Ольга Коновалова
Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности. Продолжение
▼ Скачать + Заказать документы
Художественное рисование.
В своих рисунках дети изображают свои фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, их отношения с собой, с семьёй и окружающим миром. Ребёнок выделяет из действительности только то. Что кажется доступным вниманию.
Прежде всего художественное рисование стимулирует ребёнка к обогащению познаний о мире. В этом смысле сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Использование новых технических методов и приёмов помогает детям увидеть многообразие и красоту окружающего нас мира.
Публикация «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности, Продолжение» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Художественная аппликация.
Название «аппликация» происходит от латинского слова application – прикладывание. Это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на определённом фоне. К таким традиционным для аппликации материалам, как бумага, растения, солома, прибавляется новый: ватные подушечки, диски, шарики, цветные салфетки, синтепон, которые открывают новые возможности для изготовления интересных игрушек, поделок, подарков, картин. Это материал безопасен для детей (разрешён к использованию Минздравом РФ, доступен и не дорог, не требует от ребёнка дополнительных навыков и подготовки к работе (всё оформляется без ножниц и других режущих инструментов). И наконец, он представляет большой выбор цветов и оттенков.
Техника «скульптурной» аппликации основана не только на обрывании, вырезании, но и на скатывании (в шарики, столбики, колечки, приминании, сплющивании, наложении деталей. По своей пластике она похожа на технологию работы с пластилином и глиной: заготовки податливы и легко меняют форму. Этот материал сочетается с любым другим.
Художественное конструирование.
В художественном конструировании дети не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают своё отношение к ним. Используя определённые средства (изобразительные и композиционные) для создания художественного образа.
Специфической, отличительной характеристикой художественного конструирования является то, что включает два компонента: моделирующий (создание схематического, обобщенного образа) и выразительный (преобразование схематического изображения в характерный образ, которые дополняют друг друга: свёртывание одного компонента предполагает развёртывание другого.
Моделирующий компонент обеспечивает основу конструктивной деятельности, но для художественного отражения действительности его недостаточно.
Выразительная сторона конструктивного действия обеспечивает выражение ребёнком своего отношения к действительности через выбор изобразительных средств, т. е. элементов определённого цвета, формы, величины, и композиционного решения. Выбор выразительных средств не предусматривает какого – либо одного варианта, поэтому и отражает художественно – символическую сторону конструктивного действия. Действие «снятия» является необходимым условием проявления индивидуальности. Лишь при наличии данного преобразования конструкция приобретает определённое значение.
К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Возможно художественное конструирование и из деталей конструктора, которые позволяют развивать не только познавательные, но и художественные способности детей.
Выдающийся русский скульптор А. Голубкина писала: «…так как руки, глаза чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может быть индивидуальной, если не вмещать в неё постороннего, обезличивающего. Распознанное воображение отучает от механического копирования. Благодаря ему ребёнок раскрепощается, и появляется в композициях то сокровенное, что является самобытным, личностным в даровании и творчестве художника».
Мы уже говорили, что с помощью взрослого у ребёнка вырабатывается умение создавать новое, изображать разными способами. Создание новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий есть процесс воображения.
Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, О. Н. Дъяченко доказали возможность формирования воображения на ранних стадиях онтогенеза. В трудах этих авторов воображение рассматривается как форма активности, выражающаяся в гибком использовании элементов опыта. А. Энштейн считает, что воображение «важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное – самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике (нетрадиционные графические техники рисования, техники художественной аппликации, художественное конструирование). Для малыша художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер. Способствует созданию адекватного художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов. Дети обогащают свой сенсорный опыт.
Выявление уровня творческой индивидуальности детей идё т по следующим параметрам:
1. Умение принять цель;
2. Умение выбрать материал, организовать рабочее место;
3. Сформированность умений и навыков в художественной деятельности;
4. Творческий характер деятельности;
5. Результативность и самостоятельность в достижении результат;
Низкий уровень: отказ от деятельности, результат не достигнут или он низкого качества, отсутствует самостоятельность.
Средний уровень : самостоятельность, результат высокий, но без элементов новизны, недостаточное умение, замысел реализован частично.
Высокий уровень: самостоятельность, развитые умения, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Результаты диагностики показали. Что качество знаний и умений наших детей стало намного выше, творческая активность возросла.