Евгения Гайдукова
Организация работы дошкольного образовательного учреждения по художественно-эстетическому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание – это не сумма мероприятий и приемов,
а мудрое общение взрослого и ребенка»
В. А. Сухомлинский
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия "красивый" и "добрый" почти идентичны, повышает и познавательную активность и даже влияет на физическое развитие. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения и знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. В дошкольной педагогике учеными В. Н. Шацкой, Е. А. Флериной, Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, и др. разработана теория эстетического воспитания. Особое внимание авторы уделили развитию умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитанию художественного вкуса, потребности в познании прекрасного. Вопросы восприятия детьми художественных произведений рассматривались А. В. Запорожцем, Т. А. Репиной, Р. И. Жуковской, и др. ; иллюстрации к книгам - В. А. Езикеевой; музыкальных произведений - К. В. Тарасовой, И. Л. Дзержинской, Е. А. Дубровской, и др. Эти исследования являются весомым вкладом в разработку проблем эстетического развития дошкольников. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.
Публикация «Организация работы дошкольного образовательного учреждения по художественно-эстетическому развитию детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Ключевая роль детского сада - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
тию детей осуществляет педагогический коллектив, стремящийся к росту профессионального мастерства, отличающийся личностной и познавательной рефлексией, творческим подходом к своей профессии, стремлением к инновационной деятельности.
Для оценки уровня профессиональной готовности педагогов к реализации творческого потенциала детей использовалась батарея экспериментальных методик:
• диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник)
• самооценка творческого потенциала личности
• диагностика профессиональной направленности личности воспитателя
• диагностика творческого мышления
Исследования готовности педагогов к творческой деятельности с детьми в разнонаправленных аспектах позволили оценить оптимальный уровень теоретических знаний, овладение технологиями творческого развития, подготовленностью педагогов к эффективному осуществлению творческого процесса, высокий потенциал творческой активности.
Опираясь на Закон РФ «Об образовании» (п. 5.14) и Инструктивное письмо № 89/34-16 от 02.06.1998г. «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий» перед нами встал вопрос выбора новых парциальных программ и технологий.
Педагогами ДОУ были изучены различные подходы по художественно-эстетическому воспитанию, предлагаемые авторами программ «Синтез искусств», «Радуга», «Цветные ладошки». Программа «Цветные ладошки» привлекла педагогический коллектив возможностью творческого подхода к организации работы с детьми.
Но для решения задач художественно-эстетического развития, предъявляемых программой «Цветные ладошки» требовалось внести ряд изменений в работу ДОУ :
• Обновить содержание работы с детьми, опираясь на интересы, потребности, способности к художественной деятельности.
• Привлечь родителей к реализации задач художественно-эстетического воспитания детей, через повышение собственной компетентности и участие в педагогическом процессе ДОУ.
Для реализации социального заказа, заинтересованности педагогического коллектива, достаточного материально-технического обеспечения ДОУ, потребностей и желания детей и родителей нами была сформирована ведущая педагогическая идея – создание воспитательно - образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, вовлечение в творческую деятельность, раскрытие потенциала каждого ребенка.
Для реализации идеи служат следующие задачи:
• Использовать современные технологии по художественно-эстетическому развитию детей.
• Создать условия, способствующие, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
• Работа с педагогическими кадрами по изучению современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
• театрализованные игры, костюмы, маски, декорации; серии конспектов занятий по театрализованной деятельности, сценарии досугов и развлечений.
• творческая стена. Интерьер детского сада украшает «творческая стена» где выставляются работы в сотворчестве детей, педагогов и родителей; работы детей художественной школы, бывших выпускников детского сада, сотрудников; организуются тематические выставки.
• зоны творчества в группах Для самостоятельной деятельности детей в группах оснащены уголки творчества, которые соответствуют возрастным особенностям, требованиям технической безопасности, имеют красивый внешний вид, доступны для детей. материалы для сотворчества детей с педагогом и родителями; комплекты картин – рисование карандашами, красками, обучающие раскраски; репродукции и предметы искусства; серии книг и пособий для детского художественного творчества; комплекты художественных материалов, инструментов и оборудования.
Реализации художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами, такие как теоретические семинары и семинары-практикумы, советы педагогов, выставки, конкурсы, работа творческих групп, открытые просмотры, неформальные встречи. Ежегодно творческой группой ДОУ составляется план педагогического образования педагогов по художественно-эстетическому воспитанию.
Имеется положительный прогноз для формирования у педагогов потребности в совершенствовании технологий воспитательно-образовательного процесса за счет организации интегрированных занятий, включающих решение речевых, музыкальных и других задач, которые позволяют дошкольникам воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее многообразии.
Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется взаимодействием воспитателей и специалистов ДОУ: музыкального руководителя, руководителей дополнительного образования (кружковая работа) Планирование совместной деятельности педагогов ДОУ осуществляется на основе годового плана и находит свое отражение в образовательной программе ДОУ. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности. Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, решая задачи всестороннего развития личности дошкольников.
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями организовано по двум направлениям:
Первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Педагогом посещаются семьи воспитанников, организуются индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу, организует через родительские собрания, выпуск информационных стендов, памяток, папок-передвижек, оформление фотовыставки, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование.
Второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства. С этой целью проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение.
Наряду с традиционными формами организации работы с родителями используем:
1 Совместные мероприятия, направленные на развитие творческой активности детей : конкурсы знатоков искусства, недели творчества, участие в совместных конкурсах среди воспитанников ДОУ.
2 Коллективно-творческие мероприятия: совместные выставки детского творчества детей детского сада.
3 Информационно-просветительские мероприятия: проведение родительских собраний с привлечением специалистов учреждений образования; совместное проведение мастер-классов, семинаров для педагогов и родителей, трансляция положительного имиджа ДОУ через средства массовой информации.
4 Активной формой организации социального партнерства является разработка и реализация совместных проектов, акций. Были реализованы такие проекты как: «»У меня живет цветок», «Кукла Маша, кукла Даша»; проведены совместные акции «Просто так», «Неделя добра».
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности. Показатели уровня творческих способностей у детей возросли на несколько порядков. По мнению воспитателей и родителей, дети стали проявлять творческие способности гораздо чаще, и не только в изобразительной, но и в других видах деятельности. Данные творческие проявления наблюдаются у детей как в специально организованной деятельности, так и в самостоятельной.
Наши воспитанники являются активными участниками и победителями конкурсов детского творчества:
международные - в номинации «Областью своей горды» за книгу «Легенда о городе Кировска»; участие в проекте «Покажи детям мир».
зональные «»Сказание о родном крае», «Новогодняя игрушка», «Варежка Деда мороза», «Счастливая страна детства», «Первые шаги» (праздник танца, «Моя первая игрушка»,
В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; создана благоприятная эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества.
Хочу закончить свое выступление словами Л. С. Выготского: «В каждодневно окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».