Нина Федулова
Консультация для воспитателей «Развивающая педагогика оздоровления в дошкольной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая педагогика оздоровления в дошкольном
образовательном учреждении.
В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации педагогического процесса, особое значение придается охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности ребенка. Это связано с угрожающим снижением уровня здоровья детей и подростков и крайне неудовлетворительной разработанностью системы его формирования, укрепления и сохранения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развивающая педагогика оздоровления в дошкольной организации“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. У дошкольника высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды. Состояние здоровья дошкольников России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребенок из трех остается здоровым.
Наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов.
1. Интенсификация образовательного процесса.
2. Стрессовая педагогическая тактика.
3. Нерациональная организация учебной деятельности.
4. Несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.
5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья.
6. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
7. Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.
Решение этих задач требует реализации концептуальных идей.
1. Реализация основных положений Декларации прав ребенка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования и воспитания.
2. Включение охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности органов образования, здравоохранения, социальной защиты при их тесном взаимодействии с общественностью и родителями.
В современных условиях лишь 13% молодых семей по своему экономическому, образовательному стажу, подготовке к выполнению родительских обязанностей способны обеспечивать необходимые условия для воспитания здоровых детей. Дошкольные образовательные учреждения помогают нивелировать часть неблагополучных факторов социальных, определяющих развитие и здоровье детей – дошкольников. Чрезвычайно важно внедрять новые образовательно-оздоровительные программы в работу дошкольного звена, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Через организацию целенаправленной оздоровительной работы с дошкольниками появляется возможность воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое называют развивающей педагогикой оздоровления. Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Внедрение развивающей педагогики оздоровления позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Основные черты, характеризующие направление:
-ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход;
-в центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития;
-здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;
-оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;
-применение медицинских и психолого-педагогических методов.
Основанием единого телесного и духовного в жизни ребенка является совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме живого эмоционального контакта.
Педагогу дошкольного учреждения необходимо в работе с детьми руководствоваться принципами оздоровительно-развивающей педагогики.
Принципы оздоровительно-развивающей педагогики.
1. Индивидуально-дифференцированный подход. Положение о необходимости комплексного применения оздоровительных мер с детьми дошкольного возраста общеизвестна. Стремление к комплексному подходу оправдано и понятно, тем более в оздоровительной работе.
2. Развитие творческого воображения – внутреннее условие при построении и проведении оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий, поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.
3. Формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А. В. Запорожец показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. В развивающейся педагогике оздоровления следует придерживаться принципа «осмысления», т. е. вначале необходимо наблюдение за позой различных животных, людей, как «выразительной характеристикой» положения тела в пространстве. Это способствует освоению нужной позы, воспитанию здоровой осанки. Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими «лицами». Упражнения помогут ребенку научить слушать свои органы, любить их, а они помогут ему стать здоровым, ощущать здоровье, не как словесную декларацию, а как изнутри осмысленную жизненную норму.
4. Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.
На нефизических занятиях педагог должен научиться вводить методы творческой оздоровительной работы : включать элементы массажа рук, называя это «лепкой скульптуры». Массаж следует применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, овладению навыками письма и т. д. Уверенность в том, что ребенок сам творит нечто новое, «лепит» свое тело, способствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
5. Формирование у детей способности к содействию и переживанию. Дети могут делать массаж не только себе, но и друг другу. Массаж становится формой невербального общения, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений, следуя принципам при организации развивающей педагогики оздоровления, могут преодолеть противостояние медицинского и педагогического подходов к рассматриваемой проблеме.