Светлана Бестужева
Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения
(слайд1)
Состояние здоровья детей постоянно становится главной проблемой в дошкольном образовании России. Все большее количество детских садов считают сохранение и укрепление здоровья малышей своей приоритетной задачей. Задача по охране и укреплению здоровья является основной, так как развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Каждый из детей хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, быть всегда здоровым. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте, во взаимоотношениях с другими людьми. Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух порождает здоровое тело.
Публикация «Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «развивающая педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически. Есть разработанная программа «развивающая педагогика оздоровления» авторы В. Т. Кудрявцев. Б. Б. Егоров. Слайд2
Цель педагогики оздоровления : сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения. Нормой жизни и поведения каждого человека должно стать сознательное и ответственное отношение как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих, к здоровью как к общественной ценности. Слайд 3
Основные черты программы:
1. Здоровый ребенок понимается как идеальный эталон и практически достижимая норма детскогоразвития.
2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно духовного организма.
3. Оздоровление- это не комплекс лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизических возможностей детей. Иными словами охрана здоровья утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.
4. Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами, эффективность их применения возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.
5. Ключевой принцеп оздоровительно- развивающей работы с детьми индивидуально дифференцированный подход.
Развивающая педагогика оздоровления включает в себя следующие направления оздоровительно развивающей работы6
1. Приобщение детей к физической культуре
2. Развивающие формы оздоровительной работы. Слайд 4
Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья как части общей культуры человека. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения: «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…». На состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; «электронно – лучевое» и «металло – звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок – музыка); образ жизни (оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья). Поэтому педагогика оздоровления необходима нашим детям. Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программы ДОУ.
Формы организации оздоровительной работы : (слайд 8)
1. Создание системы двигательной активности в течение дня: - утренняя гимнастика (ежедневно); - физкультурные занятия (3 раза в неделю); - музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю); - прогулки с включением подвижных игр; - оздоровительный бег (ежедневно); - пальчиковая гимнастика (ежедневно на занятиях) - зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях) - оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); - физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно); - эмоциональные разрядки, релаксация; - ходьба по массажным коврикам, (босохождение); - спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц) 2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
Полноценное физическое развитие дошкольника- это не только формирование двигательных умений и навыков, но и развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно- волевых черт личности, осознание собственных телесно- психических возможностей. Тело для растущего человека-особая реальность, которой ему предстоит овладеть, иначе оно так и останется неразвитым. Общим показателем состояния физического здоровья является не сама по себе подвижность тела, а способность человека испытывать «мышечную радость» от движения. (слайд 7)
Развивающая педагогика оздоровления предполагает игровые варианты занятий и упражнений, направленных на приобщение дошкольников к физической культуре. Разучивание основных движений проводим в игровой форме под чтение стихов, например:
«Словно Маугли из книжки,
Вам девчонки и мальчишки.
Покажу я свой прыжок.
Раз-два-три- четыре…Скок!
Используем игровые имитации в паре. Большой интерес вызывают упражнения на ориентировку в пространстве, музыкально-ритмические движения, упражнения на мышечное расслабление. Оправдывает себя использование фольклорных игр разных народов, игры- атракционы, считалки для подвижных игр (слайд 8)
Движение является естественным стимулом жизнедеятельности организма, тренировкой всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Движение оказывает существенное влияние и на развитие интеллекта ребенка. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка- это основа формирования личности. Главная составляющая успеха- правильная мотивация, ощущения удовольствия, радостт от движения. Слайд 9
Список литературы:
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. - М., 2004.-64с. 6 2. Воронина Г. А. «Экологическое образование – один из путей здоровьесбережения подрастающего поколения // Экологическое образование. - 2006 -№1., -с27-29; 3. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья С-Пб. ,2005.-256с. ; 4. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под. ред. Л. В. Кочетковой. -М., 2005.-112с.