МААМ-картинки

Проблема формирования начал музыкальной культуры у дошкольников средствами музыкального фольклора

Ирина
Проблема формирования начал музыкальной культуры у дошкольников средствами музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Во все времена и величие, и статус России составлял культурный и духовный потенциал страны, а будущее государства всегда зависело от инициативности, таланта, образованности молодых специалистов, ученых, педагогов. Социально-педагогические изменения в развитии России, радикальные преобразования, происходящие в жизни общества на стыке столетий и тысячелетий, искажают его внешний облик, подрывают основы внутреннего стержня. Огромной многонациональной стране необходимо духовное обновление, одним из путей которого является этнокультурное воспитание и образование детей и молодежи [13, 23].

Публикация «Проблема формирования начал музыкальной культуры у дошкольников средствами музыкального фольклора» размещена в разделах

В конечном итоге судьбы народов и стран определяет состояние воспитания подрастающего поколения. Это доказывается историческим опытом всего человечества. Более того, социальный строй, любой общественный режим, если хочет стабильности, очень серьезно занимается укреплением своих педагогических позиций в народе посредством повышенного внимания к проблемам подрастающего поколения [13, 24].

Чтобы молодежь чувствовала себя психологически уравновешенной в пространстве, была спокойной и уверенной, она должна опираться в своем сознании на все три временные опоры: прошлое, настоящее, будущее. Отсутствие одной из «опор», скажем, истории, вызывает у молодых людей ощущение потери корней, они не знают, кто они, перед ними безжалостно встает проблема самоидентификации, которая приводит к еще более тяжелой и острой – фатальной неопределенности будущего. Молодая поросль людей теряет себя. И это происходит с целыми поколениями, которые не понимают, чем жить и зачем жить, если нет родных корней, а значит, и нет светлого будущего. В связи с этим масштабно значимо звучит «золотое правило» этнопедагогики, сформированное ее основоположником – академиком Г. Н. Волковым: «Без памяти – (исторической, нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа, как исторической личности» [5, 43].

Известными учеными, философами, деятелями искусств и педагогами-практиками Чувашии (Г. А. Айги, Г. Н. Волков, М. Г. Кондратьев, Р. Ф. Сарби, А. П. Хузангай, М. И. Юхма и др.) признается, что эффективнейшим и наиболее доступным средством, обеспечивающим подъем национального духа и национальной гордости в сердцах подрастающего поколения, формирования единой, полноценной личности является эстетическая система воспитания.

Идея актуальности эстетического педагогического опыта любого из народов впервые была высказана Я. А. Коменским в его уникальном по жанру труде «Мудрость старых чехов», представляющим глубокий анализ педагогических, эстетических, философских воззрений крестьян и ремесленников [8, 298].

Для нас культурный интерес и научно-теоретическое значение имеют идеи К. Д. Ушинского, особенным образом актуализирующие исследования, посвященные историко-педагогическим основам эстетического воспитания детей младшего возраста, у каждого возраста своя особенная система воспитания. Народная культура определяет содержание эстетического воспитания и выбор основного его средства – родного языка.

Устное народное музыкально-поэтическое творчество, в силу его эстетических достоинств, является ведущим и определяющим на первых этапах обучения, стимулируя процесс усвоения знаний, придавая им национальную окраску.

Эстетическая модель воспитания чувашского народа – сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок – пользовалась вниманием выдающихся отечественных педагогов А. И. Данилова, Н. А. Константинова, В. М. Коротова, И. П. Огородникова, В. А. Роженберг, В. А. Сухомлинского и других. В своих публикациях ученые отмечали, что эта национальная эстетико-педагогическая система должна подвергнуться серьезному научному изучению, поскольку содержит уникальный опыт формирования у молодых поколений этнического мировоззрения, мироощущения и миропонимания. При этом осознание себя частью определенного этноса, формирование национального менталитета, гордость за великую историю нации начинается в дошкольном возрасте.

Детство – неотъемлемая часть жизни и культуры любого народа. Ребенок-дошкольник не только готовится, а уже живет в определенных условиях. Возраст до семи лет наиболее сенситивен для эстетического развития средствами народного искусства. В этот период потребность детей в занятиях искусством особенно высока, а возрастные особенности дошкольника, открытость эмоциональных реакций, восприимчивость к прекрасному, доминирование образного мышления – наиболее благоприятны для формирования основ эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста вызвали необходимость исследовать обширный круг литературы по педагогике, психологии, в результате анализа каждой выяснилось, что в ней отсутствует полигиальность дефиниции необходимых понятий. Исходя из требований к определению понятий, принятых формальной логикой и интерпретированных А. П. Усовой, следует определить и проанализировать ближайшие родовые категории «культура», «эстетическое воспитание», «эстетическая культура» [13, 25].

