Татьяна Румянцева
Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной деятельности и, конечно, в игре. Во второй младшей группе проводились занятия по рисованию, лепке и аппликации. Очень важно было заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик при знакомстве с окружающим миром, с природными явлениями, научить детей видеть яркий, красочный мир и восхищаться им.
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Младшая группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Основная задача – развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью.
Задачи по изодеятельности в программе «Детство» (вторая младшая группа) :
1. Развивать собственный художественный опыт детей (обследование природного и бросового материала, экспериментирование с различными материалами: красками, акварельными мелками и т. п.)
2. Развивать тонкую моторику пальцев рук.
3. Формировать у детей основы культуры в изодеятельности (требование к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правила поведения при выполнении художественной работы, обращения с материалами и орудиями художественного труда).
4. Учить детей наблюдать, замечать выразительность и сенсорные признаки предметов, живых объектов и явлений, узнавать их изображение в художественных картинах, иллюстрациях, скульптуре.
5. Учить детей выражать интерес к проявлению прекрасного в окружающем, осваивать представления о декоративно-прикладном искусстве.
6. Учить детей эмоционально отзываться на некоторые свойства выразительности: ритм цветовых пятен и линий, предметность, яркость и нарядность цвета, холодные и теплые цвета, оттенки.
7. В предметном изображении передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, сходство по форме («цыпленок гуляет», «цыпленок клюет», цвету, размеру, фактуре поверхности.
8. В сюжетном изображении – располагать рисунок на всем листе бумаги или полосе, изображающей землю, изображать обобщенный образ предметов ( дерево: ствол, ветви, листья и т. д., живые объекты, игрушки, передавать пропорции отдельных деталей.
9. В декоративном изображении – осваивать умение видеть предметную или геометрическую форму как основу и строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветовых пятен на плоскости (прямые пересекающиеся линии, точки, круги, мазки).
10. Учить детей правильно держать инструменты, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций.
11. В аппликации - создавать образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы, осваивать последовательность работы.
12. В лепке - закреплять знакомые способы и осваивать новые, включающие работу пальцев: раскатывать глину под углом ладонями рук (морковка, ракета, раскатывать и соединять различные формы (бублик, пирамидка, лесенка, скатывать и вдавливать пальцем глину (чашка, бокал, соединять нескольких частей в один образ (снеговик).
В начале учебного года я провела диагностику, с целью выявить знания и умения детей по следующим направлениям:
1. Знает виды искусства и их назначение
2. Употребляет названия материалов, инструментов, название профессии «художник»
3. Передает в рисунке общие признаки и некоторые характерные детали образа
4. Располагает рисунок на всем листе бумаги
5. Передает элементы декоративного узора, чередование элементов, ритм
6. Регулирует силу нажима инструментом
7. В аппликации создает образы, используя готовые формы, соблюдает последовательность действий
8. В лепке освоены новые способы : раскатывание под углом, раскатывание и соединение и др.
Выяснилось, что из 25 детей группы – 12 детей имеют низкий уровень освоения программы, 13 детей – средний уровень, детей с высоким уровнем освоения программы – нет.
Появилась необходимость разработать план по развитию творческих способностей детей в изодеятельности.
Планирование включало в себя:
1. Дидактические игры по формированию пространственных представлений, развитию памяти, воображения, мелкой моторики рук, навыков различения формы и цвета:
•пальчиковые игры;
•показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
• упражнения для формирования правильного захвата орудия письма: «Посолим суп»
Дети складывают пальцы в щепоть и имитируют движение («посолим», которое сопровождается словами:
«Мы солили суп, суп
Из перловых круп, круп…»;
«Катаем шарик»
Упражнение проводится с использованием шарика, диаметр которого
15 мм (в течение 30 сек.);
«Урожай» (упражнение для большого и указательного пальцев).
Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.
С помощью ненапряженных больших и указательных пальцев дети изображают репку (образуют контур подземной части овоща). Затем, напрягая пальцы, изображают свеклу. При максимальном напряжении пальцев – морковь. Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением.
«Вырастала репка
Желтая и крепкая.
И свеколка удалась,
Поедим ее мы всласть.
И морковки урожай,
Сладкой, сочной, собирай»
•Работа со штампами.
При выполнении такой работы происходит быстрая неоднократная смена тонуса мускулатуры руки: напряжение, расслабление, силовое напряжение, расслабление. Кроме того, у ребенка развивается умение удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжает формироваться щепоть. Можно изготовить штамп самостоятельно: взять карандаш с твердым ластиком на конце и срезать острым лезвием конец ластика под углом в 45 градусов.
