Ирина Чулкова
Имидж дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система дошкольного образования переживает период громадных перемен. Практически полностью изменилась нормативная база, регулирующая деятельность дошкольных образовательных учреждений, определились новые цели и задачи дошкольного образования.
1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, который в целях реализации права на образование регулирует общественные отношения в сфере образования и определяет правовое положение участников отношений в сфере образования (гл. 1, ст. 1).
Публикация «Имидж дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Закон выделил дошкольное образование как первый уровень общего образования в Российской Федерации (Гл. 2 ст. 10.4).
Одним из типов образовательных организаций установлена дошкольная образовательная организация, осуществляющая как основную цель образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. (Гл. 3, ст. 23.2)
В Законе об образовании указано не только на необходимость учета мнения родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса по вопросам управления образовательной организацией, принятия локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы (Гл. 3, ст. 26.6, но и закреплены их права. На первом месте выделено право выбора форм получения образования и обучения, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность. (Гл. 1, ст. 44.3)
Все это указывает на развитие системы дошкольного образования в Российской Федерации, а также на то, что родители (законные представители) несовершеннолетних детей, как участники образовательного процесса, их удовлетворенность выбором образовательных услуг играют большую роль в поддержании имиджа дошкольного учреждения.
Создание положительного имиджа детского сада представляется необходимым элементом повышения его авторитетности с целью привлечения внимания родителей к конкретному детскому саду.
Выбирая направление работы, путь развития дошкольного учреждения, обязательно нужно знать, где мы находимся в данный момент, и, конечно же – что ждет наш потребитель.
Работая по обновлению содержания и совершенствованию форм работы в рамках единого образовательного пространства «ребёнок - детский сад - семья» дошкольное образовательное учреждение должно уделять много внимания вопросу востребованности образовательных услуг, предоставляемых коллективом.
В данной работе представлен проект «Имидж дошкольного образовательного учреждения как показатель удовлетворенности родителей выбором образовательной услуги».
Вид проекта
- долгосрочный,
- практико-ориентированный
- групповой.
Имидж (image) – английское слово, произошедшее от латинского – изображение, подобие. Имидж дошкольного образовательного учреждения – это образ образовательной организации, сформированный в результате целенаправленного непрерывного процесса интегрирования представлений педагогов, детей, родителей и представителей окружающего социума.
Понимая положительный имидж как один из способов привлечения внимания родителей к делам ДОУ, была определена
цель проекта:
создание положительного имиджа ДОУ через достижение удовлетворенности родителей воспитанников качеством образовательных услуг.
Данный проект подразумевает интеграцию образовательных областей :
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Так как в качестве оценки имиджа дошкольного образовательного учреждения выбрана удовлетворенность родителями воспитанников качеством образовательной услуги, возникла необходимость выбора методики обследования.
Диагностика качества оказания образовательных услуг дошкольным образовательным учреждением является новой областью педагогической науки. Но в настоящее время уже накоплено значительное количество диагностических методик.
Более сорока методик, которые можно использовать с этой целью, представлены в книге Е. Н. Степанова «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации».
Для исследования удовлетворенности родителей и педагогов организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности могут быть использованы
1. Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения А. А. Андреева 2. Методика И. А. Забуслаевой
3. Методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении Е. Н. Степановым
Проводимая диагностика составлена в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Цель диагностики:
1. выявление уровня качества оказания образовательных услуг, эффективности образовательного процесса с точки зрения родителей воспитанников как законных представителей получателей
В ходе анкетирования родителям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Удовлетворены ли вы уровнем получаемой информации об образовательных услугах?
2. Удовлетворены ли вы уровнем развития, которое ребенок получает в детском саду?
3. Удовлетворены ли вы уровнем воспитания, которое ребенок получает в детском саду?
4. Удовлетворены ли вы содержанием знаний, получаемых в детском саду?
5. Удовлетворены ли вы качеством проводимых мероприятий?