Культура – это сложное, многозначное, историческое понятие. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот определений. В теории культуры выделяются духовный и материальный ее пласты, вводятся понятия культура личности и культура общества. Интересно в связи с этим высказывание известного немецкого мыслителя и музыковеда 19-20 вв. А. Швейцера: «Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» [10, 30].

Не существует исчерпывающего определения феномена культуры. В философской и педагогической литературе категория культуры рассматривается как научная проблема и явление общественной жизни (А. Б. Ананьев, А. И. Арнольдов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). В российской педагогической энциклопедии находим, что «культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях».

Исследователи А. А. Беляев, Е. М. Жуков, С. М. Ковалев, А. А. Прохоров и др. рассматривают культуру как знание, характеризующее различные исторические эпохи, этносы, сферы жизнедеятельности, информирующее об уровне развития общества, о творческих силах и способностях человека, выраженных в типах и формах организации и деятельности людей, их взаимоотношениях в социуме. А. С. Арнольдов, С. Н. Артановский, Э. А. Беллер, Ю. К. Борев, Г. Н. Выжлецов, В. Н. Сагатовский и др. рассматривают культуру как знание в трех аспектах: философско-антропологическом, феноменологическом, этносоциологическом. По определению Г. Н. Выжлецова, «культура в сущностном смысле – это высшая степень облагороженности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям» [7, 56]. По мнению С. Н. Артановского, «культура – это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, но и сам человек». В. Н. Сагатовский считает, что культуру можно определить как процесс и результат человеческой деятельности, смысл которой заключается именно в реализации определенных ценностей или жизненных смыслов культуры [2, 13].

В отечественной психологической науке явление культуры изучается в связи с жизнью человека на основе активного усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). С. Л. Рубинштейн рассматривает психологические процессы не сами по себе, а в контексте взаимоотношений человека с окружающим миром культуры [49, 27]. Л. С. Выготским установлено, что процесс формирования личности проходит через освоение ею ценностей культурно-исторического опыта в активной деятельности [3, 141].

Таким образом, мы имеем возможность определить культуру как средство развития и воспитания личности, овладения ценностями окружающей социальной среды, как главное условие гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой. Это синкретичное явление, специфический способ жизнедеятельности в единстве и многообразии исторически выработанных форм, фон для гармоничных отношений человека с природой, обществом и самим собой, синтез материальных и духовных ценностей, необходимое условие гармонической взаимосвязи с окружающим миром и обеспечения цивилизованного будущего.

Обратимся к определению «эстетическая культура», которая может рассматриваться как своеобразное преломление и культуры общества в целом. В последнее время «эстетическая культура» находит все более широкое применение в философской и социальной литературе (Н. И. Клященко, М. С. Коган, Н. Б. Крылова, Л. П. Печко и др., однако трактовка точек зрения и логика оформления этого понятия неоднозначны. Н. Б. Крылова и Л. П. Печко считают, что «эстетическая культура – это единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности поведения».

Под эстетической культурой, - пишет Г. З. Аспресян, - мы подразумеваем эстетические взгляды, представления и понятия, эстетические потребности и установившиеся способы их реализации, предметно-эстетическую среду, эстетические ориентации и формы их обеспечения, художественное творчество, все виды материализации эстетики в труде, в особенности через дизайн, эстетику быта, спорта и так далее [1, 102].

Анализируя эстетическую культуру, Л. П. Печко отмечает, что «культура – это результат творческого освоения человеком совершенных способов действия и оценки по отношению к человеческому, предметному миру» [6, 13]. А показателями культуры выступают «широта и глубина эстетического отношения к культурным ценностям, владение способами освоения объектов культуры, творческий перенос их в свою деятельность и в сферу общения на основе своеобразного, нешаблонного видения и оценки. Говоря о составе эстетической культуры, М. А. Абдулаев выделяет следующие моменты:

- создание новых эстетических ценностей;

- воспроизведение и распространение этих ценностей;

- самовыражение и самоудовлетворение как проявление своих способностей, но не ориентированные на создание или распространение эстетических ценностей [13, 79].

В структуру эстетической культуры также входят эстетическое сознание людей, эстетические моменты различных видов деятельности, особое место в ней занимает художественная деятельность людей, поскольку основой эстетической культуры человека является чувственный мир. Эстетическая культура выступает как результат развития личности, но и как фактор активизации ее творческого потенциала, то есть развитие способности к творческим преобразованиям. Как некое новое качественное образование в результате накопления социально-художественного опыта, эстетическая культура личности формируется в зависимости от интенсивности общения с качественными художественными произведениями и зависит от индивидуальных особенностей.

