Тюнтяева Оксана Анатольевна
Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Развивать творческие способности детей можно разными способами, в том числе и средствами изобразительного искусства.
Публикация «Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В сознании людей часто живут стереотипы цветового восприятия. Нередко, поправляя рисунки детей, мы сами внушаем им, что трава должна быть зеленой, небо – голубым, огонь – оранжевым и т. д.
Этот стереотип влияет не только на изображение, но и на восприятие действительности. Важно показать, что при определенных условиях белые облака могут стать серо-голубыми или даже красными, белый снег не только белым или голубым, но и синим, розовым. Необходимо преодолевать стереотипы, учить детей творчески мыслить, видеть в природе оттенки цветов, учиться смешивать краски и передавать многообразие увиденного.
На занятиях по изобразительному творчеству ребенок должен получить знания о теплых и холодных цветах, о том, какие цвета вызывают радость, а какие спокойствие и умиротворение. Использование этих знаний в своем творчестве повышают выразительность детского рисунка, расширяют возможности восприятия самим юным художником различных явлений.
Во время рисования дети творят, фантазируют, развивается воображение.
Что же такое воображение? Как можно влиять на его развитие посредством изобразительного искусства? Какие задания можно предложить детям, которые помогут развить их творческий потенциал?
«Воображение - это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или мысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности»
(«Большая советская энциклопедия»).
Существует несколько приемов творческого воображения.
Первым и самым простым приемом творческого воображения считается агглютинация (от греч. - склеивание).
Таким способом создано много сказочных персонажей, героев мифов, легенд: русалки, кентавры, драконы.
На основе этого приема можно предложить детям много интересных заданий творческого характера. Например, попросить детей придумать какое-то новое несуществующее животное, соединив части разных животных. Сначала его надо придумать, затем нарисовать, а потом поразмышлять, как его назвать. Важно спросить ребенка, почему возникло такое сочетание. Ответ поможет раскрыть личностные особенности ребенка. Мы рисуем не по конкретно заданному образцу, а предлагаем задуматься над заданием, поразмышлять, представить и воплотить его посредством художественного образа. Можно дать ребенку определенное задание, например, создать животное, которое может быть сильным, смелым, добрым, умеющим хорошо бегать, летать или придумать транспортное средство, обладающее различными техническими способностями, способное передвигаться как по земле, так и по воде (амфибия, иначе говоря, выдвигать дополнительные требования к заданию.
Другой творческий прием – аналогия. С визуальными примерами аналогий мы сталкиваемся часто в повседневной жизни. Наблюдая с детьми на прогулке за облаками, мы часто видим какие-то образы, мысленно проводим аналогии, сравнивая их какими-то предметами. Это очень увлекательное и занимательное занятие для детей. Умение рассмотреть в пятнах краски, кляксе, падающей тени что-то знакомое, сказочное, используя ассоциации со сходными реальными формами предметов, является интересной творческой задачей для детей. Углубить умение использования приема аналогии могут различные задания, дидактические игры: «Угадай, на что похоже?», «Предметы и ассоциации» и др.
Можно рассказать детям и о том, что, все создаваемое человеком, памятники архитектуры, церковного зодчества, строения, изобретения, имеют в основе своего замысла элементы конструкций, существующих в природе. Например, если рассмотреть шишку хвойного дерева, то можно найти аналогию с памятниками архитектуры. Для этого можно предоставить детям для просмотра репродукции произведений архитектуры (Покровский собор в Москве). Создание фантастических проектов зданий с использованием фрагментов природы – интересная творческая задача для детей. Их можно воплощать благодаря не только изобразительному творчеству, но и занимаясь ручным трудом (поделки из бросового материала, конструированием.
Преувеличение (преуменьшение) – один из приемов творческого воображения. Этот прием может быть наглядно продемонстрирован детям на примерах карикатур. Подмечая особенные характерные черты персонажа при прочтении интересного рассказа или сказки, можно предложить детям нарисовать этого героя, преувеличивая или преуменьшая ту или иную черту.
Акцентирование – умение увидеть и выделить главное, но без преувеличения или преуменьшения. Задания: нарисовать героя любимой сказки, подчеркнув главные черты характера, которые определяют образ.
Типизация – очень сложный прием, но один из главных в художественном творчестве. Важным компонентом этого приема является способность к сопереживанию (эмпатия). Работа в этом направлении очень сложна, так как в силу возрастных особенностей эта способность не раскрыта в полной мере, но ее можно развивать.
Для развития творческих способностей должны быть созданы определенные условия. Одно из основных условий для проявления творческих способностей детей – организация интересной содержательной жизни ребенка: наблюдения за явлениями в природе, беседы о красоте, эстетике, бережное отношение к процессу и результатам детского творчества, разнообразие творческих заданий.
Не каждый из детей станет художником, но процесс рисования всегда доставит удовольствие, радость творчества, возможность видеть прекрасное в обычном, повседневном.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогики. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Каждый ребенок талантлив, важно вовремя разглядеть и помочь раскрыться ребенку, его способностям и дарованиям.
Не так давно в изобразительной практике в работе с детьми стали использовать нетрадиционные методы рисования. Занятия нетрадиционным рисованием способствует развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.
Нетрадиционных техник рисования множество:
• рисование по мокрому;
• монотипия;
• набрызг;
• рисование ватными палочками;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование солью, крупами, песком;
• тампонирование;
• оттиск;
• рисование ладошками;
• рисование пальцами;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• рисование штампом;
• свеча + акварель;
• восковые мелки + акварель;
• расчесывание краски;
• рисование зубной щеткой;
• граттаж черно-белый, цветной;
• рисование нитками и др.
С помощью нетрадиционных техник можно создавать необычайные картины. Например, создать соленую картину, а ладошка может превратиться в птицу или забавное животное, клякса может принять причудливую форму и в ней можно рассмотреть что-то очень знакомое и прекрасное.
Уже с раннего возраста с ребенком раннего возраста можно освоить рисование ладошками, ватными палочками, оттиск листьями. Каждая из техник – это своеобразная игра для ребенка, средство самовыражения.
Рисование мятой бумагой
Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот бумажный комок нанести слой краски. Окрашенной стороной можно наносить отпечатки на рисунок.
Оттиск листьями.
Необходимо нанести краску на сторону листика с прожилками. Окрашенной стороной лист приложить к бумаге и пригладить. Через несколько секунд аккуратно поднять лист.
Отпечатки фруктами или овощами.
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток.
Рисуем ладошками
Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно раскрасить свои ладошки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги.
Рисуем пальчиками
Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.
Рисуем мыльными пузырями
Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки создать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу.
Монотипия
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Кляксография
Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали, например, листики. Вот и получилось дерево.
Граттаж
Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.