Маркова Татьяна
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Нас окружает много разных звуков! Мы слышим речь, природу, музыку и всевозможные шумы. На момент рождения у детей сформированы все органы чувств. Каждая мама замечала реакцию своего малыша на музыку : улыбка, замирание, сосредоточение и поиск источника звука, ритмичные подрагивания ручек или ножек. И музыка не только мощнейший стимул эмоционального общения, она важная составляющая психического и интеллектуального развития малыша.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т. е. наиболее ярко выразить себя в песне. Музыкальность — сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей, которые проявляются или слабее, или ярче. Важно знать потенциальные возможности каждого ребёнка. Академик Б. Астафьев, обобщая свои наблюдения за детьми, отмечал неравномерность их развития: у одних хорошую музыкальную память, у других — отзывчивость на музыку; наличие абсолютного слуха и, наоборот, неразвитый слух. Способность не существует иначе как в движении, в развитии… Музыкальность человека зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения.
Перед музыкальным руководителем стоит ответственная задача — научить детей любить песню, дать певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с детьми, и для слушания, и для разучивания.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников. В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Младенец, родившись, уже способен различать многие звуки и чутко реагирует на них. Быстро научается различать голоса взрослых, окружающих его, реагирует на их интонации. Ещё в теле матери он слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть и приглушённо, всё, что происходило во внешнем мире, т. е. первую информацию о мире он получал ещё до рождения и именно через слух. Раннее и дошкольное детство—это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Фольклор «обслуживает» ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «попевки», «частушки», «потешки».
Детский фольклор — это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему.
Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях — почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди — это язык эмоционального общения.
Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.
Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т. д., а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей. Из родника музыки начинает пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.
Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:
• Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.
• Знакомство с музыкальными играми и хороводами.
• Знакомство с народными музыкальными инструментами.
• Знакомство с традициями и обрядами русского народа.
На начальном этапе, чтобы почувствовать народное произведение, детей нужно научить вслушаться в музыку, почувствовать мелодику русской песни, услышать каждый инструмент в оркестре. А достичь этого можно, если начинать приобщать детей к народной музыке с самого младшего возраста. У детей этого возраста есть интерес к музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться. Образы всех используемых фольклорных музыкальных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны, и поэтому служат средством социализации, приобщения детей к истокам собственной культуры.
Маленькие дети очень восприимчивы к музыке, поэтому в репертуар по слушанию уже с младшей группы я включаю фрагменты народных произведений «Пойду ль я, выйду ль я», «Во поле берёза стояла», «Ах вы, сени» и другие.
В средней группе определить настроение музыки детям помогает герой русской народной сказки «Колобок». Слушая музыку, видя выражение героя, дети сами пытаются воспроизвести эмоцию, соответствующую музыке, музыкальный образ вызывает более сильный эмоциональный отклик и надолго остается в памяти у ребенка. Слушая народное произведение на следующем занятии, они вспоминают встречу с Колобком и легко определяют характер музыки.
К подготовительной группе дети уже обладают достаточной суммой знаний, у них имеется богатый песенный репертуар. Поскольку дети очень любят русские народные мелодии и песни, на одном из занятий в аудиозаписи мы слушали с детьми «Камаринскую» М. Глинки. И дети сами придумывали рассказы об этой музыке : «Мужички сидят в деревне на завалинке и рассуждают. Вдруг одному из них захотелось веселиться, он взял гармошку и заиграл сначала тихим, грустным звуком, а потом начал играть задорно, весело, быстро, что все остальные мужички весело заплясали». Затем я предлагаю детям оформить свой рассказ. Интересно под эту музыку дети играли на народных музыкальных инструментах (ложках, трещотках, дудочках, сами придумывали ритмический рисунок мелодии.
Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поет весь народ, от мала до велика. Поистине, песня — душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно-эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие и на эмоциональный мир детей.
Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому.
Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у ребят желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма.
Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к родному краю, знакомой с детства природе.
Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи, вызывает положительные эмоции. Народная музыка, песня понятна, близка и нашим детям. В ней столько ласки, доброты, любования, красоты, грации, значительности. И тексты просты. Повышение интереса к своей национальной культуре воспитывает у детей патриотические чувства, усиливается любовь ко всему родному: к Родине, к искусству, возрастает чувство национальной гордости.