Таким образом, понятие «эстетическая культура» понимается нами как культура эстетического восприятия и создание эстетических явлений жизни; эстетическое отношение человека к действительности; навыки эстетической деятельности, развитый эстетический вкус и наличие эстетического идеала, то есть представление о совершенном в природе, обществе, человеке и искусстве. На основании эстетической культуры каждого индивида (при этом надо учитывать исторический, национальный, социальный, возрастной аспекты) формируется эстетическая культура общества, которая в свою очередь состоит из эстетической культуры наций, групп, слоев населения, профессиональных кругов [13, 80].

Основными компонентами эстетической культуры личности является эстетическое сознание, потребности и отношения, эстетическая деятельность, каждый из указанных компонентов имеет свою сложную структуру. Эстетическое сознание включает в себя эстетическое восприятие, знание, суждение, оценки, эстетический идеал [14, 120].

Эстетическое сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, критериев, художественных суждений. Эстетическое восприятие формируется в процессе непосредственного общения и социальной действительности, природой, искусством. Оно совершенствуется в системе художественного образования и эстетического воспитания.

Основу эстетического сознания составляет эстетическое восприятие – это процесс отражения эстетической сущности предметов и явлений окружающей действительности во всей совокупности их элементов. Полноценное эстетическое восприятие возможно только в единстве с формированием эстетических понятий и суждений [12, 33].

Эстетически воспитанный человек активно вносит прекрасное в жизнь и искореняет безобразное. Показателем эстетической воспитанности человека является его эстетическая активность. Эстетическая активность проявляется в любой деятельности, в организации обстановки, жизни по законам красоты, в эстетических умениях, приобретенных человеком. Она предполагает сформированность навыков художественной деятельности, проявляющихся в изобразительном, музыкальном, драматическом искусстве и прочее.

Анализ имеющихся программ показал, что важнейшей задачей музыкального образования ребенка является формирование у него основ музыкальной культуры [9, 69].

В современных музыкально-педагогических исследованиях обращается внимание на то, что музыкальная культура ребенка является показателем его личностных качеств, формирующихся в процессе общения с музыкой. Так, О. П. Радынова характеризует музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста как «интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического и целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного в музыкальной деятельности, развитие всех компонентов музыкально-эстетического сознания – эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах, - рождающее эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической активности» [11, 143].

Важную роль в формировании начал музыкальной культуры ребенка выполняют обогащение интонационного запаса музыкальных впечатлений и развитие эмоциональной отзывчивости ребенка на высокохудожественные музыкальные произведения. Уровень развития музыкальной культуры ребенка свидетельствует о степени приобщения его к музыке.

Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры ребенка оказывает музыкальная среда, в которой он развивается, музыкальные традиции семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Нас, прежде всего, интересует музыкальный фольклор как средство музыкально-эстетического воспитания дошкольника. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры изменяется вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, отображая новые социальные преобразования. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию [7, 24].

Фольклор – художественное народное искусство, художественно творческая деятельность и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В художественном коллективном творчестве народ отображает свою деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни природы, культы и верования. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение [5, 250].

Музыкальный фольклор – народное музыкальное (преимущественно песенное) инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа, бытует, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. В каждую историческую эпоху существуют более или менее древние или трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый музыкальный фольклор.

Основные виды музыкального фольклора – песни, этические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки, разнообразное жанровое богатство народной музыки. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь человека: календарные праздники ладового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, кукольные песни, полевые работы (колосные, жатвенные песни, рождение, свадьбы (колыбельные, свадебные песни, смерть (похоронные, плачи-причитания).

Для нашего исследования важное значение имеет понятие «детский музыкальный фольклор», так как он представляет собой специфическую область народного искусства, объединяющую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В понятие «детский фольклор» входят все виды музыкальных произведений, созданных взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей.

Изучением и распространением детского музыкального фольклора занимались известные русские фольклористы Г. С. Виноградов, В. И. Даль, Д. К. Зеленин, А. Моноталов, Л. Тихонов и другие. Существующее многообразие детского музыкального фольклора может быть классифицировано по жанрам, сезонам и возрастам. О. И. Капница отмечает две группы: к первой группе относится творчество взрослых для детей в возрасте до пяти-шести лет. Это колыбельные, частушки, прибаутки. Ко второй группе относятся песни, бытующие среди детей. В жанровом отношении они тесно переплетаются с песнями взрослого фольклора. Это трудовые песни, организующие коллектив на слаженные совместные действия, и песни календарно-земледельческого круга, в которых одушествляется природа. К ним относятся песни-заклички, веснянки, песни-прибаутки, колядки. Близки к ним и хороводные песни, связанные со старинными праздниками и обрядами.

