Анна Толмачва
Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи.
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна.
Публикация «Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Литературные произведения вызывают интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Художественные произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка.
В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста я использую рассказы, сказки, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки. Знакомлю воспитанников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решаю целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного эстетического воспитания. Детская литература расширяет знания ребенка об окружающем мире, воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Сам процесс усвоения, восприятие художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.
Мне бы хотелось сделать акцент в своем выступлении на литературный пересказ. Для этого я выделила требования к организации непосредственно образовательной деятельности по пересказу:
1. Необходимы четкая организация НОД и внимание педагога к каждому ребенку.
2. Произведения, необходимо читать всей группе, беседу проводить тоже со всей группой. Если текст оказался для детей сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем воспитатель повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо прочитать еще раз.
3. Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказа (примерно 5-7 детей).
Правильно организованный литературный пересказ оказывает неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников. А пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности в НОД по социально-коммуникативному развитию. Между тем практика показывает, что даже опытные воспитатели нередко испытывают затруднения в организации данного вида деятельности. Обучение пересказу нелегкая задача.
Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:
-полноценное и доступное содержание;
-разнообразие жанров
-четкая композиция
-простой, но богатый язык
-небольшой размер.
Кроме того, каждое произведение учит полезному, развивает в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность.)
Для пересказа я использую несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие («Лиса и кувшин») и длинные («Гуси лебеди»)- у каждого свои особенности. Опыт работы показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть. Анализ пересказа разнообразных прозаических текстов, длинных и коротких, сложных и простых, демонстрирует, что дети по-разному передают их содержание.
Дошкольники хорошо пересказывают литературные произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа стараюсь подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства.
Пересказ повышает внимание детей к языку. Сначала они не следят за тем, как они говорят, но позднее их интерес к своему языку и речи сверстников начинает расти. Поэтому я обращаю внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. В процессе наблюдений хочется отметить, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание.
Более глубокому осмыслению текста способствует беседа после чтения рассказа, его иллюстрирование перед пересказом, игра-драматизация, дидактические игры. Например, игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить литературное произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше его воспроизводить.
Наблюдение и практические занятия с детьми показали, что беседа облегчает осмысление литературного произведения. Без нее некоторые дети не понимают основной идеи текста. Беседа учит думать, воспитывать стремление общими усилиями разобраться в трудных местах. Важно, чтобы дошкольники не только осмыслили содержание произведения, сумели хорошо его воспроизвести, но и поняли его идею, основные этапы развития действия. Поэтому я объясняю детям некоторые незнакомые слова, имеющие значения для понимания текста, либо перед чтением, либо после первого прочтения.
В своей работе, я использую подсказки. Так как дети забывают какие-то выражения, которые им хочется передать без изменения, или же не находят нужного слова. В таких случаях важна своевременная подсказка ребенку слово, даже если он ни о чем не спрашивает. И тут большое значение имеет внимание нас как педагогов, интерес детей к тому, что и как пересказывают дети. Это, во-первых, вызывает у ребенка желание рассказать как можно лучше, и во- вторых, помогает выяснить, нуждается ли, он в помощи, какая нужна помощь, как руководить ими в процессе пересказа. Детей обязательно надо поощрять: улыбкой, кивком головы, одобрительным словом. После каждого рассказа рекомендую устраивать совместное обсуждение.
В результате работы по обучению детей пересказу у детей развивается пытливость, самостоятельность мысли, умение анализировать, делать выводы. Дети упражняются слушать и анализировать рассказы своих сверстников, хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок, они начинают глубоко переживать произведение. Благодаря развитию логической памяти формируется и последовательность мышления. И если эта работа ведется систематически, то к концу учебного года дети становятся очень чуткими к нарушению точности воспроизведения, а также к пропускам существенного.
В тесной связи с мышлением развивается речь детей, словарный запас становится богаче, реже встречаются грамматические ошибки. Если дети и допускают неточности, то лишь в словах, которые они редко употребляют, в повседневной жизни. В речи детей становится больше прилагательных, уменьшается количество ошибок в ударении. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Начинают внимательно слушать своих сверстников, при обсуждении делают замечания.
В процессе работы я отмечаю, что у детей критическое отношение к недостаткам своей речи и речи сверстников. У них формируются элементы творческого воображения. Необходимо добиваться, чтобы успехи в развитии речи делал каждый ребенок.