На музыкальных занятиях уже во второй младшей группе в первую очередь я знакомлю детей с наиболее близкими и понятными им потешками, попевками, закличками, игровыми песнями, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа («Пошёл котик во лесок», «Огуречик, огуречик», «Петушок», «Солнышко-донышко» и др.). Этот песенный материал несложен и по образности («Зайка», «Петушок», «Дождик») и по мелодическому, и ритмическому строю, легко усваивается детьми. Особое внимание я уделяю колыбельным песням, ведь они таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Предложив родителям ДОУ вспомнить знакомые колыбельные песни, я составила каталог колыбельных песен, сделала аудиозапись для использования в младших группах перед дневным сном. Песенки-распевки, попевки, прибаутки способствуют развитию музыкального слуха и голоса, поэтому я использую их как часть певческих упражнений («Сорока», «Качи-качи», «Две тетери», «Как пошли наши подружки» и т. д.).
Развитию дыхания, формированию умения петь протяжно в старшем возрасте способствуют лирические русские народные песни («Барашеньки», «Не летай соловей», «Во поле берёза стояла» и др.). Формированию устойчивого ладотонального слуха способствует пение «а капелла» удобных для этой цели народных песен, таких, как «Ходила младёшенька», «Пошла млада за водой», «Во кузнице», «Во сыром бору тропина». Содержание русских народных песен «Чики-чики, чикалочки», «Во поле берёза стояла», «Ходит зайка по саду», «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина» понятно детям. Детям нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни — «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранешенько».
Знакомя детей с песней, я стараюсь наиболее эмоционально исполнить её, чтобы раскрыть художественный образ народной песни, донести его до каждого ребёнка, увлечь им. Кроме этого широко использую такие методы, как художественное слово (загадки, поговорки, приговорки, считалки, наглядный материал (иллюстрации, произведения живописи, изделия народных промыслов и др.)
Весь фольклорный материал, используемый на музыкальном занятии, я подбираю в соответствии с возрастом. Так, младших детей, приучая их ухо к интонационному строю русской речи, наравне с прибаутками, пестушками и потешками, знакомлю и с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам про Кота-воркота, про гулей. На смену ласковым, мелодичным колыбельным и потешкам, придающим эмоциональный характер повседневным делам, сопровождавшим и показывающим формы игры с ребёнком, приходят лирические песни. Они демонстрируют детям как в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости («Во поле берёзонька стояла», «Мак-маковочек»). В более старшем возрасте интересы детей выходят за пределы их непосредственных наблюдений. Ребёнка начинает интересовать трудовая деятельность людей, их взаимоотношения, мотивы поведения. Во многих произведениях народного творчества звучит тема труда, доступного ребёнку («Во кузнице», «Пошла млада за водой», «Иголка, иголка» и пр., даются этические и моральные проблемы («Как у бабушки козёл…», «Встань, Митенька» и др.). Восприятие частушки доступно уже детям второй младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение таких песенок – работа с детьми старшего возраста.
В своей работе я широко использую народные игры с пением и движением. Почему они так необходимы на занятиях? Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно интонировать мелодию. В играх такого плана дети учатся правильно передавать в движении художественный образ («Лиска-лиса», «Кот и воробьи», «Кот и мыши» и др.) В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества («Щенок Митрошка», «Репка», «Заскочил козлик в огород»). В игре ребёнок обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно приведёт к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
В играх-хороводах народ повествует о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни людей («Ходит Васька серенький», «Кошки-мышки», «Гори, гори, ясно!», «Ой ты, матушка Весна»). Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызвать у ребёнка интерес и желание принять участие в совместной музыкально-игровой деятельности.
Игры-драматизации, используя особенности детской игровой деятельности, строятся по принципу авторства, а не исполнительства, т. к. нацелены на максимальное развитие творческих способностей у детей. Этот вид игр сложен тем, что на синтезе пения и движения в них наслаиваются элементы музыкально-театрализованной деятельности («Заинька», «Пчёлы и ласточка», «Пастух и стадо», «Волк и козлята». «Лиса и зайцы» и др.). Дети обладают огромными игровыми возможностями и способны силой своего воображения создавать мнимую ситуацию сильнее, чем аналогичный смыслообразующий фактор у взрослого. Поэтому в работе над этими играми я стараюсь быть тонким режиссёром, учитывать особенности маленького артиста, помогаю ему скрыть неумение и выделить то, в чём он силён. Особенности драматургии трудны для детского восприятия и осваиваются детьми постепенно (развитие действия и столкновение персонажей, их своеобразие). И здесь на помощь приходит музыка, которая в сочетании с действиями и построениями игры помогает постичь её замысел и характеризует персонажей.
