Оксана Елсакова
Сценарий образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет с ЗПР «Звуки [М], [М’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки «м», «мь»
Коррекционно – образовательные : совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
Коррекционно – развивающие: развитие связной речи, речевого слуха и фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, координации речи с движением.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности.
Публикация «Сценарий образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет с ЗПР „Звуки [М], [М’]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра с мячом «Твердый – мягкий» (развитие фонематического восприятия - дифференциация звуков «м» - «мь» в слогах).
Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает детям занять места за своими стульчиками.
Логопед: я произношу слог с твердым согласным звуком «м», и бросаю мяч, вы ловите и произносите слог с мягким согласным звуком мь», возвращая мне мяч: ма-мя, мо –мё, му-мю, мы-… и т. д.
Логопед: Молодцы, вы отлично справились с первым заданием.
2. Дидактическое упражнение «Гости» (развитие фонематического восприятия).
Логопед помещает на магнитную доску картинки девочки и мальчика.
Логопед: к нам в гости пришли Маша и Миша. Как вы думаете, какой любимый звук у Маши, у Миши?
Дети: Я думаю, что Машин любимый звук – «м».
Дети: Я считаю, что Мишин – «мь».
Логопед: Расскажите о звуке «м», дайте ему характеристику.
Дети: Звук «м» - согласный, твердый, звонкий.
Логопед: Верно. Теперь расскажите о звуке «мь», дайте ему характеристику.
Дети: Звук «мь» - согласный, мягкий, звонкий.
Логопед: Чем похожи эти звуки?
Дети: Звуки «м» и «мь» согласные, звонкие.
Логопед: А чем же звук «м» отличается от звука «мь»?
Дети: Звук «м» - твёрдый, а звук «мь» - мягкий.
Логопед: Какими цветами мы обозначаем твердые и мягкие согласные звуки?
Дети: Твердые согласные мы обозначает синим цветом, а мягкие – зеленым.
Логопед: Скажите, какой буквой на письме мы обозначаем звуки «м», «мь»?
Дети: Буквой Мм.
Логопед: Расскажите о букве Мм.
Дети: Эта буква согласная.
Логопед: Почему?
Дети: Буква «Мм» - согласная, потому что звуки «м» и «мь» - согласные.
Логопед: Правильно. Я вижу, что вы умеете различать звуки «м» и «мь» и знаете букву «Мм».
3. Игровой упражнение «Дарим подарки Маше и Мише» (развитие связной речи, фонематического восприятия - дифференциация звуков «м» - «мь» в словах).
Логопед раздает детям карточки со звуками «м», «мь» (муха, дом, сумка, замок; семь, мел, змея, мяч).
Логопед: Подберите для Маши и Миши картинки с их любимыми звуками.
Дети подходят к наборному полотну, ставят выбранную картинку под изображением Маши или Миши. Называют слово, выделяя голосом нужный звук.
Дети: Я подарю Маше сумку, потому что в этом слове слышится звук «м». Он произносится твердо.
Все дети выполняют задание, комментируют свои действия.
Логопед: Посмотрите на подарки, которые вы подарили Маше и Мише. Со всем ли вы согласны?
Логопед: Молодцы. Вы отлично справились с заданием.
4. Упражнение «Прошагай слова» (совершенствование навыка слогового анализа слов, координации речи с движением).
Логопед предлагает детям выйти на ковер и прошагать слова – подарки Маше и Мише по слогам. Дети по - очереди выполняют задание.
Логопед: Отлично! Вы меня порадовали! Все слова прошагали по слогам правильно.
5. Игра с мячом «Дружная семейка» (совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов от слова морковь).
Логопед приглашает детей встать в круг на ковре, берет в руки мяч.
Логопед: Хотите поиграть в «Дружную семейку»?
Дети: Да.
Логопед: Попробуем образовывать слова от названия овоща морковь. Я даю задание и бросаю мяч, вы ловите его, образуете слово из одной дружной семейки слова морковь и бросаете мяч мне. Как назвать маленькую морковь?
Ребенок: Морковка.
Логопед: А как назовете большую морковь?
Ребенок: Морковища и т. д.
Логопед: Я горжусь вами! Вы подобрали много слов из одной дружной семейки к слову морковь.
6. Игровое упражнение «Разрезные картинки» (зрительного восприятия).
Логопед предлагает детям сесть за столы, раздает им конверты с разрезными картинками. Картинки разрезаны на 6-7 частей, использованы все виды разрезов.
Логопед: Миша и Маша приготовили для вас интересное задание. Достаньте из конвертов части картинки и соберите целую ( картинки: самолёт, лампа, альбом, миска, медведь, метро, медаль).
Дети собирают картинки. Логопед оказывает им помощь, если она необходима или предлагает ребенку, обратится за помощью к другу. Педагог оценивает работу.
7. Игра «Определи место звука в слове» (развитие речевого слуха и фонематического восприятия, совершенствование навыков звукового анализа слов).
Логопед просит детей положить перед собой рыбку – полоску, лежащую на краю стола и определить место звуков «м» или «мь» в сложенной ими картинке, с помощью квадратиков синего и зеленого цвета. Педагог оценивает работу детей.
8. Упражнение «Четвертый – лишний» (развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи).
Логопед помещает на магнитную доску четыре картинки: мышка, мишка, медведь, метр.
Логопед: Сейчас поиграем в игру «Четвертый – лишний». Посмотрите на картинки и найдите лишнее слово по наличию в словах звуков «м», «мь».
Дети: Лишняя мышка, потому что в этом слове слышится согласный твердый звук «м», а в остальных словах – согласный мягкий «мь».
Логопед: Верно.
Аналогично проводится работа еще с двумя – тремя комплектами картинок. Варианты: мак, матрёшка, мясо, машина; мох, нож, муха, мак.
9. Игровое упражнение «Что изменилось?» (развитие зрительного внимания, памяти).
Логопед обращает внимание детей на подарки для Маши и Миши (см. игровое упражнение «Дарим подарки Маше и Мише», картинки в течение занятия были закрыты). Две картинки логопед, незаметно для детей, меняет местами.
Логопед: Друзья, посмотрите на Машины и Мишины подарки. Что изменилось? Все ли верно?
Дети: В слове сумка слышится звук «м», он твердый. Мише такой подарок не подходит.
Дети: Миша любит подарки со звуком «мь». Звук «мь» - мягкий.
Аналогично дети рассуждают, почему Маше не подходит картинка змея.
Логопед: Вы порадовали меня своим вниманием!
10. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем говорили на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять, какие трудно. Затем педагог отмечает у каждого ребенка положительные моменты.