Марина Иванова
Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосрдственно-образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Общая характеристика работы
Речевой этикет, освоение которого происходит с раннего детства, выступает одним изmсредств гуманизации отношений. Поэтому так важно с дошкольного детства ребенка обучать речевому этикету. Одним из средств гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми является процесс усвоения средств речевого этикета, которые способствуют доброжелательности общения с ровесниками и взрослыми. Дошкольный возраст является сенситивным периодом овладения ребенком основных средств речевого этикета. good
Темочки:
- Вежливость, этикет. Методические материалы
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
«Кризис культуры», «возрождение культуры» - данные понятия дают характеристику современному российскому обществу, которому свойственны потеря моральных и эстетических ориентиров измененные приоритеты в общественных ценностях. Основным проявлением кризиса культуры считается невысокий уровень культуры речевого общения взрослых людей. В современной практике можно проследить потерю главных речевых обычаев, а процедура «огрубления» нравов общества не прекращает расти. Из-за этого в речи ребенка увеличивается просторечные формы общения, вульгаризмы, жаргонизмы.
Речевой этикет на сегодняшний момент становится интересным для нашего общества, так как он позволяет создавать благоприятные условия для общения и существования разных по социальному положению людей.
Педагогическая деятельность упирается на психолого-педагогические исследования, которые обосновывают теоретическую часть развития речевого этикета, в процессе чего формируется общая культура дошкольников.
Предметом изучения философии, психологии, педагогики являются вопросы развития речевого этикета.
Современное общество требует образованных, воспитанных личностей. Именно такая личность может жить в сегодняшних условиях тяжелого процесса развития демократизации. Надежной гарантией личностного успеха является владение выразительными языковыми средствами, знания родного языка. Так как демократия – это интеллигентное, уважительное отношение друг к другу, где важное место занимает общение людей.
Проблему детского и взрослого речевого этикета исследовали A. A. Aкишинa, Б. B. Бушелевa, T. A. Ладыжениская, А. И. Савостьянова, Н. И. Формановская и другие. Речевой этикет они рассматривали не только, как концепцию вербальных единиц, но даже как формулы вежливости, обеспечивающее комфортную взаимосвязь и способствующее становлению доброжелательных взаимоотношений.
Проблема формирования речевого этикета направлена на старших дошкольников, так как непосредственно в данный возрастной период закладывается основа моральных принципов, стремительно формируется эмоциональная сфера личности, создается эффективный навык ежедневной коммуникации (Д. Б. Эльконин, A. В. Петровский, A. A. Бодалев и прочие). Эти процессы происходят от основы овладения словарной формулой литературного языка и ее использования в практике речевого контакта со взрослыми и ровесниками (C. В. Петерина, Л. В. Лидак, T. A. Маркова, T. B. Aнтонова и другие). Данная проблема тесно взаимосвязана с повышением коммуникативной культуры старших дошкольников, привитием им нравственных, моральных ценностей, что в целом надо определить как этическую обязанность личности за свое вербальное поведение. На сегодняшнее время перед педагогической наукой резко встал вопрос пересмотра качественного изменения содержания и структуры современного образовательного процесса, приведения данной процедуры в соответствие с новейшим характером экономических отношений, измененными ценностными ориентациями, социальными методами поведения.
Введение словесных формул вербального этикета в общую концепцию речевого взаимодействия дошкольников с окружающими взрослыми, ровесниками будет способствовать формированию удобного коммуникативного поля, и проявлять безусловное влияние на нравственный мир ребенка дошкольного возраста. Таким образом, актуальность вопроса формирования речевого этикета у старших дошкольников объясняется его особой ролью в высоконравственном воспитании подрастающего поколения, в эффективной адаптации к новым социокультурным ценностям и насущным требованиям нынешнего социума, педагогической значимостью в практике на данной стадии развития российского общества.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность стали основанием для определения тематики исследования: «Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно - образовательной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, гарантирующие формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности.
Объект исследования: формирование процесса речевого этикета у старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование педагогических условий речевого этикета у старших дошкольников.
Теоретическое и практическое содержание изучаемой проблемы помогло сформулировать следующую гипотезу исследования, она заключается в предположении о том, что формирование речевого этикета у дошкольников будет эффективно, если создавать определенные педагогические условия в непосредственно-образовательной деятельности (учет возрастных и психических особенностей детей данного возраста; разработка комплекса игр и упражнений, создание мини-среды, обеспечивающей уважительное взаимодействие ребенка со старшими и ровесниками; стимулирование детей к применению формул речевого этикета в процессе продуцирования связных монологических и диалогических выражений; создание эмоционально-позитивной развивающей среды для творческих речевых проявлений ребенка; приобщение детей к активной коммуникативно-речевой среде оценочно-контрольной направленности, в которой дети входят в систему общения и взаимодействия используют речевые эталоны.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Изучить педагогическую литературу по вопросам исследования.
