Анна Арнаутова
План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений и навыков посредством опытно-экспериментальной деятельности".
Цель: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в условиях реализации ФГОС ДО в вопросах организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми.
Задачи:
• систематизировать знания педагогов о целях и задачах исследовательской деятельности в ДОУ
Публикация «План заседания ГМО „Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
• актуализировать знания и умения педагогов в организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми
• выявить затруднения и продуктивные решения по данному направлению[/i]
ХОД ЗАСЕДАНИЯ
1. Раздача бейджей, рассматривание методической литературы, знакомство, регистрация участников, коллективное утверждение правил эффективного взаимодействия.
Приветствие и знакомство. Упражнение "Мои детские открытия"
Инструкция: давайте познакомимся и на пару минут вернемся в детство. Предлагаю поделиться своим самым ярким детским открытием или исследованием (прием-волшебная палочка)
Цель упражнения: создание благоприятной и дружелюбной атмосферы, ориентирование на партнерскую модель взаимодействия с детьми.
2. Введение в тему ГМО
СЛАЙД 2
Приоритетным направлением своей работы в этом году вы выбрали познавательно-исследовательскую деятельность детей и не ошиблись, ведь ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность определена как сквозной механизм развития ребенка, что подчеркивает важность и значение этого вида деятельности в дошкольном возрасте (п. 2.7).
-Давайте рассуждать, почему же данному виду деятельности придали такое значение? (высказывания педагогов)
СЛАЙД 3
Мы понимаем, что исследовательское поведение является абсолютно естественным для ребенка. Но верно ли мы истолковываем поставленные перед нами задачи?
СЛАЙД 3 ИГРА-АНАЛИЗ «Волшебный мешочек» педагоги вытягивают вопрос и отвечают на него.
Вопросы для игры «Волшебный мешочек»
• Чем в этой деятельности занят ребенок?
• Слушает ли он рассказ взрослого или действительно экспериментирует с объектами?
• Чем является организация познавательно-исследовательской деятельности: наглядной демонстрацией или выстраиванием процесса исследования?
• Что предшествует этой деятельности?
• Детские вопросы: помеха хорошему конспекту или начало настоящего исследования?
• Какие три эмоции являются прямым доказательством успешно организованной опытно-экспериментальной деятельности?
Цель игры: подвести педагогов к пониманию того, что в исследовательской деятельности ребенок является не слушателем, а активным участником.
СЛАЙД 4,5
Проблемы организации познавательно-исследовательской деятельности
СЛАЙД 6
Какой тип исследования способен охватить все возрастные группы и является практически единственным способом познания мира в первые три года жизни?
Слайд 7
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
СЛАЙД 8
Именно поэтому целью нашей совместной работы будет научится организовывать опытно-экспериментальную деятельность, исходя из интересов детей.
СЛАЙД 9
Утверждение плана
СЛАЙД 10 Погружение
- Предлагаю погрузится немного в практику
Встаньте пожалуйста врассыпную недалеко друг от друга. Закройте глаза, покрутитесь вокруг себя несколько раз и сделайте 10 шагов в любую сторону. А теперь в полном молчании, не открывая глаз, объединитесь в группы по 6\5 человек. Для этого вам надо взять за руки тех, кого вы встречаете, включая в свою команду, при этом контролируя количество участников.
- Одна команда в своей работе охватит младший дошкольный возраст, а вторая старший, вы договоритесь или будем тянуть жребий?
СЛАЙД 11
ЗАДАНИЕ
Каждой компании будет предоставлена тема для опыта-эксперимента, ваша задача предположить, исходя из какого детского вопроса (старший возраст) \ситуации развития (младший возраст) вы сможете к нему приступить? В своем выступлении раскройте три критерия:
1. Условия возникновения вопроса (где и когда)
2. Форму работы (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная)
3. Рефлексия
Это задание позволяет решить поставленные мною задачи и будет включено в план итогового заседания для осознания педагогами собственного профессионального роста в данном направлении.
СЛАЙД 12
Чаще всего вопросы рождаются в моменты наблюдений, а также непосредственной беседы с педагогом, ребенок может поделится своим интересом во время утреннего и вечернего сбора и это прекрасная возможность для начала исследования.
Для малышей целесообразнее устраивать сюрпризы, проблемные ситуации, фокусы, мотивируя тем самым к исследованию. Огромное значение имеет ППРС, систематическая работа в данном направлении обуславливает появление центра исследований в группе, который в свою очередь делает возможным переход в самостоятельную деятельность детей.
СЛАЙД 13 Принятие решения о создании мониторинга исследовательских умений и навыков.
СЛАЙД 14 РЕФЛЕКСИЯ
По жребию определяются компании пессимистов и оптимистов, задача упражнения: анализ полученных знаний и прогнозирование рисков предстоящей работы.
СЛАЙД 15 Домашнее задание
Провести мониторинг формирования исследовательских умений и навыков
Подготовить фотоотчет центра исследовательской деятельности
Разработать критерии организованной ОЭД в соответствии с ФГОС
Руководитель ГМО___ Арнаутова А. В.