Галина Шестакова
Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края.
Введение
Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления - самый благородный;
Путь подражания - самый лёгкий;
Путь личного опыта - самый тяжёлый путь.
Конфуций.
Публикация «Опыт работы по теме „Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.
Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.
Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.
Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.
Цель моего опыта работы: Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.
Для реализации данной цели были поставлены задачи.
Задачи:
-Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения, способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.
-Обогащение и активизация словаря;
-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.
-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,
-Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей.
Теоретические аспекты проектной деятельности как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Речь является очень важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Посредством речи человек общается с другими людьми, передает информацию, получает новые знания. Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковая личность». Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека.
Проблемой обогащения, расширения словаря занимались отечественные психологи, педагоги, методисты: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, В. В. Гербова и другие. Изучению речевой активности дошкольников посвящен ряд исследований Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина А. Н. Гвоздева, М. Р. Львова, О. С. Ушаковой и др. Под термином «речевая активность» понимается – стремление ребенка общаться, получать необходимую информацию, узнавать что-то новое. Компонентами речевой активности, по мнению М. Р. Львова, являются: быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях; выбор игр и увлечений, связанных с речью; быстрота и точность выбора слов; развертывание синтаксических конструкций, текста; активная реакция на поступок или высказывание других лиц. М. Р. Львов обращает внимание на условия развития речевой активности:
общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;
умение преодолевать скованность, застенчивость;
способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.
Все перечисленные условия успешно создаются в ходе реализации педагогических проектов. Участвуя в проектной деятельности, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который также является одним из методов развивающего обучения. В ходе реализации педагогических проектов происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов. Данный опыт работы базируется на методических рекомендациях А. М. Вербенец, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой, О. В. Солнцевой, Л. Л. Тимофеевой, методических разработках Н. И. Левшиной, Е. Г. Карповой, О. В. Понамаревой, Л. Д. Морозовой.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.
Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи старших дошкольников представлено в работах А. М. Вербенец, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой, О. В. Солнцевой, Л. Л. Тимофеевой и др.
Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с планом.
Практическая составляющая опыта
Обращение к проектной деятельности, объясняю тем, что, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в раитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.
Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?»
Несомненно, все вместе – это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, лишение их содержательных (живых) способов общения. К сожалению, мы – взрослые, все чаще относимся крайне неуважительно к слову, не владеем им, не умеем грамотно выражать свои мысли, недооцениваем роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие воспитанники и родители в качестве любимых занятий называют развлечения, связанные с просмотром телевизионных передач. Когда у ребенка после выходных спрашиваем: «Что делали дома? Что нового узнали?», слышим какой ответ?
Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком, все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.
В этой связи я обратила внимание на метод проекта, который, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, т. е. родителей, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста.
Целью моей проектной деятельности обогащение словаря, так как в результате проведённой диагностики был выявлен ряд проблем, связанный с речевым развитием детей. Необходимо было расширять словарный запас детей и формировать умение активно пользоваться им. В своей работе, как одну из форм, применила проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.
В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.
Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволила развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Технология проектирования, на мой взгляд, является очень удобной и применимой при организации совместной работы воспитателя, детей и родителей. Формирование детско-родительского сотрудничества в процессе работы очевидно. Причем ценность этого сотрудничества очень высока, поэтому метод проектов можно считать находкой для достижения сплоченности. Именно метод проектов является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь проектная деятельность наиболее полно соответствует современным требованиям воспитания и обучения. В ходе реализации проекта особое внимание уделяла развитию речи. Для этого использовала подобранные на изучаемую тему дидактические и настольные игры.
Использовала разные формы и методы работы над проектами: индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, показ, словесная инструкция воспитателя, игровые ситуации, сюрпризный момент, аудио-видеозапись, поощрения, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, беседа, консультации, оформление папок-передвижек, родительские собрания.
Метод проектов использовала в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Я провела обследование детей 3-4лет, используя методику обследования Ушаковой О. С. (Приложение № 1).
Анализ результатов показал, что низкий уровень речевого развития у 28,6% воспитанников; средний уровень у 57,1%, а высокий уровень у 14,3% детей.
Дети испытывали затруднения при употреблении слов-обобщений, слов, обозначающих действия и при использовании определений (Приложение №2).
Я предлагала детям различные игры и упражнения на формирование умений:
1. Использование в речи обобщающих слов - Д/и: «Назови одним словом», «Продолжи ряд слов», «Что лишнее и почему?».
2. Использование в речи слов, обозначающих действия - Д/игры: «Узнай животное по действиям», «Что делает кошка?», «Отгадай, кто это?».
3. Использование в речи определений -Д/игры: «Найди и назови», «Подбери посуду для куклы», «Назови какой».
В течение учебного года разработала и внедрила педагогические мини- проекты: «Овощи»,«Повар», «Моя любимая игрушка» (Приложения №3).
В летнее время работала над проектом «Хочу все знать о летних видах спорта»,который я оформила в презентацию.
Проводила работу с родителями: в марте 2013 года провела родительское собрание на тему «Речь младшего дошкольника».(Приложения №4). В течение года постоянно обновляла уголок для родителей, где размещала рекомендации и памятки для родителей («Как обогатить словарь ребенка 3-4 лет», «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»). (Приложения №5).
