Получи документы

Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения

Светлана Замараева
Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения.

Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Публикация «Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Игра возникает не самопроизвольно. Для ее появления необходимы три условия: 1) наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности, 2) наличие различных игрушек и воспитательных пособий, 3) частое обобщение ребенка со взрослыми. Определяющим является непосредственное воздействие взрослых на ребенка.

Все эти внешние условия хотя и являются безусловно необходимыми, тем не менее сами по себе они также недостаточны для возникновения ролевой игры. Для этого необходимо коренное изменение отношений ребенка и взрослых. Такое изменение и происходит в переходный период от раннего детства к дошкольному возрасту. Типичная для раннего детства совместная деятельность ребенка со взрослыми распадается. На основе овладения предметными действиями, отделения своих действий от действий взрослых и постоянных требований все большей и большей самостоятельности у ребенка формируется тенденция к самостоятельности, к самостоятельной деятельности.

Одновременно в связи с тем, что деятельность взрослых становится для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно, перед ним впервые открывается мир жизни и деятельности взрослых людей.

На основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и совместной жизни со взрослыми рождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Ролевая игра возникает на основе новых отношений ребенка со взрослыми. Она социальна по своему происхождению; именно поэтому она не может быть не чем иным, как воспроизведением жизни и деятельности взрослых людей, т. е. социальной по содержанию. По своей форме ролевая игра является ярко выраженной самостоятельной деятельностью ребенка, через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых. Поэтому в игре рельефнее, чем во всякой другой деятельности, взрослый выступает для ребенка как образец.

Деятельность людей, их отношения к предметам и к друг к другу являются особенно привлекательными для ребенка. В игре дети воспроизводят именно эту сферу окружающей их действительности. Именно в ролевой игре ребенок реализует свое стремление жить общей жизнью со взрослыми, и хотя эта жизнь протекает в сфере представлений, но она захватывает ребенка целиком и является не фиктивной, а действительно его жизнью.

Современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. У дошкольников 21 века появились новые роли и новые игровые сюжеты. Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает что,тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменением социума. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном - образовательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Остановимся на некоторых современных сюжетно-ролевых играх, для которых целесообразно создавать условия в детском саду.

Главной целью моей работы является: Создание условий по организации современных сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме. В работе педагога игра является средством реализации задач ФГОС ДО.

Игра является средством реализации задач ФГОС ДО

*Игра- как средство усвоения норм и ценностей, принятых в обществе.

*Игра – как средство развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

*Игра – как средство становления самостоятельности, целенаправленности собственных действий.

*Игра – как средство развития эмоциональной отзывчивости, формирования уважительного отношения к семье и к обществу.

*Игра – как средство формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В данном опыте работы я представляю следующую тематику сюжетно-ролевых игр.

- Агентство недвижимости

- Салон красоты

- Салон сотовой связи

Направлением моей работы являлась непрерывная связь между педагогами, детьми, родителями, социума по организации современных сюжетно-ролевых игр.

Чтобы в детском саду научить детей играть в сюжетно-ролевую игру, отражающую современные профессии, воспитателю необходимо самому знать их, и четко представлять, чем занимается тот или другой человек в своей профессии.

При организации игры в старшем дошкольном возрасте к «большой игре» подходим постепенно используя различные формы работы с детьми и родителями.

Дети. Чтение художественной литературы (Чуковский К. И. Телефон, Носов Н. Н. Телефон, Михалков С. А что у вас, В парикмахерской, Житков Б. Что я видел. Какой номер. Русско-народные сказки Теремок, Рукавичка, Лиса и заяц, Скебцова М. Чудесный парикмахер, Кругляков Г. Мода, Успенский Э. Страшная история).

Рассматривание иллюстраций о профессиях, изображений домов, районов Нижнего Тагила, различных марок телефонов.

Беседы: что такое недвижимость? Что продают? что покупают? для чего нужны сотовые телефоны, этикет телефонных разговоров, как я с мамой ходил в салон красоты, о профессиях парикмахера,визажиста, менеджера по продажам (телефонов, недвижимости,риэлтора.

Дидактические игры : Угадай профессию по ключевым словам, Загадки, Позвони родным, Построим дом, Как живешь, Для чего эти предметы? Что умеют мастера? Кому что нужно для работы?

Творческая деятельность: сбор атрибутов для игры, приготовление коллажей, приготовление бланков, счетов, бейджиков.

Родители принимали активное участие в создании предметно-пространственной среды, оформление папки: профессии родителей, экскурсии в салоны сотовой связи, салоны красоты, агентство недвижимости. Во время экскурсий было дано задание обратить внимание на оборудование, обращение с клиентами, услуги которые там оказывают.

