Наталья Романова
Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики
Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы-все это и многое другое подчинено определенному ритму.
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. В настоящее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. Дети гораздо быстрее вникают в предложенные проблемы, нацеленные на развитие познавательной активности с помощью упражнений и игр. будь то:
Публикация «Консультация для педагогов „Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
артикуляционная гимнастика пальчиковые игры;
логоритмические игры; речевые игры
На музыкальных занятиях логоритмическими играми уделяется от 2-3 минут (младший возраст) до 7-10 (старший возраст). Пальчиковые игры присутствуют в сезонном соответствии, артикуляционная гимнастика - распевание, речевые игры - работа над текстом песен.
Можно построить логоритмическое занятие полностью на фолклорном материале
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Логопедическую (артикуляционную) гимнастику (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
2. Чистоговорки – для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;
3. Пальчиковая гимнастика – для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
4. Упражнение под музыку на развитие общей моторики (соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
5. Вокально-артикуляционные упражнения – для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
6. Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
7. Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук (для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга);
8. Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами;
9. Музыкальные игры (способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве);
10. Упражнение на развитие мимических мышц (для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления);
11. Коммуникативные игры и танцы (для развития динамической стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения);
12. Упражнение на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Занятие может включать в себя не все вышеперечисленные элементы.
Включая в логоритмическое занятие выше перечисленное ставим задачи:
• Формировать артикуляционные уклады этих звуков;
• Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
• Развитие слухового и зрительного восприятия;
• Увеличение объема памяти;
• Формирование двигательных навыков;
• Развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций
Еще быстрее проблемы развития и обучения проходят на материале русского народного творчества. Большинство игр на занятиях связаны с русским фольклором.
Русский фольклор – ценнейший материал для гармоничного развития ребенка. В воспитании дошкольника фольклор играет важную роль, так как его главным принципом является единство поэтики, музыки и манеры исполнения. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставничество.
Детский дошкольный фольклор – прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать.
Логоритмичские упражнения и игры основанные на репертуаре детского фольклора способны решать проблемы нравственного воспитания дошкольников. А именно:
• Уважительное отношение к природе, животным, родителям, педагогам;
• Позитивное отношение со сверстниками и др.
Занятия с элементами логоритмики дети очень любят. Это и слово, и игра, и тактильный контакт со сверстниками. Все это способствует улучшению настроения детей, их памяти, мелкой моторики, а как следствие, и улучшение речи. Чистоговорки способствуют улучшению качества произношения проблемных звуков. Игровой массаж учит детей бережному отношению друг к другу