Татьяна Васильевна Секалина
Самообразование по теме «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию воспитателя
высшей категории
Секалиной Татьяны Васильевны
Санкт-Петербург
«Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5-6 лет».
Актуальность темы.
Публикация «Самообразование по теме „Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать раскрашивать копировать простейшие узоры соединять точки правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя :
мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);
зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание незаконченных рисунков, дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).
Низкий уровень развития графического навыка является причиной трудностей в обучении письму. Это низкий темп письма; быстрая утомляемость при письме; неровная, «дрожащая» линия; «угловатое» письмо; трудности в написании овалов; слишком сильный нажим; трудности в воспроизведении формы графических элементов; несоблюдение размера графических элементов; несоблюдение наклона письма; большое количество помарок и исправлений; «грязное» письмо нежелание выполнять письменные упражнения.
Задачи: развивать глазомер; слуховое внимание; зрительное восприятие; речь; совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи; совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости; определять пространственные соотношения между двумя-тремя предметами или изображениям; развивать умения различать правую и левую стороны; совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями; формировать мелкую моторику; умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции; учить ориентироваться в тетради в крупную клетку; учить рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них.
Задания для самостоятельной деятельности : запуск пальцами мелких волчков; пластилинография (разминание пластилина); «сухие» бассейны для рук; нанизывание бус; шнуровки, игры с мозаикой; настольные конструкторы.
При развитии графических навыков педагог ставит перед собой следующие задачи: научить ребенка правильно держать карандаш; проводить различные линии по образцу; дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать; выполнять задания по речевой инструкции; учить работать, соблюдая правильную осанку.
Основные направления работы:
Упражнения для развития у ребёнка восприятия предмета и формирования зрительной координации
Упражнения для развития мелкой моторики
Упражнения для развития графомоторных навыков
Нормализация оптико-пространственных ориентировок
Работа над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв.
Упражнения для развития у ребёнка восприятия предмета и формирования зрительной координации.
Узнавание изображенных реальных предметов и их контуров: сравнение предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному расположению, нахождение сходств и различий; нахождение контуров предметов, зашумлённых изображений; наложенные друг на друга контуры, нахождение теней.
Формирование зрительного слежения. Формируется зрительное слежение в различных направлениях, сверху – вниз, слева – направо, по кругу против часовой стрелки. Эта работа необходима для выработки правильного навыка письма, позволяющего ребенку достаточно легко осваивать скоропись.
Формирование зрительно-моторной координации. Используются задания, с помощью которых навык слежения подкрепляется движениями руки в направлениях, сверху – вниз, слева – направо, по кругу против часовой стрелки, в результате чего формируется зрительно-моторная координация.
Упражнения для развития мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры в соответствии с лексическими темами).
Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук. Пирамидка, матрёшка, мозаика, конструкторы, Пазлы, разрезные картинки, Шнуровки, Трафареты. Вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков. Доставание бусин ложкой из стакана. Сжимание и разжимание эспандера. Игры с карандашом, грецкими орехами. Нанизывание крупных бусин. Составление контуров предметов из палочек. Игры со специальными мячиками-ёжиками. Сортировка фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис).
Упражнения для развития графомоторных навыков. Для развития графомоторных навыков можно использовать следующие задания:
Обводка, штриховка (уменьшающаяся, увеличивающаяся, горизонтальная, вертикальная)
Продолжи ряд
Дорожка
Дорисовать узор
Обвести по точкам
Сделать рисунки одинаковыми
Раскрасить определённым цветом
Дорисовки (например, дорисовать вторую половинку).
Нормализация оптико-пространственных ориентировок. Последовательность работы на этом этапе должна быть следующей:
Ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.)
Ориентировка в помещении (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной; позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами).
Ориентировка с поворотом на 180° (в схеме тела человека, сидящего напротив).
Ориентировка на плоскости. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.
Ориентировка в клетке, т. к. клетка является маленькой копией листа. Работа ведется в аналогичной последовательности. На этом этапе полезно предлагать детям упражнения по рисованию графических узоров.
Уточнение значений предлогов.
Работа над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв. Последовательность работы по этому направлению должна строиться следующим образом:
Развитие зрительного гнозиса (узнавание)
Развитие зрительного анализа и синтеза
Дифференциация смешиваемых букв
Развивая графомоторные навыки у детей, мы способствуем развитию всех высших психических функций: мышления, памяти, воображения, речи. Делаем дорогу наших детей в большой мир знаний радостной и интересной!
Календарно-тематический план по развитию графических навыков
у детей дошкольного возраста.
Сентябрь
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения».
2. Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на начало учебного года.
3. Создать в РППС группы условия для развития графомоторных навыков.
Реализация:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006.
3. Новотворцева Н. В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб. : КАРО, 2005.
4. Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. - №11- С. 77-78.
5. Федосова Н. А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.
6. Федосова Н. А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч. 1. Псков, 1995
7. Иванова Е. В. «Ступеньки» развитие ребёнка. // Ребёнок в детском саду, 2002.- №3.- С. 15-19.
8. Ткачёва М. В. Послушный карандаш. - М. : Дрофа, 2005.
9. Создать картотеки: «Игры на формирование умений ориентироваться в пространстве для детей старшей группы», «Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости для детей старшей группы».
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/08/16/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-razvitiyu-grafomotrnyh
10. Диагностика (приложение 1) Настольный конструктор, рисование карандашами, лепка.
Октябрь
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики;
2. Формирование умения узнавать изображение реального предмета и его контура;
3. Развитие графомоторных навыков;
4. Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела (правая/левая рука, на плоскости и в пространстве;
5. Формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв.
Реализация:
1. Пальчиковая гимнастика «Осинка» А. В. Никитина «33 лексические темы» (9);
2. «Лабиринт»;
3. «Штриховка»;
4. Д/и «Расскажи, что видишь слева…»;
5. Работа на листе «Путаница».
1. Пальчиковая гимнастика «Огород» А. В. Никитина «33 лексические темы» (13);
2. Д/и «Чья тень»
3. «Обведи овощ и раскрась»
4. Д/и «В какой руке?»
5. «Раскрась букву А».
1. Пальчиковая гимнастика «Компот» А. В. Никитина «33 лексические темы» (17);
2. Д/и «Найди рисунок, похожий на образец»;
3. Работа на листе «Дорожка»;
4. Д/и «Путешествие машинки»;
5. «Раскрась букву У».
1. Пальчиковая гимнастика «Малинка» А. В. Никитина «33 лексические темы» (25);
2. Выложи по образцу «Корзинка» (счетные палочки);
3. Работа на листе «Обведи по точкам»;
4. Игра «Что справа, что слева?»;
5. «Раскрась букву О».
1. Пальчиковая гимнастика «По дорожке, за грибами» А. В. Никитина «33 лексические темы» (21);
2. «Лабиринт»;
3. «Штриховка»;
4. Игра «Загадки без слов»;
5. «Раскрась букву И».
Самостоятельная деятельность :
1. Настольный конструктор;
2. Напольный конструктор;
3. «Мозаика»;
4. Раскраски по лексическим темам.
Ноябрь
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики;
2. Формировать умение узнавать изображение реального предмета и его контура;
3. Развитие графомоторных навыков;
4. Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела (правая/левая рука, на плоскости и в пространстве;
5. Формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв.
Реализация:
1. Пальчиковая гимнастика «Птичек стайка» А. В. Никитина «33 лексические темы» (28);
2. Д/и «Чья тень»;
3. Работа на листе «Дорожка»;
4. Знакомство с тетрадью, клеткой.
5. «Найди и раскрась букву Ы».
1. Пальчиковая гимнастика «Бурый мишенька» А. В. Никитина «33 лексические темы» (48);
2. Д/и «Найди рисунок, похожий на образец»;
3. «Штриховка»;
4. Ориентир в клетке (тетрадь);
5. «Найди и раскрась букву Э».
1. Пальчиковая гимнастика «Кошка» Г. А. Османова «Игры и упражнения для развития общих речевых навыков» (29);
2.. Д/и «Чья тень»;
3. «Вертикальные палочки» работа в тетради;
4. Д/и «Кто, где спрятался?»;
5. «Раскрась букву М».
1. Пальчиковая гимнастика «Собирайся на прогулку» Г. А. Османова «Игры и упражнения для развития общих речевых навыков» (21);
2. «Путаница»;
3. Работа на листе «Обведи по точкам и раскрась»;
4. Д/и «Кто, где спрятался?»;
5. «Найди и раскрась букву Н».
Самостоятельная деятельность :
1. Настольный конструктор;
2. Напольный конструктор;
3. «Мозаика»;
4. Раскраски по лексическим темам;
5. «Штриховки»;
6. «Найди отличия».
Декабрь
Задачи:
1. Совершенствование навыков выполнения пальчиковой гимнастики;
2. Формирование умения ориентироваться на плоскости;
3. Закрепление знаний о месте расположения частей лица, умения ориентироваться на собственном теле;
4. Развитие графомоторных навыков;
5. Стимулирование развитие речи;
6. Совершенствование навыков штриховки косыми линиями.
7. Формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв.
Реализация:
1. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» Г. А. Османова «Игры и упражнения для развития общих речевых навыков» (36);
2. «Лабиринт»;
3. «Обведи и заштрихуй по образцу»;
4. Игра «Назови соседей»;
5. «Раскрась букву П».
