екатерина сальникова
Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Инструктор по
физической культуре
Сальникова Е. Ю.
«Должны быть обязательно, кроме родителей, как четыре матери: Родная земля, Родной язык, Родная культура, Родная история…» М. Шаханов
Публикация «Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры» размещена в разделах
Воспитание духовной, нравственно-полноценной, социально-коммуникативной, творчески-активной личности, знающей и любящей свой край – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, малой Родины.
В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края с её традициями, природой и культурой, воспитывается любовь к малой Родине, развивается чувство патриотизма.
Этнокультурный компонент пронизывает всю жизнь детского сада, сопровождает детей с поступлением в детский сад и до выхода в школу. Во всех режимных моментах, в том числе и во время НОД по физической культуре, используются те или иные элементы народной педагогики, фольклора. Потешки, пословицы и поговорки, сказки и народные игры органично вплелись в жизнь не только детей, но и педагогов.
У русского народа исторически сложился богатый опыт воспитания подрастающего поколения, передаваемый в устном народном творчестве.
При включении фольклорного материала в НОД и режимные моменты соблюдаются определенные условия:
- детям должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные движения, подвижные игры);
- фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей;
- для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;
- большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.
НОД по физической культуре в сочетании с фольклором проводится с младшего дошкольного возраста, начиная с родного для ребенка народного фольклора.
Фольклорной НОД по физической культуре предшествует подготовительная работа: познавательные, музыкальные занятия, совместная двигательная деятельность педагога и детей на прогулке, знакомство с пословицами и поговорками, загадками и потешками,сказками и песнями, разучивание считалок, игровых речитативов, игр и забав. Основой музыкального сопровождения НОД должны быть лучшие образцы народного музыкального творчества, традиционная народная символика, разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр и состязаний, элементы национальной одежды, а также современные гимнастические снаряды, мячи и т. п.
Виды фольклорной НОД по физической культуре :
Двигательно-творческая НОД, основанная на использовании потешек, сказок и загадок. Цель – развитие у детей воображения, умения преодолевать двигательные трудности. Она может строиться на сюжете одной или нескольких сказок о животных или легендах. Организуется встреча с героями разных сказок, может присутствовать один сказочный герой, от лица которого осуществляется двигательная деятельность. Он выполняет с детьми различные упражнения или предлагает свои задания, играет в подвижные игры.
Сюжетная НОД с элементами фольклора русского народа, проводимая в форме «двигательного» рассказа, строится по типу путешествия. В данном случае дети учатся ставить перед собой цель преодоления возникающих проблемных ситуаций. Так, прогулка в осенний лес позволит через воображаемые подражательные образы (птицы, волки, лисы, деревья) направить детей на выполнение движений. При этом надо фиксировать внимание детей на точном подражании образу, добиваться более четкой техники выполнения движения.
Театрализованная НОД по физической культуре, включают мимические и пантомимические упражнения, имитацию движений, инсценировки и игры. Имитация отличается эмоциональностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения: дети легко, бесшумно спрыгивают, как птички с ветки; ходят вперевалочку, широко расставляя ноги, идут неуклюжим косолапым медведем; задорно, высоко поднимая ноги, шагают как цапля. C помощью пантомимики дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его душевное состояние, изобразить заботу, гнев, гордость или счастье.
Игровая НОД строится на основе народных подвижных игр. Сюда включается разминка, подвижные игры по нарастающей или убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, игры с ходьбой, прыжками и метанием мяча. Большая часть игр должна содержать бег. Игры должны сочетаться по двигательному содержанию и двигательным характеристикам.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Поэтому нагрузку весьма важно регулировать. Именно русские народные игры выглядят очень привлекательно из-за своей простоты и доступности, что вызывает потребность в их освоении и регулярных тренировках и включении в программу по физическому воспитанию для ДОУ. Традиционные подвижные игры, самобытные физические упражнения – все это элементы народной педагогики, в которой отражена забота детского сада о здоровье и физическом развитии подрастающего поколения.
В своей работе по физическому воспитанию использую такие подвижные игры, как «У медведя во бору», «Удочка», «Гуси», «Гори-гори ясно!», «Два Мороза», «Третий лишний», «Мышеловка» и др. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отображается образ жизни людей, их труд, быт. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.
Народные подвижные игры дают возможность не только для физического развития ребенка, но и для формирования положительно устойчивого отношения к культуре своей родной страны.
Освоение детьми этнокультурного опыта через народный фольклор способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедряют в практику дошкольных учреждений.
В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?
Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиций, языка.
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.