Акматова Айнура Асанкуловна
Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
К. Д. Ушинский
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Мой практический опыт, опыт педагога, в том числе наблюдения, мониторинги, исследования и их результаты, а также коррекционные развивающие мероприятия, проводимые со своими воспитанниками, показал, что некоторые дети испытывают определенные трудности в развитии и формировании норм поведения, выработки компетентности общения, а мне в свою очередь все время приходится находится в поиске оптимальных, развивающих средств организации как образовательной, так и непосредственно образовательной деятельности. Постоянно возбужденные, не очень внимательные дети требуют к себе особого внимания. В таких случаях в работе с детьми использую достаточно интересный метод - терапия песком, иначе игры с песком. Но игры с песком - это не совсем простое времяпрепровождение. Прежде всего, это много новых эмоций и развивающих игр. Любой ребенок не зависимо от физического состояния сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Песочная терапия для моих воспитанников – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Некоторым детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение. Игры с песком использую, как индивидуальную работу, так и подгрупповую иногда и на фронтальных занятиях.
Публикация «Песочная терапия „Живой песок“ для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Наверное, повезло тем детям, где круглый год тепло и проводить время в песочнице, создавая из песка замки, города и автострады, лепить пирожки и кулебяки. Но такое развлечение нашим воспитанникам проживающих в Сибири, доступно только в теплое время года, в ясные дни. Но мы не унываем и используем взамен обычного песка, так называемый «живой песок», который позволяет продолжить развивающие игры с песком в дождливые или холодные дни, так как играть с ним можно в группе. Этот материал приятен на ощупь, он достаточно сыпучий, мягкий и «струящийся», как обычный влажный песок. С другой стороны, живой песок достаточно пластичен, и из него можно лепить разнообразные фигурки, почти как из пластилина. Хранится в открытой емкости, во время игры его можно высыпать в тазик, глубокий поднос или специальный контейнер. Его не нужно увлажнять, чтобы он сохранял вязкую структуру, то есть, грязи в помещении не будет. Вместе с тем, консистенция песка позволяет работать с ним в пределах игровой зоны – он не будет рассыпаться по всей групповой комнате. Песочные игры универсальны. Вот такие игры и упражнения с песком, я использую в работе с детьми: «Учимся считать», «Карта сокровищ», «Отгадай загадку», «Веселая ферма», «Необыкновенные следы», «Найди отличие», "Волшебные превращения", "Цветные острова" (подгрупповая).
Упражнения: "Песочный дождик", "Необыкновенные следы», "Змейки"
“Разговор с руками”
Основные цели и задачи:
Цели: формирование творческого потенциала, способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать; развитие творческого мышления, исследовательского интереса, познавательной активности.
Задачи
1. релаксация, снятие мышечной напряжённости;
2. развитие зрительно-пространственной ориентировки;
3. концентрация внимания, памяти;
4. развитие логики и речи;
5. стабилизация эмоционального состояния;
6. развитие творческих (креативных) способностей;
7. формирование позитивной коммуникации.
Опыт работы в данном направлении показывает, что использование игр с песком дает положительные результаты:у воспитанников значительно возрос интерес к познавательным занятиям, чувствуют себя более успешными, на играх-занятиях нет места монотонности и скуке. Ведь каждый из нас знает, как труден процесс обучения и воспитания, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дошкольник учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает опыт рефлексии. Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.