1. Пальчиковая гимнастика «Мебель» А. В. Никитина «33 лексические темы» (59);
2. «Найди рисунок, похожий на образец»;
3. «Продолжи ряд» работа на листе;
4. Игра «С обручами»;
5. «Раскрась букву Б».
1. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли» А. В. Никитина «33 лексические темы» (65);
2. «Чья тень?»
3. «Горизонтальные палочки» работа в тетради;
4. Игра «Солнышко»;
5. «Найди и раскрась буквы П и Б».
1. Пальчиковая гимнастика «Пекарь» И. А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» (134);
2. «Найди отличия»;
3. «Дорожка»;
4. Игра «Расположи так, чтобы»;
5. «Раскрась букву К».
1. Пальчиковая гимнастика «В Зале шум.» Г. А. Османова «Игры и упражнения для развития общих речевых навыков» (45);
2. «Лабиринт»;
3. «Штриховка»;
4. Игра «Загадки без слов»;
5. «Раскрась букву Х».
Самостоятельная деятельность :
1. Настольный конструктор;
2. Напольный конструктор;
3. «Мозаика»;
4. Раскраски по лексическим темам;
5. «Штриховки»;
6. «Найди отличия»;
7. «Лабиринты».
Январь
Задачи:
1. Совершенствование навыков выполнения пальчиковой гимнастики;
2. Формирование умения ориентироваться на плоскости;
3. Формирование умения ориентироваться в тетради в крупную клетку;
4. Развитие графомоторных навыков;
5. Стимулирование развитие речи;
6. Формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв.
Реализация:
1. Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Г. А. Османова «Игры и упражнения для развития общих речевых навыков» (50);
2. «Чего не хватает?»
3. «Обведи по точкам» работа на листе;
4. Д/и «Путешествие машинки»;
5. «Найди и раскрась буквы К и Х».
1. Пальчиковая гимнастика «По дорогам» А. В. Никитина «33 лексические темы» (94);
2. «Чья тень?»;
3. «Заборчик» работа в тетради;
4. Игра «Сделай сам»;
5. «Раскрась букву В».
1. Пальчиковая гимнастика «Это улица моя» Г. А. Османова «Игры и упражнения для развития общих речевых навыков» (70);
2. «Найди рисунок, похожий на образец»;
3. «Сделай рисунки одинаковыми» работа на листе;
4. Игра «Загадки без слов»;
5. «Раскрась букву Ф».
Самостоятельная деятельность :
1. Настольный конструктор;
2. Напольный конструктор;
3. «Мозаика»;
4. Раскраски по лексическим темам;
5. «Штриховки»;
6. «Найди отличия»;
7. «Лабиринты».
Февраль
Задачи:
1. Совершенствование навыков выполнения пальчиковой гимнастики;
2. Формирование умения ориентироваться на плоскости и в пространстве;
3. Формирование умения ориентироваться в тетради в крупную клетку;
4. Развитие графомоторных навыков;
5. Стимулирование развитие речи;
6. Формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв.
Реализация:
1. Пальчиковая гимнастика «Строим дом» А. В. Никитина «33 лексические темы» (57);
2. «Лабиринт»;
3. «Раскрась определенным цветом» работа на листе;
4. Игра «Геометрический диктант»;
5. «Найди и раскрась буквы В и Ф».
1. Пальчиковая гимнастика «Медузы» А. В. Никитина «33 лексические темы» (101);
2. «Найди отличия»;
3. «Дорисуй вторую половину» работа на листе;
4. Игра «Укрась ковер»;
5. «Раскрась букву Д».
1. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» И. А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» (170);
2. «Путаница»;
3. «Наклонные линии» работа в тетради;
4. Игра «Спрячь игрушку»;
5. «Раскрась букву Т».
1. Пальчиковая гимнастика «Строители» Г. А. Османова «Игры и упражнения для развития общих речевых навыков» (58);
2. «Чего не хватает?»;
3. «Обведи и заштрихуй по образцу»;
4. Игра «Что ты видишь»;
5. «Найди и раскрась буквы Д и Т».
Самостоятельная деятельность :
1. Настольный конструктор;
2. Напольный конструктор;
3. «Мозаика»;
4. Раскраски по лексическим темам;
5. «Штриховки»;
6. «Найди отличия»;
7. «Лабиринты»;
8. «Путаница».
Март
Задачи:
1. Совершенствование навыков выполнения пальчиковой гимнастики;
2. Формирование умения ориентироваться на плоскости и в пространстве;
3. Формирование умения ориентироваться в тетради в крупную клетку;
4. Развитие графомоторных навыков;
5. Стимулирование развитие речи;
6. Развитие умения различать правую и левую стороны;
7. Формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв.
Реализация:
1. Пальчиковая гимнастика «Весна» И. А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» (179);
2. «Чья тень?»;
3. Продолжи ряд» работа на листе;
4. Игра «Лабиринт»;
5. «Раскрась и заштрихуй букву Г».
