Валентина Куцанкина
Проблема формирования дружеских взаимоотношений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст становится возрастом первоначального становления ребенка. В это время в объединении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие личности.
Формирование личности социально-активной и всесторонне развитой, а также умеющей найти место в обществе, в наибольшей степени отвечающем её индивидуальным возможностям и способностям – актуальная общественная потребность. Осуществляя целенаправленное воспитание, мы хотим иметь полноценных членов общества, организованного по принципам общечеловеческих ценностей в сфере детства [45, с. 28].
Публикация «Проблема формирования дружеских взаимоотношений дошкольников» размещена в разделах
Отношения со сверстниками являются традиционным предметом исследования в самых разных научных школах и направлениях. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечаются и анализируются в работах Д. Б. Божович, И. С. Выготского, И. С. Кона, Е. О. Смирновой и др. Методологической основой исследования является работа в области развития дружеских взаимоотношений А. Н. Захлебного, И. Д. Зверевой, А. Д. Кошелевой, В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой и др. Проблема дружбы между дошкольниками исследовалась в дошкольной педагогике как составляющая коллективных взаимоотношений (А. А. Аржанова, А. В. Булатова, В. Н. Залогина, Т. А. Маркова и др.) [42, с. 18].
Воспитание как относительно социально-контролируемая социализация в течение длительного времени использовало лишь печатные средства массовой коммуникации [34, с. 415]. Исследования социально-культурной ситуации в современной России показало, что расширение медиапространства (спутниковое телевидение, видео, компьютеры) все более активно влияет на общественное сознание.
Наверное, все без исключено родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми [32, с. 17].
Проблема дружеских отношений в среднем дошкольным возрасте находится в контексте проблем коммуникативных способностей. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми [13, с. 105].
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками [37, с. 260]. Дети старшего возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике и т. д., т. е. испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. В исследовании Т. А. Макаровой, изучавшей феномен дружбы у старших дошкольников, отмечается, что старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защищать свои отношения, а друзей и их поступки, считать лучшими даже вопреки справедливости [37, с. 230].
Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед воспитателем всегда должна стоять задача организации отношений детей. Известно, что переход ребенка старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству. В теории этот вопрос формирования дружеских взаимоотношений. У детей старшего дошкольного возраста на занятиях достаточно хорошо разработан, а в педагогической практике есть необходимость рассмотрения этого вопроса, в этом состоит проблема нашего исследования [28, с. 300].
Материалы данного исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.