Рузана
Самообразование «Использование дагестанского фольклора в развитие речи детей. Средняя-старшая группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использования дагестанского фольклора в развитии речи детейдошкольного возраста».
Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей средствами дагестанского фольклора.
План по самообразованию «Использование дагестанского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» на 2019– 2020г.
Раздел плана
Сроки
Форма работы
Содержание работы
Темочки:
- Дагестан
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Старшая группа
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Работа с детьми
сентябрь
«Дагестанское творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
Изучение методической литературы. Подбор материала.
октябрь
Применять дагестанскиепословицы и поговорки в режимных моментах
Создание картотеки дагестанских пословиц и поговорок для работы с детьми.
ноябрь
Дидактические, настольно – печатные игры по мотивам потешек
Изучение темы «Настольно – печатные игры по дагестанским сказкам»
декабрь
Чтение детям дагестанских сказок
Изучение темы: «Дагестанское творчество, как средство духовно – нравственного различия личности ребенка»
январь
«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
Игры с пословицами, потешками.
Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»
\
февраль
«Из какой дагестанской сказки герой», «Угадай сказку».
Изготовление картотеки дагестанских сказок.
март
Учить детей обыгрывать знакомые сказки
Изучение темы: «Театрализованные игры как средства развития речи детей»
апрель
Роль фольклора в развитии детей
Заучивание и проговаривание потешек
май
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации)
Рассказ «Чабан Рабадан».
В течении года
Диагностика
Проведение итоговой диагностики
2. Работа с родителями
сентябрь
«Дагестанский фольклор»
Анкетирование
октябрь
«Дагестанские загадки, поговорки, пословицы»
Наглядно – текстовая информация.
ноябрь
«Роль родителей в нравственном воспитании детей»
Беседа с родителями
декабрь
«Дагестанские игры»
Консультация
январь
«Диво – дивное, чудо – чудное»
Выставка балхарских игрушек
февраль
Значение малых жанров устного народного творчества
Консультация
Март
Оформлениепапки - передвижки
«В гостях у балхарских мастеров»
Апрель
«Дагестанские подвижные игры на прогулке»
Консультация
Май
«Как играли наши дедушки и бабушки»
Беседа
3. Самореализация
В течении года
Подбор и изучение литературы в данном направлении
Обмен информацией с родителями
В течении года
Посещение НОД, мероприятий коллег детского сада
Беседы с коллегами по данной теме
В течении года
Участия в методических объединениях по данной теме
Участия в обсуждении мероприятия
Интернет – обмен передового опыта
Обмен опытом на сайтах
Беседы с воспитателями по обмену опытом
План работы:
Для выполнения поставленных задач я подобрала серию дагестанских пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, считалочек, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.
Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.
Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.
Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовать не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.
Для приобщения детей к дагестанской культуре я в своей работе использую различные творческие задания с дагестанскими сказками.
Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников.
Коме того, я запланировала работу с родителями. Это консультации по данной теме, папки-передвижки, буклеты.
Для педагогов подготовлены консультации, открытые НОД с презентацией по данной теме.
Мониторинг (диагностика)
1. Диагностика уровня речевого развития детей.
2. Наблюдение:
-обогащение словарного запаса;
-использование фольклора в речи;
-приобщение к народным традициям.
Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей :
1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением (из 3 и более слов).
2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.
3. Пересказывает сказку.
4. Умеет замечать неточности в небылицах.
5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.
6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)
7. Называет жанры фольклора (3 и более)
Критерии оценки вопросов:
Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации; замечает неточности в небылице; может пересказать основной сюжет сказки;
правильно поясняет значение слов; умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т. д.
Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; подбирает синонимы и антонимы, но не в требуемой грамматической форме; в речевой ситуации называет по одному слову; даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице; вместо значения слов даёт описание предмета, либо даёт не точное объяснение; отгадывает загадку, а объяснить не может; составляет пересказ, используя отдельные слова; называет по одному - два примера на каждый предложенный жанр.
Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы использует частице «не»; в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не»; не замечает неточность в небылице; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку; составляет рассказ пересказа без учёта задания; практически не знает пословиц, загадок, считалок, поговорок и т. д.
Результаты работы:
Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною был создан проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Анкета
«Дагестанский фольклор в жизни вашего ребенка».
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по народному фольклору с дошкольниками.
1. Знаете ли Вы что такое дагестанский фольклор?
2. Какие жанры фольклора вы знаете?
3. Используете ли Вы народный фольклор в развитии вашего ребенка?
4. Надо ли знать дагестанские сказки?
5. Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?
6. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком
8. Как Вы приобщаете к народному фольклору в своей семье?
9. Что бы Вы хотели узнать о дагестанском фольклоре?
10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к дагестанскому
Раздел плана
Сроки
Форма работы
Практический выход
1
2
3
4
Работа с детьми
Сентябрь
Подбор иллюстраций, книг, дидактических игр по развитию художественного творчества
Консультация
Октябрь
Техника рисования и ее роль в создании изображений.
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Строители кремля».
Рисование на тему «Наш город».
Чтение легенды «Как зачинали родной город».
Консультация
Ноябрь
Архитектура города.
Рассмотрение открыток, фотографий.
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».
Рисование на тему «Дома на нашей улице»
Изготовление альбома.
Работы детей по теме
Декабрь
Рисование на тему «Детская площадка».
Конструирование из строительного материала на тему «Детский сад».
Чтение стихов.
Слушание песни
Оформление альбома «Мой город»
Январь
Техника рисования и ее роль в создании изображений
Занятие
Февраль
Программа по нетрадиционной технике рисования «Кляксочка» для детей от 2 до 6 лет
Программа
Март
Беседа на тему «Город мастеров» (знакомство с видами росписи).
Рассматривание книг, альбомов с образцами народных промыслов.
Рисование на тему «Узор на чашке» (балхар).
Аппликация на тему «Городецкие цветы».
Рисование на тему «Укрась наряд».
Чтение: В. Д. Берестов
Выставка «Дагестанская ярмарка»
Апрель
Рабочая программа по художественному развитию детей от 2 до 7 лет
Программа «Цветные ладошки»
Май
Интегрированное занятие по художественному развитию в подготовительной группе
Открытое занятие по саду по теме «Чабан Рабадан»
Работа с родителями
Консультации для родителей.
Показательное занятие с приглашением родителей.
Самореализация
Март- Май
Презентация дидактических пособий, методических разработок для педагогов ДОУ
Отчет о проделанной работе на мероприятиях ДОУ
Изучение методической литературы
1. Программа «От рождения школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей от 5-6 лет
Тема: «Использования дагестанского фольклора в развитии речи детейдошкольного возраста».
Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей средствами дагестанского фольклора. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.
2. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы;
3. Формировать умение запоминать и читать наизусть произведение дагестанских авторов.
4. Приобщить детей к традициям и культуре родного края. 5. Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей. Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.
6. Обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребенком.
7. Воспитывать нравственные качества детей : доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.
В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает
в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.
Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.
Творческая природа фольклора велика : для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.
Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь.
Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.
С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.
С помощью потешек, пестушек,считалочек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Целью моей работы: является повысить уровень развития связной речи дошкольников средствами дагестанского фольклора; приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.
Для себя я выделила основные актуальные задачи:
-определить основные методы, формы использования различных форм фольклорав процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;
-проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;
-сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.
Пути реализации:
1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.
2. Повседневная жизнь в группе.
3. Изучение разных форм дагестанского фольклора.
4. Работа с родителями.
5. Работа с педагогами.
6. Театрализованная деятельность.
Прогнозируемый результат:
У воспитанников:
-сформируется устойчивый интерес к дагестанскому фольклору, традициям и культуре родного края;
-повысится уровень связной речи;
-словарь детей обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями.
У родителей:
- взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;
-поощрение использования дагестанского фольклора в играх детей дома.