6. Удовлетворены ли вы уровнем создания развивающей среды ребенка
7. Удовлетворены ли вы эмоциональным состоянием, с которым ребенок посещает детский сад?
8. Удовлетворены ли вы степень оценки достижений вашего ребенка?
9. Удовлетворены ли качеством понимания и поддержки педагогов при совместном решении проблем, связанных с обучением и воспитанием ребенка?
10. Удовлетворены ли вы тем, что ребенок посещает наш детский сад?
Результаты анкетирования родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений позволяют констатировать полную удовлетворенность качеством образовательных услуг ДОУ у 42 % опрошенных, 52% опрошенных имеют средний уровень удовлетворенности, низкий уровень удовлетворенности у 6% родителей воспитанников.
Свою работу по созданию привлекательного имиджа детского сада мы начали в 2010 году с изучения существующего имиджа на тот момент по плану
Работа строилась с учетом гуманистических традиций, все субъекты образовательного пространства ДОУ внутри выходят на партнерский уровень взаимоотношений: взаимное уважение и доверие, сотрудничество, сотворчество.
Для создания имиджа нами была создана рабочая группа, которая занялась и проектированием структурных компонентов имиджа дошкольного образовательного учреждения
• имидж образовательной услуги
• имидж потребителей образовательной услуги
• внутренний имидж
• имидж руководителя
• имидж педагогов и персонала
• визуальный имидж дошкольного учреждения
• социальный имидж дошкольного учреждения
На протяжении этих лет была проведена целенаправленная работа по созданию внешнего имиджа и теперь отличительной особенностью дошкольного учреждения являются :
1. Логотип или фирменный знак. В нем отражено название детского сада;
2. Оформленные в едином стиле стенды
3. Фотоальбомы, грамоты, сайт детского сада;
4. Мероприятия: традиционные концерты, организация дней открытых дверей, презентаций, совместных праздников и развлечений с родителями воспитанников, участие в выставках, конкурсах, фестивалях;
5. Визуально подвижные коммуникации:
• речевой этикет сотрудников
• поведение персонала на работе и в общественных местах;
• деловой этикет, профессиональная этика;
• общение персонала с детьми, родителями, коллегами.
6. Визуально неподвижные коммуникации:
• внешний вид персонала (одежда, прически, макияж, маникюр, аксессуары и пр.);
• презентационные фильмы;
• внешний вид здания,
• благоустроенная территория, создающая атмосферу уюта и желание подольше находиться в детском саду,
• место расположения детского сада - удобное для посещения театров, музеев.
Группа педагогов разработала гимн детского сада.
Творческой задачей коллектива становится проблема: как сделать, чтобы детский сад стал для ребёнка любимым, полным добрых чудес и превращений, как сделать его жизнь в саду интересной, а родители могли видеть положительные результаты.
Для формирования уверенности в успешном, благополучном будущем ребенка, мы осознаем возможность повышения собственной психолого-педагогической культуры родителей, наш детский сад уделяет внимание вовлечению семьи в деятельность детского сада.
По истечении трех лет работы, наше дошкольное образовательное учреждение вполне успешно : здесь работает стабильный коллектив, эффективное взаимодействие с социумом и с родителями, позитивное общественное мнение в городе, результаты участия в конкурсах, фестивалях, выпускники детского сада поступают в гимназии города, гимназические классы школ. Это указывает на то, что наш детский сад обладает позитивным имиджем.
Результаты проекта:
1. Регулярное участие педагогов в мероприятиях разного уровня.
2. Создание ежемесячной информационно-познавательной газеты «Голубка» для родителей, детей и воспитателей, способствующей распространению информации о деятельности учреждения среди родительской и педагогической аудитории.
3. Ежегодное участие детского сада в смотрах-конкурсах.
4. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности.
Родители выбирают наше дошкольное учреждение
Проявляется активность родителей, их участие, интерес к жизни учреждения.