Татьяна Мельниченко
План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г.
Дата окончания работы: май 2021 г.
Цель: формирование простейших культурно - гигиенических навыков у детей младшего возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- развивать у детей культурно - гигиенические навыки;
- развивать любознательность и познавательную активность;
- формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми предметами;
- формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и с действиями взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;
Публикация «План по самообразованию по теме „Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Планирование
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
- обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами юыта;
- консультировать родителей по данной теме.
Планируемые результаты для детей:
- формирование у детей таких положительных качеств и привычек как: бережливость, трудолюбие, последовательность, самостоятельность;
- овладение культурно - гигиеническими навыками самообслуживания детей;
- дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться соблюдая последовательность;
- проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом;
- пользуются индивидуальными предметами;
- правильно ведут себя за столом во время еды;
- правильно пользуются мылом, соблюдая последовательность.
Планируемые результаты для родителей:
- повышение знаний для успешного развития детей;
- получение консультаций по вопросам культурно - гигиенических навыков и самообслуживанию;
- укрепление связей между ДОУ и семьи.
Планируемые результаты для педагога:
- развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;
- поиск новых подходов к организации образовательной деятельности;
- рост профессиональной культуры;
- формирование информационной компетенции, направленной на самостоятельный поиск знаний.
Практические выходы:
- изучение методик и технологий педагогов в интернете;
- изучение методической литературы;
- участие в конкурсах (интернет - сайтах);
- изготовление дидактических игр, атрибутов к играм;
-изготовление картотеки "Культурно - гигиенические навыки у малышей";
- подбор консультаций для родителей;
- родительское собрание по теме.
РАБОТА С ДЕТЬМИ,
СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ
Питание:
1. Беседа "Как нужно вести себя за столом?"
Цель: воспитывать культуру поведения за столом, побуждать детей к общению.
2. Игровая ситуация "Как мама учила зайчика правильно кушать",
практическая деятельность ""Я сам", "Поведение за столом",
д/и "Кукла Маша обедает".
Цель: учить детей есть аккуратно, брать пищу только ложкой, приучать правильно держать ложку, есть и пить не проливая, тщательно пережёвывать пищу; правильно сидеть за столом, пользоваться приборами по назначению; воспитывать культуру поведения во время еды, формировать навыки самообслуживания.
3. Практическая деятельность "Где мой стульчик?"
Цель: приучать детей правильно брать стульчик и аккуратно ставить его возле стола, знакомить с правилами безопасного поведения в группе.
4. Чтение рассказа "Маша обедает" С. Капутикян.
Цель: побуждать детей к общению, развивать речь.
Умывание:
1. Рассматривание иллюстраций "Мама моет дочку", "Дети моют руки".
Цель: знакомить детей с предметами личной гигиены.
2. Практическая деятельность "Учимся умываться", "Мыло душистое", "Сухие рукава", "Сделаем лодочки".
Цель: учить детей аккуратно мыть руки и лицо, закатывать рукава, не проливать воду на пол, знать местонахождение своего полотенца и вытираться насухо, соблюдать последовательность при умывании, подражать действиям взрослого.
3. Экспериментирование "Вода тёплая и холодная".
Цель: формировать у детей представление о свойствах воды.
4. Д/и "Вымоем куклу", "Подбери картинку", рассматривание алгоритма мытья рук.
Цель: расширять знания детей о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, формировать привычку к опрятности, навыка здорового образа жизни.
5. Игровое упр. "Умывалочка".
Цель: развитие двигательной активности, внимания, умение ориентироваться в собственном теле.
6. Чтение стихотворения А. Барто "Девочка чумазая".
Цель: вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки; Выяснить, в чём девочка была не права, развивать речь.
Одевание, раздевание:
1. Практическая деятельность "Вещи по местам", "Учимся одеваться", "Башмачки по местам", рассматривание алгоритма одевания по сезону, игровая ситуация "Покажем как нужно складывать одежду перед сном".
Цель: учить детей доставать одежду из шкафчика и убирать её на место после раздевания, аккуратно всё складывать; помочь запомнить последовательность, аккуратно вешать вещи на стульчик, ставить обувь под стульчик; формировать навыки самообслуживания.
2. Д/и "Кукла Маша идёт на прогулку", "Научим Машу раздеваться".
Цель: продолжать учить детей вешать вещи аккуратно, одеваться и раздеваться в определённой последовательности, побуждать к использованию в речи названия одежды, их частей, а также действий.
3. Беседа "Доброе утро расчёска", практическая деятельность "Носовой платок".
Цель: учить детей пользоваться расчёской, носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым.
4. Чтение потешки "Коля у нас зайчик. "
Цель: через содержание потешки воспитывать у детей бережное отношение к вещам, аккуратность; активизировать речь.
ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ
Питание:
1. Практическая деятельность "Я умею кушать!", "Вот какие мы!", игровая ситуация "Научим куклу Машу кушать".
Цель: продолжать учить детей правильно вести себя за столом, есть аккуратно, не мешать другим детям, не выходить из - за стола без разрешения взрослого, благодарить в конце приёма пищи; держать ложку в правой руке, откусывать пищу небольшими кусочками; воспитывать умение самостоятельно есть.