2. Обосновать роль и значимость речевого этикета в формировании коммуникативных способностей старших дошкольников в основе анализа лингвистической и психолого-педагогической литературы.
3. Проанализировать опыт формирования речевого этикета у старших дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности.
4. Выявить особенности формирования речевого этикета у старших дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности.
5. Составить и экспериментально проверить содержание формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования:
Теоретико– методологическую основу диссертационного исследования составили: теоретические положения речевого этикета у взрослых и детей (А. А. Акишина, Б. В. Бушелева, Т. А. Ладыженская, А. И. Савостьянов, Н. И. Формановская); учебно-методическое обеспечение проблемы формирования речевого этикета (И. И. Иванец, И. Н. Курочкина, Л. Крысин, А. И. Савостьянов, Р. М. Чумичева).
Методы исследования: Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические – анализ философской, психологической, педагогической литературы и нормативных документов по теме исследования; анализ и синтез, сравнение и сопоставление, теоретическое моделирование; эмпирические – изучение результатов деятельности, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, индивидуальные и групповые беседы, педагогический эксперимент, статистические методы обработки экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы могут быть использованы при разработке методических рекомендаций по повышению профессиональной компетентности работников дошкольного образования, ориентированных на целенаправленный процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна и теоретическая значимость работы: определены основные понятия; выявлены и научно обоснованы педагогические условия процесса формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности, обосновано использование оптимальных психолого–педагогических средств и технологий процесса формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в ненпосредственно-образовательной деятельности, разработана и апробирована методика организации работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе выступления на научно – практических конференциях и семинарах различного уровня: Х международная научно–практическая конференция – Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения» 26–27 ноября 2015 года; Международная научно –практическая конференция с элементами научной школы для молодых ученых 52–е Евсевьевские чтения 2–3 июня 2016 года; Международная научно–практическая конференция 53–и Евсевьевские чтения 9–10 февраля 2017 года;
Опытно– экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» г. о. Саранск.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Основное содержание работы.
Во введении обосновывается выбор темы исследования и его актуальность, определяются цель, предмет и объект исследования, формулируются задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, характеризуется методологическая и теоретическая основа исследования; этапы экспериментальной работы, положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы fформирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности» рассмотрены общие теоретические и методологические подходы к анализу задач исследования, выстроены теоретические аспекты раскрытия основных понятий «речевой этикет», «этикет», «непосредственно-образовательная деятельность», выделены основные педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности.
По нашему мнению, общими педагогическими условиями, обеспечивающими формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности являются : Определение стратегических ориентиров речевого развития ребенка, приобщение детей, чтобы они использовали образно-выразительные средства и формулы речевого этикета во время монологических и диалоговых выражений, создание эмоционально-позитивной развивающей среды для творческих проявлений ребенка является следующим педагогическим условием формирования речевой личности ребенка, приобщение ребенка к активной коммуникативно-речевой среде, которая связана работой с текстом и оценочно-контрольной направленности.
Еще одним из условий развития речевого этикета у дошкольников считается формирование в детском саду мини-среды, обеспечивающей уважительное взаимодействие ребенка со старшими и ровесниками. Это способствует детям.
На основании выше сказанного выделены критерии и показатели уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста :
Когнитивный критерий выражается в наличии системы знаний, представлений, понятий о речевом этикете, о вежливости.
Деятельностный критерий включает уровень сформированности умения пользоваться формами речевого этикета.
Поведенческий критерий определяет проявление речевого этикета в поведении.
Во второй главе «Опытно – экспериментальная работа по формирования социально–нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой мордовского народа» проведена опытно – экспериментальная работа, направленная на формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа проведена в три этапа.
На констатирующем этапе выявлен начальный уровень сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе эксперимента был создан тематический план, обеспечивающий формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику в повышении уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе. В контрольной группе результаты практически не изменились.
Выводы, сформулированные в заключении, подтвердили эффективность проведенного опытно-экспериментального исследования по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности. Результаты проведенного исследования подтвердили сформулированные ранее задачи и гипотезу.