Светлана Замараева
Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения.
Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Публикация «Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Игра возникает не самопроизвольно. Для ее появления необходимы три условия: 1) наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности, 2) наличие различных игрушек и воспитательных пособий, 3) частое обобщение ребенка со взрослыми. Определяющим является непосредственное воздействие взрослых на ребенка.
Все эти внешние условия хотя и являются безусловно необходимыми, тем не менее сами по себе они также недостаточны для возникновения ролевой игры. Для этого необходимо коренное изменение отношений ребенка и взрослых. Такое изменение и происходит в переходный период от раннего детства к дошкольному возрасту. Типичная для раннего детства совместная деятельность ребенка со взрослыми распадается. На основе овладения предметными действиями, отделения своих действий от действий взрослых и постоянных требований все большей и большей самостоятельности у ребенка формируется тенденция к самостоятельности, к самостоятельной деятельности.
Одновременно в связи с тем, что деятельность взрослых становится для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно, перед ним впервые открывается мир жизни и деятельности взрослых людей.
На основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и совместной жизни со взрослыми рождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Ролевая игра возникает на основе новых отношений ребенка со взрослыми. Она социальна по своему происхождению; именно поэтому она не может быть не чем иным, как воспроизведением жизни и деятельности взрослых людей, т. е. социальной по содержанию. По своей форме ролевая игра является ярко выраженной самостоятельной деятельностью ребенка, через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых. Поэтому в игре рельефнее, чем во всякой другой деятельности, взрослый выступает для ребенка как образец.
Деятельность людей, их отношения к предметам и к друг к другу являются особенно привлекательными для ребенка. В игре дети воспроизводят именно эту сферу окружающей их действительности. Именно в ролевой игре ребенок реализует свое стремление жить общей жизнью со взрослыми, и хотя эта жизнь протекает в сфере представлений, но она захватывает ребенка целиком и является не фиктивной, а действительно его жизнью.
Современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. У дошкольников 21 века появились новые роли и новые игровые сюжеты. Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает что,тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменением социума. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном - образовательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Остановимся на некоторых современных сюжетно-ролевых играх, для которых целесообразно создавать условия в детском саду.
Главной целью моей работы является: Создание условий по организации современных сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме. В работе педагога игра является средством реализации задач ФГОС ДО.
Игра является средством реализации задач ФГОС ДО
*Игра- как средство усвоения норм и ценностей, принятых в обществе.
*Игра – как средство развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
*Игра – как средство становления самостоятельности, целенаправленности собственных действий.
*Игра – как средство развития эмоциональной отзывчивости, формирования уважительного отношения к семье и к обществу.
*Игра – как средство формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В данном опыте работы я представляю следующую тематику сюжетно-ролевых игр.
- Агентство недвижимости
- Салон красоты
- Салон сотовой связи
Направлением моей работы являлась непрерывная связь между педагогами, детьми, родителями, социума по организации современных сюжетно-ролевых игр.
Чтобы в детском саду научить детей играть в сюжетно-ролевую игру, отражающую современные профессии, воспитателю необходимо самому знать их, и четко представлять, чем занимается тот или другой человек в своей профессии.
При организации игры в старшем дошкольном возрасте к «большой игре» подходим постепенно используя различные формы работы с детьми и родителями.
Дети. Чтение художественной литературы (Чуковский К. И. Телефон, Носов Н. Н. Телефон, Михалков С. А что у вас, В парикмахерской, Житков Б. Что я видел. Какой номер. Русско-народные сказки Теремок, Рукавичка, Лиса и заяц, Скебцова М. Чудесный парикмахер, Кругляков Г. Мода, Успенский Э. Страшная история).
Рассматривание иллюстраций о профессиях, изображений домов, районов Нижнего Тагила, различных марок телефонов.
