики в раннем возрасте» размещена в разделах
У мелкой моторики есть одна очень важная особенность – она тесно связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием.
Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связанно с развитием движений пальцев рук. Достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения. Задержка в развитии речи влечет за собой целый ряд различных проблем. К ним можно отнести сложности в общении со сверстниками. С развитием самостоятельной речи ребенка все окружающие становится для него более понятным, осмысленным, взаимосвязанным, что развивает специфически человеческое мышление. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например чтобы одеваться или рисовать, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.
Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Необходимо помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Очень важно обращать внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держал чашку, ложку, карандаш, умывался.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, лепка и рисование, массаж пальцев. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику нужно систематически.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.
Сорока – белобока.
Сорока – белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант этой игры:
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего!
При этом большой палец не загибается.
Пальчик.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.
Пальчики в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот все глядел.
(дети проговаривают текст потешки и выполняют соответствующие движения пальцами, загибают пальцы один за другим)
Русская песенка – потешка.
Ивану – большаку – дрова рубить,
Ваське – указке – воду носить,
Мишке – среднему – печку топить,
Гришке – сиротке – кашку варить,
А крошке – Тимошке – песенки петь.
Песни петь и плясать
Родных братьев потешать!
(Можно спеть такую потешку, загибая во время пения пальчики на ручке ребенка)
Упражнения для пальцев и кистей рук.
Кошка.
А у кошки ушки
На макушки,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)
Мышка.
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам)
Зайка и ушки.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы, или шевелить в стороны и вперед)
Коза.
У козы торчат рога,
Забодать может она.
(Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим).
Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро вы заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.