С сентября 2013года я продолжила работу с детьми средней группы. Начала с обследования дошкольников, в котором приняло участие 16 детей. Для обследования мною была использована методика того же автора.
Анализ результатов показал, что дети испытывали затруднения при использовании в речи определений к предметам, объектам, явлениям, обозначающим их действия, а также в использование в речи наречий. (Приложения №6).
В течение года формировала у детей умения:
1. Использовать в речи обобщающие слова - Д/и «Что лишнее и почему?», «Назови одним словом», «Я знаю много названий», «Я знаю пять названий».
2. Использовать в речи слова, обозначающие действия - Д/игры: «Отгадай, кто это, «Кто может совершать эти действия?».
3. Использовать слова - определения - Д/игры: «Узнай на ощупь», «Найди и назови».
4. Использовать слова - наречия - Д/игры: «Скажи наоборот», «Ответьте на вопрос».
Также в течение года работали с детьми над педагогическими проектами: «Птицы наши друзья», «Транспорт», «Домашние животные»(Приложение № 7). Создала презентацию: «Домашние животные».
В течение года проводила работу с родителями. Было проведено родительское собрание «Игра – путешествие по стране «Развитие речи». В уголке для родителей систематически размещала рекомендации, консультации и папки-раскладушки («Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»).(Приложение №8).
Мною была подготовлена папка - передвижка «Давайте поиграем» с описанием игр на обогащение словаря, которую я предлагала родителям.
В мае 2013 года я провела повторное обследование детей средней группы, используя ту же методику, что и в начале года.
Анализ данных показал, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:
Использование слов обобщений пришло к норме;
Уменьшился низкий уровень при использовании слов-действий на 12,5%; увеличился высокий на 49,9%;
Увеличился высокий уровень при использовании слов-определений на 18,7%;
Уменьшился низкий уровень при использовании слов-наречий на 25% (Приложение № 9).
С сентября 2014года я продолжила работу с детьми старшей группы. В начале учебного года провела обследование дошкольников, в котором приняло участие 16 детей.
Анализ результатов показал, что у некоторых детей еще вызывает затруднение использование в речи наречий, синонимов, а также подбор слов с противоположным значением (антонимов) (Приложение № 10).
Для формирования словаря синонимов и антонимов, грамотного использования наречий я начала предлагать детям следующие игры: «Назови нужное слово», «Говори наоборот», «Скажи по-другому», «Все наоборот» и др.
С сентября 2014 года работали с детьми над педагогическими проектами «Мамочка, солнышко мое», «Они сражались за Родину». (Приложения №11-12). В течение года для родителей подготовила несколько консультация, которые разместила на сайте образовательного учреждения :«Речевые игры в развитии детей», «Роль семьи в развитии речи ребенка», «Речевые игры по дороге домой для детей старшего дошкольного возраста».(Приложение №13)
В конце марта 2015 года провела родительское собрание «Развиваем речь!». (Приложение № 14).
В мае 2015 года я провела повторное обследование детей старшей группы, используя ту же методику, что и в начале года.
Анализ данных показал, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:
Появился высокий уровень при использовании слов-наречий на 12,5% высокий уровень при использовании слов –антонимов на 12,5%
высокий уровень при использовании слов-синонимов12,5%. (Приложение № 15).
С сентября 2015года я продолжила работу с детьми подготовительной группы. (Приложение № 16).
В подготовительной к школе группе продолжала работу по данному направлению усложняла виды заданий; активизировала имеющийся словарь; использовала игры с усложнением, провела родительское собрание «Играя, развиваем речь!». (Приложение № 17).
В подготовительной группе был разработаны и реализованы краткосрочные проекты: «Какого цвета осень»; «Здравствуй, сказка»; «Волшебные пуговки»; «Мир часов». (Приложения №18-21).
Большое значение для развития речи детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. В ходе работы мною была собрана картотека дидактических игр и игровых упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. (Приложение №22)
В мае 2016 года я провела заключительное обследование детей подготовительной группы.
Анализ данных показал, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:
Увеличился высокий уровень при использование слов обобщений на 84,5%;
При использование в речи слов, обозначающих действия на 87,5%;
При использование слов-определений на74,5%;
Высокий уровень при использовании слов-наречий на 48%;
при использовании слов –антонимов на 64,5%
при использовании слов-синонимов на 25%. (Приложение №23).
Таким образом в результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У детей пополнился словарный запас. Речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта. Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что проектная деятельность является эффективным средством в развитии речевой активности и творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Результативность опыта:
Анализируя проделанную работу, пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.
В результате работы по реализации проектов обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.
У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.
Список литературы
1. Дошкольная педагогика. Н. И. Левшина «Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников».2014г.
2. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в дошкольном образовании/ Детский сад: теория и практика №9/2012. Стр. 6-18.
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. :ТЦ «Сфера», 2006.
4. Статьи «Проектная деятельность ДОУ для развития связной речи дошкольников».
-«Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности».
-«Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста».
- «Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности».
- «Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста».
-«Использование проектной деятельности для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
5. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина –М. : Просвещение, 1984. –223с.
6. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М. : Просвещение, 1981. –159с.
7. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – 237 с.
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.