План по самообразованию «Использование дагестанского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» на 2018 – 2019 г.
Раздел плана
Сроки
Форма работы
Содержание работы
Работа с детьми
сентябрь
«Дагестанское творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
Изучение методической литературы. Подбор материала.
октябрь
Применять дагестанскиепословицы и поговорки в режимных моментах
Создание картотеки дагестанских пословиц и поговорок для работы с детьми.
ноябрь
Дидактические, настольно – печатные игры по мотивам потешек
Изучение темы «Настольно – печатные игры по дагестанским сказкам»
декабрь
Чтение детям дагестанских сказок
Изучение темы: «Дагестанское творчество, как средство духовно – нравственного различия личности ребенка»
январь
«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
Игры с пословицами, потешками.
Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»
\
февраль
«Из какой дагестанской сказки герой», «Угадай сказку».
Изготовление картотеки дагестанских сказок.
март
Учить детей обыгрывать знакомые сказки
Изучение темы: «Театрализованные игры как средства развития речи детей»
апрель
Роль фольклора в развитии детей
Заучивание и проговаривание потешек
май
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации)
Рассказ «Чабан Рабадан».
В течении года
Диагностика
Проведение итоговой диагностики
2. Работа с родителями
сентябрь
«Дагестанский фольклор»
Анкетирование
октябрь
«Дагестанские загадки, поговорки, пословицы»
Наглядно – текстовая информация.
ноябрь
«Роль родителей в нравственном воспитании детей»
Беседа с родителями
декабрь
«Дагестанские игры»
Консультация
январь
«Диво – дивное, чудо – чудное»
Выставка балхарских игрушек
февраль
Значение малых жанров устного народного творчества
Консультация
Март
Оформлениепапки - передвижки
«В гостях у балхарских мастеров»
Апрель
«Дагестанские подвижные игры на прогулке»
Консультация
Май
«Как играли наши дедушки и бабушки»
Беседа
3. Самореализация
В течении года
Подбор и изучение литературы в данном направлении
Обмен информацией с родителями
В течении года
Посещение НОД, мероприятий коллег детского сада
Беседы с коллегами по данной теме
В течении года
Участия в методических объединениях по данной теме
Участия в обсуждении мероприятия
Интернет – обмен передового опыта
Обмен опытом на сайтах
Беседы с воспитателями по обмену опытом
План работы:
Для выполнения поставленных задач я подобрала серию дагестанских пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, считалочек, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.
Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.
Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.
Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовать не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.
Для приобщения детей к дагестанской культуре я в своей работе использую различные творческие задания с дагестанскими сказками.
Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников.
Коме того, я запланировала работу с родителями. Это консультации по данной теме, папки-передвижки, буклеты.
Для педагогов подготовлены консультации, открытые НОД с презентацией по данной теме.
Мониторинг (диагностика)
1. Диагностика уровня речевого развития детей.
2. Наблюдение:
-обогащение словарного запаса;
-использование фольклора в речи;
-приобщение к народным традициям.
Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей :
1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением (из 3 и более слов).
2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.
3. Пересказывает сказку.
4. Умеет замечать неточности в небылицах.
5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.
6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)
7. Называет жанры фольклора (3 и более)
Критерии оценки вопросов:
Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации; замечает неточности в небылице; может пересказать основной сюжет сказки;
правильно поясняет значение слов; умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т. д.
Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; подбирает синонимы и антонимы, но не в требуемой грамматической форме; в речевой ситуации называет по одному слову; даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице; вместо значения слов даёт описание предмета, либо даёт не точное объяснение; отгадывает загадку, а объяснить не может; составляет пересказ, используя отдельные слова; называет по одному - два примера на каждый предложенный жанр.
Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы использует частице «не»; в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не»; не замечает неточность в небылице; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку; составляет рассказ пересказа без учёта задания; практически не знает пословиц, загадок, считалок, поговорок и т. д.
Результаты работы:
Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною был создан проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».