Лариса Гацко
Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников».
Из опыта работы с детьми подготовительной группы.
Проектная деятельность на современном этапе развития дошкольного образования – одна из приоритетных. Данный вид деятельности направлен на актуальную проблему саморазвития дошкольников. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Публикация «Опыт работы „Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
В своей работе мы давно активно используем проектный метод, но это в основном коллективные проекты. Наблюдая за ребятами в группе, отметили, что некоторые дети проявляют интерес к определённой теме. Так, Дима, увлечен миром динозавров, Кирилла интересуют змеи и насекомые, Вику-лошади. Они приносят в группу игрушки, книги, вокруг их собираются дети. И мы пришли к выводу создания индивидуально-творческих проектов. А чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагогов и детей группы, но их родителей.
Привлечение родителей к организации проектов было обусловлено несколькими причинами:
1. Во-первых, в силу своих возрастных особенностей, дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
2. Во-вторых – объединение детей и родителей особенно важно в ситуации широко распространенного дефицита внутрисемейного общения.
3. В- третьих, привлечение к сотрудничеству, содействию с педагогами ДОУ.
Вопрос об актуальности и организации совместных проектов был поднят на одном из родительских собраний. Родителям было предложено подготовить с детьми индивидуальный проект на свободную тему, что вызвало немалый интерес и столько же вопросов, что такое проект, какую выбрать тему, как его оформить. Некоторые родители отнеслись к этому скептически, проект-лишняя трата времени, его же всегда не хватает, даже на собственных детей. В ходе разъяснений и многочисленных дебатов, всё же необходимость проектной деятельности была доказана. Всё новое воспринимается в штыки до тех пор, пока не появится наглядная польза от него, так как самый успешный проект рождается в союзе с детьми, предложен ими и основан на их интересах, то есть, это жемчужинка в обработке которой родителям нужно проявить творчество и фантазию.
И нужно сказать, что первый опыт в создании совместных проектов превзошел все наши ожидания, так как темы и оформление проектов были весьма неожиданны, индивидуальны и в некоторых случаях даже специфичны. Словом, справились на отлично!
Темы были самые разные:
• «Всё о змеях»;
• «Мир динозавров»;
• «Зачем животным хвосты»;
• «Страна Шотландия»;
• «Растительный мир Норильска»;
• «Планета Марс»;
• «Дельфины»;
• «Морские звёзды» и другие.
Теперь предстояла немаловажная задача заинтересовать проектом своих друзей, т. е. умело его представить в группе.
Дети готовились со всей ответственностью к презентации проекта, проявляя свою индивидуальность в их представлении.
Василиса свой проект «Морские звезды» презентовала используя планшет. Представление информации на экране планшета вызвал у детей особый интерес. Кроме того, Василиса принесла большую настоящую морскую звезду, которую дети могли рассмотреть, потрогать, понюхать. Да и сама Василиса выглядела как морская звездочка, благодаря сшитому мамой костюму для презентации. Дети внимательно смотрели слайды, где родители Василисы в море держат в руках морскую звезду.
Дима – наш будущий палеонтолог, познакомил ребят с миром динозавров. Для своей презентации принес коллекцию динозавров, книги, энциклопедии, и что удивительно, пришел в костюме с изображением динозавра. После выступления предложил поиграть своей коллекцией.
Злата выступала с проектом : «Страна Шотландия». Выбор темы проекта обосновала так : в Шотландии живет на озере Лохнес зверь Несси, который ей очень нравится, и она переживает за него, жив ли он. Злата рисовала Несси, в группе писала ему письма.
Удивил всех Тимофей. Мальчик очень стеснительный, робкий. Но как представил свой проект : «Все о футболе»! Он рассказал детям, из чего были сделаны первые мячи, об известных футболистах и футбольных клубах. При этом не было и следа робости!
Вика – наша юная художница, познакомила детей с миром лошадей. Рассказала о разнообразии пород лошадей. Представила свои рисунки.
Арина презентовала тему: «Зачем животным хвосты?» Подводя итог своего выступления привлекала ребят к ответам на вопросы по теме.
Андрей познакомил детей с дельфинами, особенностями их поведения, места проживания, рассказал, как с родителями посещал дельфинарий.
Проект Кирилла был о разных видах змей, об их строении, жизни в природе, он рассказал, чем питаются змеи, как выводят потомство.
Дарина поделилась своими знаниями о планете Марс.
Полина представила презентацию о растительном мире города Норильска. Некоторое время она жила там с родителями.
Лола познакомила со своим любимым домашним питомцем.
Это надо было видеть, как внимательно дети слушали выступления своих товарищей, рассматривали иллюстрации, задавали вопросы.
Очень радовало нас, когда вечером дети в раздевалке делились впечатлениями с родителями о проектах. Оказалось, волновались не только дети, но и родители.
Подготовка такого проекта требует от ребенка творческого подхода, старания, терпения, а самое главное-желания.
Таким образом, проектная деятельность оказывает большое значение для разностороннего развития ребенка:
Расширяются знания об окружающем мире.
Развиваются познавательные и коммуникативные способности.
Ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
Проектная деятельность позволяет воспитывать активного деятеля, а не исполнителя, позволяет ему успешно адаптироваться к школе.
Кроме того, метод проектов приобщает родителей к активному участию в жизни ДОУ. Это замечательная возможность для родителей показать ребенку свой интерес к его знаниям, приобщиться к миру его увлечений, повысить свой родительский авторитет.
И в будущем планируем использовать метод индивидуальных проектов, которые считаем актуальными и очень эффективными!
Проект – это игра всерьёз!