Необходимо показать ребенку, как правильно держать карандаш-штамп, поинтересоваться, какой по форме след останется от него на бумаге.
Сначала ребенку предлагаются картинки- заготовки, предоставляющие широкое поле его деятельности.
«Звезды»
«Наступила ночь. Вышел на небо месяц. Осмотрелся, огляделся – нет его подружек, желтых звездочек, опечалился месяц, заскучал. Развесели его, сделай так, чтобы на небе зажглось как можно больше ярких звезд».
Затем поле деятельности ребенка ограничивается определенными рамками. Он может действовать свободно, но не заходить за пределы контура.
•конструирование из счетных палочек;
•лепка из соленого теста или теплого воска;
•обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.). Восторг у детей вызывает создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации «Радуга»;
•сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации;
•выполнение аппликаций из природного материала (семян, яичной скорлупы и т. д.)
•выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге или индивидуальных фланелеграфах различных изображений (декоративных узоров, геометрических фигур и др.);
•набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов используются цветные пластиковые емкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1*1 см;
•нанизывание бус, пуговиц, колпачков от фломастеров с отрезанным верхом на проволоку, тесьму или леску;
•создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей;
•сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;
•завязывание бантов и узлов различной конфигурации;
•перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, фасоль, бобы и т. д.);
•Игры с песком
2. В группе работал кружок «Волшебные пальчики» - 1 раз в неделю проводились занятия кружка. На занятиях дети:
•рисовали ладонями и пальцами («Ягодки», «Солнышко»);
•экспериментировали с красками;
•рисовали печаткой и поролоном;
•рисовали ватными палочками, штампами («Солнышко, раскидай колечки», «Светлячок», «Ягоды рябинки на моей картинке»);
•рисовали пластилином – пластилинография («Воздушные шары», «Яблочки», «Звездное небо»);
•наблюдали явления в природе и создавали выразительные образы («Вьюга-завируха» - рисование в технике «по-мокрому», «Горы и море» (по картине) – аппликация из мятой газеты, ваты, бумаги, салфеток);
•клеили из фантиков и салфеток «Ковер», «Вазу для цветов» в подарок маме.
В конце учебного года для родителей было показано открытое занятие по пластилинографии с элементами музыкальной гимнастики «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки», на котором дети показали свои знания и умения, полученные за год, прекрасно справились с приемами лепки, свободно общались с педагогом, читали стихи и потешки.
И, как итог, - выставка детских работ кружка «Волшебные пальчики» за год, вставленных в оригинальные рамки, изготовленные родителями.
3. В группе был создан уголок изодеятельности для самостоятельного экспериментирования детей с разнообразными материалами (карандаши, краски, восковые мелки, шаблоны, штампы, крупа, семена, и т. д.)
4. На занятиях ставились игровые задачи: «Помоги белочке заготовить грибы на зиму», «Курочка плачет, потеряла цыпляток! Мы поможем курочке найти малышей? Давайте, слепим цыплят!», которые помогали заинтересовать детей.
5. Устраивались выставки детских работ с рекомендациями для родителей для закрепления технических приемов в рисовании, лепки, аппликации.
6. В группе начал работать родительский клуб «Радуга». Родители участвовали в выставке «Художница-осень», помогали эстетично оформить группу, собирали природный и бросовый материалы, помогали в изготовлении раздаточного материала, оформляли фойе красочными открытками к праздникам, фотовыставками, участвовали в мастер-классе «Мастерская Деда Мороза», конкурсе «Оригинальные рамки для детских рисунков». Рамки, выполненные руками родителей, отличались эксклюзивностью, неповторимостью, творческой идеей. Родители использовали различные материалы для оформления рамок (пуговицы, фасоль, рис, ракушки, морские звезды, гипс, камни, цветы из ткани, пробки, яичную скорлупу, бисер, бусины, тесьму, пластик, масляную краску) и привлекали к изготовлению рамок своих малышей.
7. В перспективе, на следующий год, будут запланированы занятия, на которых дети будут учиться «шить шнурками», рисовать бросовым материалом (карандашной стружкой, ёлочными иголками, салфетками, конфетти, макаронами) для развития творческих способностей, фантазии, воображения.
Планирование систематических занятий и совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями дало хорошие результаты знаний и умений детей в изодеятельности в конце учебного года.
Повторная диагностика по тем же направлениям показала, что детей с высоким уровнем освоения программы стало восемь. Детей со среднем уровнем – 12, детей с низким уровнем освоения программы стало – 5, на 7 меньше, чем в начале учебного года.
Работу по развитию творческих способностей детей в изодеятельности во второй младшей группе можно считать успешной.