При организации с/р игры «Агентство недвижимости» были поставлены следующие задачи:

1. Формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно им;

2. Расширять сферу социальной активности детей и их представлений об окружающем;

3. Закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости;

4. Предоставлять возможность занимать различные позиции взрослых.

Была создана предметно - пространственная среда.

-Каталоги с разными видами недвижимости.

-Планы квартир.

-Фотографии районов города.

-Договора купли-продажи.

-Банковские карточки.

-Кассовый аппарат

Введены следующие игровые действия.

-Знакомство с рекламными проспектами

-Выбор недвижимости

-Обсуждение местонахождения недвижимости

-Знакомство с особенностями планировки и оформления

-Оформление сделки

-Оплата покупки

-Оформление документов

При организации с/р игры «Салон сотовой связи» были поставлены следующие задачи:

1. Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

2. Отражать в игре явления социальной действительности;

3. Закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику;

4. Формирование навыков речевого этикета;

5. Учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты;

6. Учить оценивать качество выполнения задания.

7. Формировать навыки сотрудничества.

Была создана предметно- пространственная среда.

-Ветрина с различными марками детских телефонов.

-Каталог с различными марками телефонов.

-Бейджики сотрудников.

-Рекламные проспекты.

-Банковские карты. Кассовый аппарат

Введены следующие игровые действия.

-Работа операторов связи (продажи сотовой связи).

-Работа менеджеров по продаже сотовых телефонов, аксессуаров для них.

-Оплата услуг.

-Продажа карточек различных сотовых кампаний.

При организации с/р игры «Салон красоты» были поставлены следующие задачи:

1. Учить комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры.

2. Побуждать детей самостоятельно распределять роли и создавать необходимые условия.

3. Создавать условия для творческого самовыражения.

4. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений

5. Формирование навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона.

Была создана предметно- пространственная среда.

-Фен. Расческа.

-Фартук для парикмахера.

-Зеркало.

-Шампунь.

-Баночки.

-Ножницы.

-Заколки.

-Журнал с образцами причесок.

Введены следующие игровые действия

-Работа с клиентами.

-Оформление заказов

-Выполнение услуг (завивка, стрижка, мытье головы, окраска волос, оформление причесок, покрытие волос лаком).

-Консультации

-Оплата услуг

Наполнение игровыми материалами уголков современных сюжетно-ролевых игр осуществляется по мере ознакомления детей с деятельностью взрослых, особенностями социума. Такая система работы и созданная предметно- пространственная среда группы обеспечит реализацию задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Целевой ориентир ФГОС ДО – это формирование личности в современном обществе.

Литература:

1. Смирнова Е. И. Современный дошкольник : особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74

2. Солнцева О. В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.

3. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин -6-е изд. стер. – М: Издательский центр «Академия» 2011. -384 с.

4.https://ipk74.ru/virtualcab/professional/uchebno-metodicheskoe-obespechenie/doshkolnoe-obrazovanie/sovremennye-syuzhetno-rolevye-igry-v-praktike-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

5.https://glorify.ru/dlya-studenta/1-kurs/modelirovanie-siuzhetnorolevykh-igr/

Публикации по теме:

Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения «Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения» Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном.

Сюжетно-ролевые игры в средней группе (фотоотчет)Сюжетно-ролевые игры в средней группе (фотоотчет) ЦЕЛЬ: Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции; учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; учить.

Фотоотчет «Сюжетно-ролевые игры»Фотоотчет «Сюжетно-ролевые игры» Сюжетно-ролевые игры. 1. Больница - самая популярная игра на мой взгляд среди дошкольников. И чтобы игра стала более интересной, я решила поиграть.

Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в условиях дошкольного учреждения воспитатель Сейтбелялова Р. Р. Актуальность проблемы. Игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, вызывающая в.

Педсовет «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Педагогический совет Тема:«Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников». Подготовка к педагогическому совету: • разработать.

Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр Темапроекта:Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевые игры Вид проекта:познавательно-игровой Участники.

Развиваемся, играя. Дидактические и сюжетно-ролевые игры (фотоотчет)Развиваемся, играя. Дидактические и сюжетно-ролевые игры (фотоотчет) На фото представлены сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры на развитие социально-коммуникативных способностей, сенсорное развитие,.

Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным.

Статья: Как научить ребёнка младшего и среднего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры. На каждом возрастном этапе развития ребёнка свой ведущий тип деятельности, у детей дошкольного возраста это игра. В сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевые игры с элементами конструированияСюжетно-ролевые игры с элементами конструирования В конце марта на базе нашего детского сада прошло заседание ШТЛ (секция «Учим, играя») по теме «Сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 19 октября 2015 в 14:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Замараева (УИ 379252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД