Киселева Елена Михайловна
«Многообразие растений. Растения-паразиты». Конспект НОД в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с растениями-паразитами. Обсудить какой вред они
наносят растению-хозяину.
Ход занятия.
Ребята. Закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Главный цвет летом –
зеленый. А почему? Правильно. Какого бы цвета ни были лепестки цветов листья всех деревьев и трав зеленые. А зачем листьям зеленая окраска? Да, листья «ловят» из воздуха углекислый газ, а корни «качают» воду из земли и подают ее по стеблю вверх к листьям. В зеленых хлорофилловых зернах листьев, освещенных солнечными лучами, происходит чудо: прозрачный, бесцветный углекислый газ, который и увидеть-то нельзя, и
обыкновенная вода, соединяясь, образуют сахар или крахмал – вещества по виду и вкусу совсем не похожие на те, из которых они были созданы. Кроме сахара, здесь же образуется кислород, немедленно улетающий в воздух.
Демонстрация и дегустация по желанию детей газированной минеральной воды, сахара, крахмала.
Таким образом что необходимо каждому растению для жизни? Крепкие
выносливые корни и хорошо развитые зеленые листья.
А сейчас представьте, что мы с вами идем по лесной полянке. Вот россыпи белых ромашек, вот голубенькие незабудки, а вот целые заросли Иван-да-марьи.
Послушайте сказку. Шли однажды по дороге Иван да Марья. Дошли до развилки.
Тут Иван и говорит:
- Повернем налево.
А Марья ему:
- Нет, направо.
Иван говорит:
- Налево.
А Марья свое:
- Направо.
Стоят на развилке: Иван – в лиловой рубахе, а Марья в желтом платочке. Стоят и
спорят меж собой:
- повернем налево.
- повернем направо.
Говорят так, а друг от друга никуда уйти не могут. Так и стали цветком Иван-да
Марьей с одним стеблем на двоих…
Рассматриваем картинку. Если выкопать его из земли и рассмотреть корни, то мы увидим маленькие корешочки, которые впились в крепкий корень клевера и высасывают из него воду с минеральными солями. Настоящий вор. А вы думаете он один такой хитрый?
Растению-хозяину, к которому присосался дармоед, приходится добывать воду не только для себя, но и для непрошенного гостя. Поскольку воды не хватает, растение постепенно погибает, не успев дать потомство. Правда при этом погибает и присосавшийся паразит, но он-то к этому времени уже разбросал по ветру свои мелкие семена. Они прорастут и найдут для себя чей-нибудь корень. Только крупные деревья не поддаются этим диверсантам – их тонкие корешки запрятаны в земле так глубоко, что до них не добраться.
Этим не добраться, другие добрались! Смотрите, сквозь листву старой березы
виднеются какие-то лохматые круглые сплетения из перепутанных ветвей, будто гнезда больших птиц. Однако это не гнезда. Это кустики омелы. Омела приспособилась сосать соки ветвей крупных деревьев и поселяются высоко-высоко, на самой вершине дерева. На высоких деревьях жить гораздо безопасней, чем на земле, - ни одно травоядное животное
не тронет. Но вот как она там оказалась? Рассказ по картинкам.
Уничтожить омелу трудно. Если просто срезать ее куст, то на месте одного
вырастет сразу несколько кустов.
Но марьянник и омела сами имеют зеленые листья и могут добывать себе
питательные вещества. Поэтому их называют полупаразитами. А ведь есть среди растений и настоящие паразиты! У них даже листьев нет!
Одного из таких паразитов – повилику – завезли в Европу из тропических стран
Америки и Африки. Случайно, вместе с семенами культурных растений.
Рассказ по картинке. Повилику и видно-то плохо. Вьются тоненькие красноватые ниточки с клубочками мельчайших цветочков. У нее даже корней нет. Она так крепко обвилась вокруг понравившегося ей растения, что не упадет! Если оттянуть стебель повилики на себя, то на ее стебельке заметны небольшие зубчики, а на стебле растения- хозяина – глубокие ранки. Будто зубами покусано.
Повилика переносит заразные болезни с одного растения на другое.
Игра «Найди хозяина с завязанными глазами».
А сейчас представьте, что мы с вами в пустыне Каракумы. Картинка с Цистанхе желтой.
А сейчас перенесемся в лиственный лес весной. Голые ветви деревьев, набухшие почки. Но вот около корней липы пробился бледно-розовый стебелек похожий на большого червяка. Рассказ по картинке.
Теперь, представим себе, что мы в Индонезии. Рассказ по картинке о Раффлезии
Арнольди.
В мире живут еще многие другие растения-паразиты, и похожие и непохожие на тех, с которыми вы познакомились. Всех их объединяет способность присасываться к другим растениям и пить из них соки.
А сейчас возьмите краски и нарисуйте запомнившееся растение.
Обсуждение рисунков. Подготовка выставки «растения-паразиты».