ИРИНА ТЮЛЬПИНА
Приобщение дошкольников к национальному духовному опыту средствами русской музыкальной культуры в соответствии с ФГОС до.
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация содержания проекта:
Приобщение детей к русской народной культуре. Сохранение и передача детям культурных и нравственных ценностей русского народа. Возвращение в жизнь наших детей игр с самодельной куклой.
Проблематика:
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.
Публикация «Приобщение дошкольников к национальному духовному опыту средствами русской музыкальной культуры в соответствии с ФГОС ДО,» размещена в разделах
Актуальность выбранной темы:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Конспект образовательной деятельности для детей
подготовительной к школе группе
«Кукла-полено»
Цель: формировать представление о традициях, обычаях, быте народа на Руси – через знакомство детей с образом народной куклы.
Задачи:
1. Воспитательные:
- воспитывать желание самим сделать куклу.
- воспитывать общительность, усидчивость, терпение.
- воспитывать у детей любовь, эстетический вкус и бережное отношение к кукле.
2. Развивающие:
- развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к обычаям и быту русского народа.
- развивать навыки игрового взаимодействия.
- развивать речь детей, расширять словарный запас.
- развивать у детей такие познавательные процессы, как воображение, восприятие, память.
- совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков).
3. Образовательные:
- познакомить детей с различными куклами, с их историей и с процессом изготовления кукол собственными руками.
Раздаточный материал:
- березовое поленце (около 15см)
- пеленка
- лоскут в виде платка
- одеяло
- лента
- нитки
Воспитатель (качая куклу) : Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в вашей группе тепло, светло и весело! А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.
(В это время раздается «плач» ребенка).
- Да что с тобой, моя хорошая? Почему ты плачешь? Вы не знаете, ребята, почему куклы плачут?
Дети:
- Наверное, моя кукла очень устала, долго гуляла на улице. Теперь вот капризничает, спать хочет да никак не заснет.
- Ребята, скажите, что делают мамочки, чтобы успокоить своих маленьких деток?
Дети: (укачивают на руках, убаюкивают)
- Покажите, как они укачивают деток на руках.
Дети:
- Опять плачет. Что делать?
Дети: (колыбельную спеть, перепеленать)
- А вы знаете колыбельные песенки? Какие? Напойте, мою куклу успокойте.
Дети:
- Молодцы, красивая песенка, добрая, хорошая. Посмотрите, кукла уснула.
Пока она спит, я расскажу, что это за кукла? Хотите послушать?
Это было давно.
Жила была на свете маленькая девочка. Как звали ее? (придумывание имени). Какой она могла быть?
Дети: Доброй, капризной, красивой… (ответы-предположения)
Воспитатель: Да, она была такой же, как и все детишки. А звали ее Таня.
Воспитатель: Вот у вас сейчас много игрушек? А откуда они у вас? (ответы детей)
Воспитатель: Вам, ребята, игрушки покупают, а у Танюшиных родителей такой возможности не было, поэтому ей игрушки мастерили своими руками мамы, бабушки.
Воспитатель: Когда я была маленькой девочкой, у меня тоже была любимая кукла. Как вы думаете, какое имя я ей дала? (ответы детей)
Я свою куклу называла Катенькой. Я ей шила одежду, купала, гуляла с ней на улице.
У меня есть кукла Катя
Не кривляка, не ломака.
Нет нарядней и милей
Куклы Катеньки моей.
Я подругу обнимаю,
Умываю, одеваю,
Каждый день
И каждый час
Не свожу с любимой глаз.
- А ещё я с ней играла, пеленала ее. Я клала куколку на одеяльце, заворачивала, а потом прижимала куклу к себе и пела колыбельную. Послушайте какую:
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки.
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
И куколка моя засыпала.
- Посмотрите, спит ли Катенька?
Дети: Нет.
- Уже проснулась? Тогда надо сделать зарядку:
Раз подскок, два подскок!
Высоко потолок!
Я скачу! Я лечу!
Стать высоким хочу!
Воспитатель: А что еще можно делать с куклой?
Дети: Кормить, одевать, лечить, гулять….
Воспитатель: Да, можно нарисовать ее, слепить. А можно смастерить такую же куклу своими руками, чтобы у неё была подружка.
Моя куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей,
Кукле будет веселей.
- Хотите?
Дети:
- А я знала, что вам захочется сделать куклу своими руками и поэтому пришла к вам не с пустыми руками. (Достаю из корзинки лоскутки ткани, пеленки, одеяльца, ленточки, нитки)
- Все это я принесла для младенчика, для куколки. А вот для какой вы вовек не догадаетесь.
Дети:
- Ну ладно, попробуйте угадать. То, что понадобится для куколки, лежит возле печки. Оно в лесу росло да пилой спилено, топориком порублено, к печке принесено для того, чтобы в печку попасть да всю избу согреть. (Дети высказывают свои предположения)
- Правильно отгадали вы мою загадку, ребятки. Такую куколку делали из бревна, заворачивали (пеленали) как младенца. Отсюда и название куколки: «Кукла - полено». Вообще в одеяльце можно ведь завернуть все, что угодно: и ложку, и веточку– вот вам и куколка. А когда мама хлопотала около печки, в ход шло обыкновенное поленце. В крестьянских семьях у мамы было много забот и хлопот: нужно было приготовить обед на большую семью, поработать в огороде и в поле, ну и конечно, не забыть про своих деток. Так, стоя у печки, мама, чтобы занять ребенка игрой, на скорую руку пеленала полено тряпочками и отдавала дочке. Ребенок играл такой куколкой, пеленал, пел колыбельные песенки, освобождая маму для работ по дому. А может быть кто-нибудь из вас уже знает как делать такую куклу?
Дети:
Воспитатель: Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю, что и у вас получится.
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Но для начала подготовим наши пальчики к работе, ведь они сейчас будут сматывать, скручивать, сворачивать, неспешно, с надеждой, а главное с большой любовью.
«Пальчиковая гимнастика»
Пять пальцев
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
- Ну что ж, сейчас я покажу, как делаю куклу я.
1. Возьму берёзовое полено и ткань (пеленку).
2. Оберну полено тканью (пеленкой, обвяжу ниткой.
1. Концы платка обмотаю крест-накрест, обвяжу ниткой.
2. Запеленаю, обвяжу крест-накрест лентой.
1. Во время игры куклу укладывали в лапоть, который играл роль колыбельки.
Самостоятельная работа детей
Дети выбирают полено и вместе с воспитателем заворачивают, пеленают его сначала в пеленку, а затем повязывают платочек и заворачивают в одеяльце.
Воспитатель: - Когда вы будете делать куклу, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу.
- Куклы, сделанные на основе берёзового полена, являются оберегом семейного счастья. Делали кукол и из осины. А вот осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полена, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.
Вопросы к детям:
- Ой, как здорово у вас получилась – глаз не отвести. А вам самим нравится?
- Правда, необычная куколка у нас получилась?
- Справились ли мы?
- Почему?
Дети:
- Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук.
- Как ты назвала свою куклу? А ты какое имя придумала для своей куклы?
- Как ты с ней будешь играть? А ты?
- Младенцу полагается петь колыбельные песни, на руках качать или в люльке.
- Ну что ж, заснул ваш младенец? Вижу, добрые вы детки, можно вам доверить дитя малое.
А пока они у вас спят, я предлагаю спеть песенку про куколку.
Исполнение песни «Наши куколки» музыка и слова Я. Жабко
В заключение.
Это целая наука –
Хорошо уметь играть.
Кукол вечером баюкать
И укладывать в кровать,
А когда у мамы гости,
Не ходить за ней как хвостик,
На колени не влезать.
Это целая наука –
Хорошо уметь играть.
Н. Бромлей