Беседы: что такое недвижимость? Что продают? что покупают? для чего нужны сотовые телефоны, этикет телефонных разговоров, как я с мамой ходил в салон красоты, о профессиях парикмахера,визажиста, менеджера по продажам (телефонов, недвижимости,риэлтора.
Дидактические игры : Угадай профессию по ключевым словам, Загадки, Позвони родным, Построим дом, Как живешь, Для чего эти предметы? Что умеют мастера? Кому что нужно для работы?
Творческая деятельность: сбор атрибутов для игры, приготовление коллажей, приготовление бланков, счетов, бейджиков.
Родители принимали активное участие в создании предметно-пространственной среды, оформление папки: профессии родителей, экскурсии в салоны сотовой связи, салоны красоты, агентство недвижимости. Во время экскурсий было дано задание обратить внимание на оборудование, обращение с клиентами, услуги которые там оказывают.
При организации с/р игры «Агентство недвижимости» были поставлены следующие задачи:
1. Формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно им;
2. Расширять сферу социальной активности детей и их представлений об окружающем;
3. Закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости;
4. Предоставлять возможность занимать различные позиции взрослых.
Была создана предметно - пространственная среда.
-Каталоги с разными видами недвижимости.
-Планы квартир.
-Фотографии районов города.
-Договора купли-продажи.
-Банковские карточки.
-Кассовый аппарат
Введены следующие игровые действия.
-Знакомство с рекламными проспектами
-Выбор недвижимости
-Обсуждение местонахождения недвижимости
-Знакомство с особенностями планировки и оформления
-Оформление сделки
-Оплата покупки
-Оформление документов
При организации с/р игры «Салон сотовой связи» были поставлены следующие задачи:
1. Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;
2. Отражать в игре явления социальной действительности;
3. Закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику;
4. Формирование навыков речевого этикета;
5. Учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты;
6. Учить оценивать качество выполнения задания.
7. Формировать навыки сотрудничества.
Была создана предметно- пространственная среда.
-Ветрина с различными марками детских телефонов.
-Каталог с различными марками телефонов.
-Бейджики сотрудников.
-Рекламные проспекты.
-Банковские карты. Кассовый аппарат
Введены следующие игровые действия.
-Работа операторов связи (продажи сотовой связи).
-Работа менеджеров по продаже сотовых телефонов, аксессуаров для них.
-Оплата услуг.
-Продажа карточек различных сотовых кампаний.
При организации с/р игры «Салон красоты» были поставлены следующие задачи:
1. Учить комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры.
2. Побуждать детей самостоятельно распределять роли и создавать необходимые условия.
3. Создавать условия для творческого самовыражения.
4. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений
5. Формирование навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона.
Была создана предметно- пространственная среда.
-Фен. Расческа.
-Фартук для парикмахера.
-Зеркало.
-Шампунь.
-Баночки.
-Ножницы.
-Заколки.
-Журнал с образцами причесок.
Введены следующие игровые действия
-Работа с клиентами.
-Оформление заказов
-Выполнение услуг (завивка, стрижка, мытье головы, окраска волос, оформление причесок, покрытие волос лаком).
-Консультации
-Оплата услуг
Наполнение игровыми материалами уголков современных сюжетно-ролевых игр осуществляется по мере ознакомления детей с деятельностью взрослых, особенностями социума. Такая система работы и созданная предметно- пространственная среда группы обеспечит реализацию задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Целевой ориентир ФГОС ДО – это формирование личности в современном обществе.
Литература:
1. Смирнова Е. И. Современный дошкольник : особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74
2. Солнцева О. В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.
3. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин -6-е изд. стер. – М: Издательский центр «Академия» 2011. -384 с.
4.https://ipk74.ru/virtualcab/professional/uchebno-metodicheskoe-obespechenie/doshkolnoe-obrazovanie/sovremennye-syuzhetno-rolevye-igry-v-praktike-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
5.https://glorify.ru/dlya-studenta/1-kurs/modelirovanie-siuzhetnorolevykh-igr/