Виктория Кондратенко
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «От буквы к слову, от слова к предложению»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи в подготовительной группе «От буквы к слову, от слова к предложению».
Задачи образовательные:
- закрепить знания о гласных и согласных звуках;
- учить составлять различные слова из определенного набора букв;
- продолжить изучение слогов;
- совершенствовать умение составлять предложение из набора слов;
- упражнять детей в произношении слов, меняя силу голоса;
- развивать логическое мышление;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „От буквы к слову, от слова к предложению“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- пополнять словарный запас.
Задачи воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность;
Демонстрационный материал: Бандероль, письмо от принца, карточки с буквами и словами, картинки – подсказки для составления слов.
Ход занятия:
Дети усаживаются на свои места.
1. Упражнение «произнеси слово».
Шёпотом, умеренно и громко дели произносят «Доброе утро» гостям.
Дети справляются с заданием.
Воспитатель: -я сегодня утром обнаружила очень интересную вещь! (Бандероль с письмом). Как вы думаете, что это?
Дети: предлагают разные варианты.
Воспитатель объясняет, что это бандероль – небольшое почтовое отправление.
Воспитатель: - давайте же откроем и посмотрим, что в ней. Здесь есть письмо! Давайте его прочитаем!
«Здравствуйте, ребята! Я принц из страны Букволандии. Кто-то похитил мою принцессу! И чтобы узнать где она, мне надо выполнить их задания. Помогите мне, пожалуйста, узнать, где она спрятана».
Воспитатель: -О чем просит нас принц?
Дети: -о помощи!
Воспитатель: поможем ему?
Воспитатель: -Тогда приступим! Здесь есть загадки, давайте отгадаем их.
На листке с письмом, также присутствуют загадки, чтобы настроить детей на правильный ход мыслей.
Загадки:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
А называется строй …
(Алфавит)
Звуки тянутся, поют, Без преград они живут.
Цветом они красные, Это звуки… (гласные)
Чёрные,
Кривые,
От рождения все немые,
Но как только встанут в ряд, то с тобой заговорят.
(Буквы)
Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот и первое задание!
Все для заданий находится в посылке.
2. Задание «Найди лишнее».
На столе у каждого ребенка карточки с буквами. Часть карточек с согласными, в которых лишняя гласная. Другая часть с гласными, в которых лишняя согласная. Раздать девочкам одни карточки, мальчикам другие.
Воспитатель рассказывает о гласных и согласных звуках. Гласные поются, согласные встречают препятствие при произношении.
Спрашиваем мальчиков: Какая буква лишняя? Ответ «Ю».
Спрашиваем девочек: Какая лишняя? Ответ «М».
Воспитатель: -какие вы молодцы! Теперь приступим ко второму заданию. Нам надо составить две команды.
Дети разделяются на две команды. Столы заранее подготовлены.
3. Задание «Составь слово».
Воспитатель объясняет, что из букв мы можем составить слова, а при помощи звуков их произносим.
Легкий вариант:
С, О, Л, Н - Сон, Слон, Он, Но, Нос.
Р, О, А, С - Роса, Оса
Сложный вариант:
У, К, К, А, Л - Кукла, кулак.
Дети садятся на свои места.
Доп. Задание от воспитателя
4. Упражнение «Измерим слово»
Воспитатель: -Вы обратили внимание, что какие-то слова составить просто? А какие-то нет?
Дети: предлагают разные варианты ответов.
Воспитатель объясняет, что слова, в которых одна гласная, имеют один слог, значит слова короткие. В которых две и более гласных, имеют соответствующее количество слогов, значит слова длинные.
На доске несколько картинок с длинными и короткими словами.
Разбираем слова на картинках.
Далее дети для примера приводят свои варианты.
Переход к следующему заданию.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, что при помощи букв и звуков можно составить слова и произнести их. А что можно составить из слов?
5. Упражнение – игра «составь предложение»
Четверо желающих вызываются к доске. Они держат на уровне груди слова, дети из зала должны помочь им встать в правильном порядке, чтобы получилось предложение.
Воспитатель объясняет, что каждое предложение начинается с заглавной буквы.
1. Маша ест кашу.
2. Мама любит читать книгу.
3. Машина едет по дороге.
4. Ежик сидит под елкой.
Количество предложений будет дано в зависимости от времени.
Воспитатель: Вы молодцы! Но я ничего не пойму? Все задания выполнили, а где же подсказка?
Дети: предлагают варианты.
Воспитатель еще раз внимательно смотрит в бандероли и достает пазл. Все дети складывают пазл и получается предложение (Принцесса в замке троллей).
Воспитатель: давайте запишем ответ и отправим принцу ответным письмом.
Рефлексия:
Воспитатель: что мы узнали о звуках? Бывают гласные и согласные. Что можно составить из букв и звуков? Слова. Какие они могут быть? Длинные и короткие. Благодаря словам, что у нас получается? Предложения.