Алена Парфенова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В мире насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «В мире насекомых»
Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых, продолжать упражнять в составлении описательного рассказа с использованием опорной схемы.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять умения употреблять существительные с увеличительным суффиксом,
• согласовывать существительные с числительными, употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
• упражнять в образовании сложных слов, учить отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „В мире насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы.
• развивать общую моторику, координацию.
• развитие мелкую моторику.
Воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать по согласованию.
• воспитывать эмпатию, способность сопереживать, вызывать желание помочь попавшим в беду друзьям.
• воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Оборудование: маленькая кукла, цветок в горшке, зеленая скатерть, игрушка паук, маленькие насекомые (муляжи, картинки с насекомыми, мяч, тоннель, схема для составления описательного рассказа, моталочки «гусеница», 2 одинаковых мешочка, сухой бассейн с фасолью, карточки с графомоторными упражнениями.
Организационный момент:
Ребята, сегодня я обнаружила, что в нашем горшочке с землей вырос чудо-цветок. Листья этого цветка крепко сомкнуты, но я думаю, теплом наших рук мы сумеем сделать так, чтобы он распустился.
Дети окружают цветок руками, и он «раскрывается». В нем сидит сказочная девочка Дюймовочка.
Основная часть
Дюймовочка: здравствуйте ребята, я не просто здесь появилась. Я прилетела пригласить вас в увлекательное путешествие - в чудесный мир. А куда именно, вы узнаете, отгадав мои загадки.
Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок -
Дом уютный для семьи
Дружно строят ….(Муравьи)
Ее кокон, как яичко,
И летает, хоть не птичка,
Пьет нектар она с цветка,
Опасается сачка. (Бабочка)
Мастерица золотая
С песней по садам летает.
На подсолнухе звенит,
В домике пыльцу хранит (Пчела).
Дюймовочка: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. А как назвать их всех одним словом? (Насекомые). Вы догадались, к кому в гости я хочу вас пригласить? Правильно, к маленьким жителям нашего мира - насекомым. Пойдемте со мной к волшебному тоннелю.
Пройдя этот волшебный тоннель, вы попадете в наш маленький мир.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук поймал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, пишет бабочка. Злой паук поймал в паутину всех насекомых, помогите, нам, пожалуйста!»
- Дети, можно обижать насекомых? Почему?
- Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут? (ответы детей)
- Поможем насекомым выбраться из паутины злого паука и вернуться на зеленую поляну? Спасти насекомых сможем, если выполним все задания паука.
Задание 1 (игра «Сосчитай-ка»)
Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже.
Например:
Один маленький комар, два маленьких комара, три маленьких комар. пять маленьких комаров.
Слова: надоедливая муха, трудолюбивая пчела, разноцветная бабочка и т. п.
Задание 2 (игра «Назови ласково»)
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель называет насекомое и бросает мяч ребёнку. Задача ребёнка назвать насекомое «ласково».
Например:
муравей - муравьишка
комар - комарик
гусеница - гусеничка
пчела - пчёлка
жук - жучок
стрекоза - стрекозка
улитка - улиточка
Задание 3 «4 лишний».
Цель: составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель: внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Задание 4 физкультминутка «Гусеница»
Цель: координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, - Сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнцем (рисуют руками солнце)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Задание 5 (составление описательного рассказа «Превращение гусеницы в бабочку» (с опорой на схему)
Гусеница не может нам рассказать, как она превращается в бабочку, поэтому я предлагаю вам самим рассказать. А помогать нам будет схема (карточка – помощница, на которой значками обозначено, о чем нужно рассказывать.
1. Что сначала откладывает бабочка
2. Кто появляется из яйца
3. Что делает гусеница
4. В кого она превращается
5. Кто выходит из куколки
Задание 6 «моталочка «кокон гусеницы»)
Цели: учить детей ориентироваться по сигналу, развивать мелкую моторику, координацию движения, ловкость, воспитывать умение играть в парах.
После выполнения упражнения дети складывают гусениц в «волшебный мешочек». Во время выполнения следующего задания воспитатель незаметно меняет мешок. Во втором мешочке красивые бабочки.
Задание 7 графомоторное упражнение (обведи по точкам) «бабочка»
Цель: формирование графомоторных навыков и развитие мелкой моторики.
После выполнения каждого задания ребенок ищет в сухом бассейне насекомое (игрушку, которое снимаем с паутины. Затем ребенок снимает соответствующую картинку с паутины паука и относит насекомое на зеленый лужок.
Итог занятия :
Ребята, посмотрите какая красивая полянка у нас получилась, теперь насекомые могут свободно гулять на полянке и приносить пользу природе.
Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Прощаемся с Дюймовочкой и через тоннель возвращаемся в детский сад.
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось наше занятие?
Где мы сегодня с вами были?
Что мы делали на занятии?
Какое задание вам понравилось больше всего?
За ваши старания Дюймовочка передала вам волшебный мешочек. Посмотрим, что там? (в мешочке бумажные бабочки для самостоятельных игр детей).