Ирина Кольчурина
Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В работах современных авторов (М. В. Рухлет, А. М. Майоров, В. П. Панасюк и др.) качество образования определяется как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе норм, требований стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса : детей, педагогов, родителей.
Публикация «Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. В МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка» г. Качканар, большая работа проводится по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с родителями.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах: 1) совместная педагогическая деятельность семьи и школы; 2) сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; 3)педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; 4) поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; 5) содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; 6) опора на положительный опыт семейного воспитания.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка.
Субъективные причины возникают в некоторых случаях, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ. Первые возникают, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада. Негативное отношение может произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых, а также из средств массовой информации, периодической печати, интернета, которые содержат не всегда проверенные сведения, нанося тем самым вред системе дошкольного образования в целом.
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу.
Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи сохраняет свою актуальность на всем периоде дошкольного детства. К проблемам, негативно влияющим на качество образования и процесс развития личности воспитанников ДОУ, относятся:
Психотравмирующий характер познавательного общения родителей с ребенком в семье;
Жесткий контроль взрослыми всех видов детской деятельности;
Отсутствие у ребенка самостоятельности, инициативности, умения планировать свою деятельность;
Боязнь ошибок и отрицательных личностных оценок.
Форсированная целевая специальная подготовка к школе;
Отсутствие познавательной мотивации к учению.
Возникающие проблемы приводят к следующим негативным факторам:
Появлению неврозов;
Угасанию самостоятельности и творческой активности;
Снижению умственной активности, искажениям в развитии;
Динамике ухудшения здоровья.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживается как детским садом, так и семьей.
Принципы такой работы:
Непрерывность и единство общественного и семейного воспитания;
Системность в работе;
Плановость;
Доверие и сотрудничество между педагогами и родителями.
Важные условия интеграции :
Корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов;
Ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка;
Реализация идеи самоценности дошкольного детства в семье и ДОУ;
Организация жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития;
Развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте (в ней ребенок познает разные смыслы человеческих отношений, формируются мотивы других видов деятельности, развивается потребность познания).
Интеграция образовательных задач приводит :
К развитию познавательных, художественных и коммуникативных способностей, на которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение;
Полноценному и своевременному развитию специфических дошкольных видов деятельности, которые, как отмечал А. В. Запорожец, позволяют учитывать особенности возраста, в них осваивается познавательное содержание, формируются новые физиологические и психологические функции;
Нахождению ребенком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, преодолению затруднений, возникающих в процессе общения, стимулированию личностного роста, повышению уверенности в собственных силах и формированию положительного отношения к социальному миру.
Существуют несколько индикаторов эффективной работы детского сада с семьей:
Появление у родителей интереса к содержанию занятий;
Возникновение дискуссий по инициативе родителей;
Увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формирования личности ребенка, его внутреннего мира;
Размышления родителей о правильности используемых ими методов воспитания;
Повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения и социализации выпускников на последующих ступенях образовательной системы. Работа в инновационном режиме предполагает органичное сочетание оперативных мер и мероприятий с перспективным плановым воздействием. Эффективность инновационной деятельности заключается в рациональном сочетании четырех блоков совместной с родителями деятельности : управленческом, информационном, просветительском, досуговом.
Список литературы
1. Давыдова О., А. Майер «Детский сад – семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода», журнал «Дошкольное воспитание» № 5 – 2011г., с. 17 – 22.
2. Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» - М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.