2. Проблемная ситуация "Что случилось?" (беспорядок на столе у кукол).
Цель: через разрешение ситуации продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом.
Умывание:
1. Рассматривание иллюстрации "Дети моют руки", практическая деятельность "Мы правильно моем руки", "Моё полотенце".
Цель: продолжать учить детей намыливать руки и мыть их прямыми движениями, закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место, не проливать воду на пол и не обливать одежду.
2. Беседа "Берегите воду!"
Цель: дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.
3. Экспериментирование "Вот какая пена".
Цель: расширять знания детей о свойстве мыла: оно белое, душистое, можно намыливать, смывать, образует мыльную пену.
4. Д/и "Водичка - водичка".
Цель: закрепить уже имеющиеся у детей навыки, учить правильно называть предметы туалета, обогащать словарный запас.
5. Чтение отрывка К. Чуковского "Мойдодыр".
Цель: через содержание произведения воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой тела, правильно совершать процессы умывания.
6. Разучивание потешки "Ладушки, ладошки. "
Цель: развивать речь, память.
7. Д/и "Что сначала, что потом".
Цель: учить детей самостоятельно определять и называть последовательность мытья рук.
Одевание, раздевание:
1. Игровая ситуация "Поможем пупсу Мише застегнуть сандалики" (большой пупс).
Цель: формировать навык расстёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек, вызвать желание прийти на помощь.
2. Практическая деятельность "Учусь всё делать сам!", "Мой стульчик".
Цель: продолжать учить детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательным друг к другу, развивать коммуникабельность.
3. Д/и "Что нужно кукле Наташе?" (магнитная)
Цель: формировать культурно - гигиенические навыки.
4. Игровое упр. "Не хотим мы больше спать".
Цель: развитие двигательной активности.
5. Чтение отрывка и рассматривание иллюстраций к стихотворению В. Маяковского "Что такое хорошо, и что такое плохо?"
Цель: вызвать эмоциональный отклик на внешний вид двух героев мальчиков, выяснить, каким быть лучше и что для этого необходимо делать.
6. Д/и "Кукла Наташа простудилась", игровое упр. "Носовой платок в кармашке".
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знания о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком.
7. Д/и "Делаем причёску".
Цель: учить детей держать правильно расчёску и расчесывать волосы движениями сверху вниз.
МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ
Питание:
1. Практическая деятельность "Мы уже большие!", "Поведение за столом", игровые ситуации "Покажем куклам, как мы научились кушать", "Кукла Маша пришла в гости, поможем накрыть на стол".
Цель: совершенствовать умение детей есть самостоятельно, доедать пищу, не оставляя её за щекой; закрепить названия посуды и блюд; формировать навыки аккуратность, воспитывать культуру поведения за столом.
2. Практическая деятельность "Стульчик на место".
Цель: закреплять умение детей правильно брать стульчик и аккуратно ставить его на место, развивать ориентировку в пространстве, координацию движения.
3. Рассматривание иллюстрации "Дети кушают".
Цель: закреплять культуру поведения, умение отвечать на вопросы по иллюстрации.
4. Чтение потешки "Уж я Танюшке пирог испеку. "
Цель: развивать интерес к потешкам, учить отвечать на вопросы.
Умывание:
1. Рассматривание иллюстраций и беседа по ним "Девочка чумазая", "Девочка аккуратная".
Цель: вызвать эмоциональный отклик об увиденном, выяснить, чем иллюстрации отличаются, каким быть лучше, формировать навыки аккуратности и опрятности.
2. Д/и "Что сначала, что потом?" практическая деятельность "Научим куклу правильно умываться", "Мы всё умеем!".
Цель: закрепить умения мыть руки в определённой последовательности,
3. Д/и "Подбери картинки".
Цель: закреплять представления о предметах личной гигиены, развивать внимание и память.
4. Потешки "Водичка, водичка. ", "Умывалочка", "Ладушки, ладошки. "
Цель: развивать речь, память.
Одевание, раздевание:
1. Игровая ситуация "Покажем какой у нас порядок в шкафчике и на обувной полочке".
Цель: закрепить умения самостоятельно раздеваться и складывать свои вещи в шкафчик, ставить обувь аккуратно на полочку.
2. Д/и "Уложим куклу спать", "Кукла проснулась", практическая деятельность "Покажем как нужно складывать вещи перед сном на стульчик".
Цель: закрепить умения раздеваться в определённой последовательности и одеваться после сна самостоятельно, складывать свои вещи аккуратно на стульчик, ставить обувь по стульчик.
3. Практическая деятельность "Мы всё можем делать сами!"
Цель: закреплять навыки самообслуживания.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Сентябрь, октябрь:
- собрание и консультация "Развитие культурно - гигиенических навыков у детей младшего возраста".
Ноябрь, декабрь:
- консультация "Как научить ребёнка одеваться?"
Январь, февраль:
- консультация "Воспитание аккуратности".
Март, апрель:
- консультация "Чистые руки - залог здоровья".
Май:
- консультация "Этикет за столом".