В подготовительных упражнениях на материале детского фольклора я учу детей разнообразным выразительным движениям. Например, ребёнок показывает, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т. д. Ребёнок учится свой показ сопровождать выразительным пантомимическими движениями, яркой мимикой, жестами, он учится быть эмоциональным в речи, и в показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребёнка, а я помогаю ему выразить эмоции, адекватные содержанию текста.
Работа над играми-драматизациями начинается со знакомства детей с песенным материалом непосредственно в процессе игры. Предварительно я тщательно обдумываю драматургию развития сюжета и мизансцен, подготавливаю необходимые атрибуты (костюмы или их элементы). Распределяя роли между детьми, я подхожу к этому вопросу с точки зрения мотивации (почему ребёнок хочет играть эту роль, а так же в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Ставя перед детьми задачи, последовательно раскрывая смысл каждого образа, направляя внимание детей на менее заметные особенности музыки, я создаю у юных артистов импровизационное состояние, проигрываю вместе с детьми мизансцены. Таким образом, дети, постепенно вникая в музыку, в сюжет и немногочисленные образы, учатся понимать, любить их и стремятся лучше их исполнять.
Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у детей большой интерес. Особое внимание я уделяю русским народным инструментам, знакомство с которыми начинается уже в младшей группе: показываю свистульку, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомлю с другими народными инструментами, такими, как дудка, балалайка, гусли, гармошка и др. Привлекая внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, я использую образные сравнения, характеристики, с помощью народных потешек, загадок, прибауток. В подготовительной группе дети уже хорошо знакомы с музыкальными инструментами, им интересен не просто сам музыкальный инструмент и звук, который на нем можно извлечь, а именно обучение на нем, выступление на праздничных мероприятиях. Знакомство с русскими народными инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок, игра на инструментах (как сольная, так и в небольших ансамблях) способствуют музыкальному развитию детей.
Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра — становятся основой всех обрядовых праздников.
Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и обрядовых праздниках, потому что в них нет определенных строгих рамок, они спонтанны и основываются на знакомом фольклорном материале.
Традиционно каждый народный праздник – это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. Издревле человек строил жизнь в соответствии со сменой времени года, и народный календарь – живое отражение этой жизни. В народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой. Чтобы научить ребёнка искусству жить в ладу с природой, а значит и с самим собой, друг с другом, ему необходимо дать возможность почувствовать атмосферу весенних, летних, осенне-зимних народных праздников, понять, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами народ стремился помочь весеннему пробуждению солнца, появлению цветов, растений, перелёту птиц. Праздники, организуемые в нашем детском саду – те праздники, в которых на Руси традиционно принимали участие дети. Например, к празднику «Широкая Масленица» дети вместе с родителями изготавливали чучело Масленицы, для весеннего праздника закликания весны - маленьких жаворонков, куликов, сколачивали и развешивали кормушки, а на Святках поздравляли друг друга колядкой.
Проведение календарных праздников и вечеров досугов в нашем детском саду стало доброй традицией («Капусница», «Осенины-именины», «Покров» - осенью, спортивные развлечения зимой «Екатерина-санница» и «Два Мороза», вечер игр «Лесные колядовщики»; весной – «Встреча Весны», театрализованное действие «Герасим-грачевник»; «Праздник русской берёзки» - летом).
Главная цель проведения народных праздников – познакомить детей и их родителей с русскими народными обычаями, приобщить к русской народной культуре, сохранить традиции, а так же попытка взглянуть на них глазами современного человека. Любовь к природе, родному краю, к своему народу, к его языку и искусству, чувство гордости и восхищения творческим гением и мудростью народных масс – всё это имеет огромное эстетическое влияние и объединяет детей как подлинных наследников всего прекрасного.
Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых на праздниках постепенно приобщает дошкольников к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к самой сути фольклорной традиции — к импровизации, к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко.
Таким образом, приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности – единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.
Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к вопросу художественно-эстетического воспитания, т. е. комплексного освоения различных видов искусств ребенком.