К детскому музыкальному фольклору относится и непосредственно творчество самих детей. Он может проявиться в сочинении считалок с пением, дразнилок, во внесении новых движений в известную народную игру с пением [10, 33].

Иную классификацию предлагает современный фольклорист Г. Науменко, выделяя две группы: импровизационную и традиционную. К первой он относит те песни и стихи, которые часто возникают непосредственно в играх, неожиданных ситуациях. Это дразнилки, плясовые, трудовые припевки. К традиционной группе относятся произведения, которые переходят из поколения в поколение. Это веснянки, заклички, колядки [13, 186].

Таким образом, в детском фольклоре представлено все его жанровое многообразие. Он представляет собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки, пестушки, и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни) и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки [7, 25].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования музыкально-эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора остается актуальной для многих исследователей.

Задача эстетической культуры, по мнению многих исследователей, в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Мы согласны с мнениями ученых (Г. Н. Волков, Г. П. Захарова, Н. Г. Кондратьев, Т. Н. Петрова и др., что через приобщение к искусству, к музыкальному фольклору активизируется потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей. Будущее страны – это сегодняшние дошкольники. Их завтрашний уровень музыкально-эстетической культуры закладывается сейчас. Поэтому особо актуальным представляется поиск возможных форм эстетического воспитания, разработка новых технологий формирования музыкально-эстетической культуры средствами музыкального фольклора в дошкольном возрасте.

Библиографический список:

1. Аспресян, Г. З. Эстетика и художественная культура социализма / Г. З. Аспресян. – М. : МГУ, 1987.

2. Васильцова, З. П. Мудрые заповеди народной педагогики / З. П. Васильцова. – М. : Педагогика, 1988.

3. Ветлугина, Н. А. Практикумы по теории и методике музыкального воспитания / Н. А. Ветлугина. – М. : Педагогика, 1990.

4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа / Г. Н. Волков. – М. : Пресс-сервис, 1997.

5. Волков, Г. Н. Педагогика любви : избранные педагогические сочинения / Г. Н. Волков. – М. : Издательский дом «Магистр», 2002.

6. Избина, Е. Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» / Е. Избина, Н. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10.

7. Кожанова, М. Б. Этнпедагогическая направленность процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении / М. Б. Кожанова. – Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2004.

8. Метлов, Н. А. Музыка детям / Н. А. Метлов. – М. : Просвещение, 1985.

9. Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. А. Праслова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

10. Радынова, О. П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников / О. П. Радынова. – М. : Просвещение, 1993.

11. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М. : Просвещение, 2000.

12. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 1999.

13. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. – М. : АПН РСФСР, 1961.

14. Чернова, М. В. Формирование готовности студентов педвузов к этноэстетическому воспитанию детей дошкольного возраста : монография / М. В. Чернова. – Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2003.

Публикации по теме:

Из опыта работы. «Воспитание музыкальной культуры дошкольников через праздники и развлечения»Из опыта работы. «Воспитание музыкальной культуры дошкольников через праздники и развлечения» Из опыта работы ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Счастливая, счастливая невозвратимая пора.

Конспект НОД по музыкальному развитию «Ознакомления дошкольников со средствами музыкальной выразительности» Тюменская область Ханты-Мансийский Автономный Округ- Югра Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снегурочка».

Культурно — экологическое образование старших дошкольников средствами фольклора Актуальность проекта: - обусловлена потребностями современного образования в воспитании и развитии творческой личности ребенка дошкольного.

Приобщение дошкольников к национальному духовному опыту средствами русской музыкальной культуры в соответствии с ФГОС ДО. Краткая аннотация содержания проекта: Приобщение детей к русской народной культуре. Сохранение и передача детям культурных и нравственных.

Проблема формирования дружеских взаимоотношений дошкольников Дошкольный возраст становится возрастом первоначального становления ребенка. В это время в объединении ребенка со сверстниками возникают.

Проектная деятельность «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов»Проектная деятельность «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24" г. Майкоп Проектная деятельность.

Роль шедевров мировой музыкальной культуры в развитии и воспитании дошкольников Наш век высоких технологий, сверхскоростного интернета и полифункциональных решений задает высокую планку всем сферам жизни. Ребенок, только.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора Нас окружает много разных звуков! Мы слышим речь, природу, музыку и всевозможные шумы. На момент рождения у детей сформированы все органы.

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Инструктор по физической культуре Сальникова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема формирования начал музыкальной культуры у дошкольников средствами музыкального фольклора
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 17:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема формирования начал музыкальной культуры у дошкольников средствами музыкального фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД