Наталья Набокова
Проектная деятельность «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24"
г. Майкоп
Проектная деятельность в младшей группе №2 «Лучики».
Тема: «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов»».
Воспитатель: Лиманская Наталья Анатольевна
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Одна из главных важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – развитие речи, речевого общения, обучение родному языку.
Публикация «Проектная деятельность „Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов“» размещена в разделах
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Конспекты занятий
- Мультипликация. Проекты с мультфильмами
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, абстрактное мышление невозможно без речи. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
ПРОБЛЕМА.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. А ведь участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Развитие детей творчески осваивать нормы и правила родного языка,
вовлекая детей в активную речевую работу.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Формировать грамматический строй речи, ее связность при построении;
2. способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам, а также к советским мультфильмам 1950г. г. ;
3. развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;
4. развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность;
5. прививать любовь к народному творчеству: потешкам, пестушкам, пословицам, поговоркам, загадкам, сказкам, былинам, а также к песенкам советских мультфильмов;
6. учить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности;
7. способствование овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой народной и разговорной речи;
8. воспитание звуковой культуры речи;
9. дать родителям знания о влиянии сказок и советских мультфильмов
1950 г. г. на речь ребенка через папки-передвижки;
10. привлечь родителей к активному участию в проекте.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Выбор темы.
Планирование реализации проекта.
Подготовительные работы педагогов.
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Взаимодействие педагогов, детей и родителей.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП.
Итоговое мероприятие - развлекательный досуг «В гостях у сказки».
Изготовление баннера с мультипликационными героями из советских мультфильмов, олицетворяющих добро, уважение, дружбу и трудолюбие.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
1. Воспитатели.
2. Дети 3-4 лет.
3. Родители.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
дети хорошо знают сказки «Волк и семеро козлят» «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок», «Курочка Ряба»;
в процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь;
ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности;
у детей появится интерес к играм, драматизациям;
родители принимают активное участие в проектной деятельности: изготовление шапок-масок героев сказок; дидактических игр; пальчикового театра; кукольного театра; подборка раскрасок «Герои советских мультипликационных фильмов»;
родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.
ТИП ПРОЕКТА: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: ДОЛГОСРОЧНЫЙ
ЯНВАРЬ-МАЙ.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА, СКАЗКИ И СТАРЫЕ ДОБРЫЕ СОВЕТСКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Беседы с детьми и родителями;
консультация для родителей через папки-передвижки и WhatsApp;
организация тематических центров по проекту;
игровая деятельность;
выполнение работ по изобразительной деятельности;
чтение, прослушивание, просмотр сказок и старых советских мультфильмов;
совместная деятельность по конструированию;
организация физ. досугов.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
вязанные шапки-маски для сказок «Волк и лиса», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»;
дидактическая игра «Герои советских мультфильмов»;
наглядно-дидактическое пособие «Теремок»;
кукольный театр «Курочка Ряба»;
подборка раскрасок «Герои советских мультипликационных фильмов».
ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА.
I подготовительный этап
Изучение литературы по теме.
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
Консультация для родителей через папки-передвижки.
Подбор наглядно-дидактических пособий.
Пополнение книжного уголка, аудио и видео-дисков.
I I основной этап
ФОРМЫ РАБОТЫ
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ. ЦЕЛЬ.
Работа с родителями:
Консультация: "Значение сказок в жизни ребенка"
Консультация: "Ребенок и книга".
Подбор раскрасок на тему: «Герои старых советских мультфильмов».
Акция: «Мама, спой мне колыбельную!»
Изготовление вязанных шапок-масок для сказок.
Способствовать активному участию родителей в проектной деятельности. Знакомить с информацией о значении влияния сказки и старых добрых советских мультфильмов на ребенка.
Познавательно-исследовательская деятельность: «В гости к сказке». Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
НОД ФЭМП «Приключения Буратино»
Продолжать формировать элементарные математические представления.
Речевая деятельность «Путешествие в страну доброты»
Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.
Развивать и активизировать речь детей.
НОД Лепка «Красная и чёрная смородина».
Способствовать развитию речи; мелкой моторики пальцев рук.
НОД Рисование по сказке «Теремок», "Зайка беленький сидит".
Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения.
НОД Аппликация по сказке "Курочка Ряба" («Цыплёнок-солнышко»)
Совершенствовать навыки коллективной работы;
Закрепить навыки аккуратного намазывания и наклеивания.
НОД Физическое развитие «Колобок».
Общеразвивающие упражнения проводятся по типу логоритмики: "Колобок".
Закрепление пройденного в основных видах движений. Совершенствовать навыки коллективных игр.
Совместная деятельность:
Чтение, прослушивание и просмотр сказок и советских мультфильмов (аудиозаписи и видеозаписи): "Колобок", "Репка", "Теремок", «Волк и семеро козлят», "Львёнок и черепаха", «Кот Леопольд», «Жили у бабуси.», «Малыш и Карлсон», «Буратино», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Кто сказал Мяу?», «Гуси-Лебеди», «Каникулы в Простоквашено», «Винни-Пух».
Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", " Мой любимый мультипликационный герой", "Правила общения с книгой", "Какие мультфильмы мы смотрим".
Разучивание пальчиковой гимнастики: «Я хочу построить дом», «Слепи колобок», «Колобок».
Разучивание песенок из мультфильмов: «Я на солнышке лежу.», «Жили у бабуси два весёлых гуся.», «Облака - белогривые лошадки.», «От улыбки станет всем светлей.», «Я-колобок румяный бок.», «Вместе весело шагать по просторам.»
Разгадывание загадок про сказки, сказочных и мультипликационных героев.
Сюжетно-ролевая игра: «Я на солнышке лежу.».
Театрализованные игры: кукольный и пальчиковый театр, шапки-маски.
Дидактические игры: «Герои сказок», «Герои советских мультфильмов», «Найди по описанию», «Волшебный мешочек», «Теремок».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Кот и мышки»,«Лиса и колобки»(Под музыку дети бегают врассыпную. «Лисичка» сидит на скамеечке. По окончанию музыки «Лисичка» выбегает и старается поймать детей. Дети убегают в определенное место.)
Хороводные игры: «Заинька попляши…», «Вот так, колобок.».
Конструирование: «Заборчик-ограждение для серого и белого гусей".
Трудовые поручения: «Ребята, давайте жить в чистоте!»
ЦЕЛЬ:
1) Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок, а также поучительных советских мультфильмов.
2) Развивать у детей умение с помощью воспитателя повторять наиболее выразительные отрывки из сказок и мультфильмов.
3) Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь, способствовать раскрепощенности.
III заключительный этап
Итог:
Создали игровую ситуацию, что поспособствовало формированию эмоциональной отзывчивости не только со стороны детей, но и со стороны родителей.
Изготовление баннера с мультипликационными героями из советских мультфильмов, сказок, олицетворяющих добро, уважение, дружбу, трудолюбие и взаимовыручку.
В речевом творчестве дошкольников принимали участие и их родители.
Поддержка родителей и воспитателя в творческих начинаниях ребёнка играет важную роль в создании психологических условий для воспитанников, что помогает детям быть раскованными и свободными. Творчество - это спонтанный процесс, который Мы поддерживаем, к которому направляем детей без ограничений в выборе средств выражения себя в творчестве.
На протяжении всей работы, родители со мной поддерживали тесную связь посредством информационно-рекламного обеспечения, с использованием ИКТ - (whatsApp - популярной системой мгновенного обмена текстовыми сообщениями, общение с родителями по электронной почте).
Родители воспитанников откликнулись на проблему развития речевого творчества и развития речи детей в целом. Родители выполняли различные задания, поручения, например, приобрели наглядно-дидактические материалы, собрали по тематике картотеку малых форм фольклора, приобрели и изготовили театральные подмостки, кукольный театр, пальчиковый театр, помогли в изготовлении альбома народных костюмов, а также способствовали подбору мультипликационных советских фильмов, в которых прослеживается добро и уважение друг к другу. Они не отказывались от моих предложений, проявляли свою активность и заинтересованность.