1. Пальчиковая гимнастика «Рябинушка» И. А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» (205);
2. «Найди рисунок, похожий на образец»;
3. «Дорисуй узор» работа на листе;
4. Игра «Роботы»;
5. «Найди и раскрась буквы Г и К».
1. Пальчиковая гимнастика «Колокольчики» А. В. Никитина «33 лексические темы» (104);
2. «Лабиринт»;
3. «Наклонный заборчик» работа в тетради;
4. Игра «Скажи, где стоят игрушки»;
5. «Раскрась и заштрихуй букву С».
1. Пальчиковая гимнастика «Профессии» И. А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» (135);
2. «Найди отличия»;
3. «Обведи по точкам и раскрась» работа на листе;
4. Игра «На плоту»;
5. «Раскрась по цифрам букву З».
1. Пальчиковая гимнастика «Веселый помощник» И. А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» (41);
2. «Найди отличия»;
3. «Дорожка»;
4. Игра «Расположи так, чтобы»;
5. «Найди и заштрихуй буквы С и З».
Самостоятельная деятельность :
1. Настольный конструктор;
2. «Прищепки»;
3. «Мозаика»;
4. Раскраски по лексическим темам;
5. «Штриховки»;
6. «Найди отличия»;
7. «Лабиринты»;
8. «Путаница.
Апрель
Задачи:
1. Совершенствование навыков выполнения пальчиковой гимнастики;
2. Формирование умения ориентироваться на плоскости;
3. Закрепление знаний о месте расположения частей лица, умения ориентироваться на собственном теле;
4. Развитие графомоторных навыков;
5. Стимулирование развитие речи;
6. Совершенствование навыков штриховки косыми линиями.
7. Формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв.
Реализация:
1. Пальчиковая гимнастика «Жители Антарктиды» И. А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» (150);
2. «Путаница»;
3. «Сделай рисунки одинаковыми» работа на листе;
4. Игра «Повтори рисунок»;
5. «Раскрась и заштрихуй букву Ц».
1. Пальчиковая гимнастика «На ракете полечу» Г. А. Османова «Игры и упражнения для развития общих речевых навыков» (64);
2. «Чего не хватает?»;
3. «Раскрась определенным цветом» работа на листе;
4. Игра «Отгадай – где»;
5. «Раскрась по цифрам букву Ш».
1. Пальчиковая гимнастика «Крокодил» И. А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» (149);
2. «Чья тень?»;
3. «Палочка, кружочек» работа в тетради;
4. Игра «Я еду на машине»;
5. «Раскрась букву Ж».
1. Пальчиковая гимнастика «Цветы» И. А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» (237);
2. «Найди рисунок, похожий на образец»;
3. «Дорисуй вторую половину» работа на листе;
4. Игра «Корабль плывет»;
5. «Найди и заштрихуй буквы Ш и Ж».
Самостоятельная деятельность :
1. Настольный конструктор;
2. «Прищепки»;
3. «Мозаика»;
4. Раскраски по лексическим темам;
5. «Штриховки»;
6. «Золушка»;
7. «Лабиринты»;
8. «Путаница».
Май
Задачи:
1. Совершенствование навыков выполнения пальчиковой гимнастики;
2. Закрепление умений ориентироваться на плоскости;
3. Закрепление знаний о месте расположения частей лица, умения ориентироваться на собственном теле;
4. Развитие графомоторных навыков;
5. Стимулирование развитие речи;
6. Совершенствование навыков штриховки косыми линиями.
7. Формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв.
Реализация:
1. Пальчиковая гимнастика «Праздник» А. В. Никитина «33 лексические темы» (75);
2. «Лабиринт»;
3. «Обведи и заштрихуй»;
4. Игра «Зеркало»;
5. «Раскрась и заштрихуй букву Ч».
1. Пальчиковая гимнастика «Наша улица» И. А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» (212);
2. «Найди отличия»;
3. Продолжи ряд» работа на листе;
4. Игра «Лицом друг к другу»;
5. «Раскрась букву Щ».
1. Пальчиковая гимнастика «Инструменты» И. А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» (143);
2. «Путаница»;
3. «Цифры» работа в тетради;
4. Игра «Наоборот»;
5. «Раскрась и заштрихуй букву Й».
1. Пальчиковая гимнастика «На полянке» И. А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» (220);
2. «Чего не хватает?»;
3. «Дорисуй вторую половину» работа на листе;
4. Игра «Корабль плывет»;
5. «Раскрась букву Л».
Самостоятельная деятельность :
1. Настольный конструктор;
2. «Прищепки»;
3. «Мозаика»;
4. Раскраски по лексическим темам;
5. «Штриховки»;
6. «Золушка»;
7. «Лабиринты»;
8. «Путаница».