МААМ-картинки

Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу

Анна Толмачва
Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна.

Публикация «Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу» размещена в разделах

Литературные произведения вызывают интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Художественные произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка.

В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста я использую рассказы, сказки, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки. Знакомлю воспитанников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решаю целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного эстетического воспитания. Детская литература расширяет знания ребенка об окружающем мире, воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Сам процесс усвоения, восприятие художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.

Мне бы хотелось сделать акцент в своем выступлении на литературный пересказ. Для этого я выделила требования к организации непосредственно образовательной деятельности по пересказу:

1. Необходимы четкая организация НОД и внимание педагога к каждому ребенку.

2. Произведения, необходимо читать всей группе, беседу проводить тоже со всей группой. Если текст оказался для детей сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем воспитатель повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо прочитать еще раз.

3. Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказа (примерно 5-7 детей).

Правильно организованный литературный пересказ оказывает неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников. А пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности в НОД по социально-коммуникативному развитию. Между тем практика показывает, что даже опытные воспитатели нередко испытывают затруднения в организации данного вида деятельности. Обучение пересказу нелегкая задача.

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

-полноценное и доступное содержание;

-разнообразие жанров

-четкая композиция

-простой, но богатый язык

-небольшой размер.

Кроме того, каждое произведение учит полезному, развивает в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность.)

Для пересказа я использую несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие («Лиса и кувшин») и длинные («Гуси лебеди»)- у каждого свои особенности. Опыт работы показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть. Анализ пересказа разнообразных прозаических текстов, длинных и коротких, сложных и простых, демонстрирует, что дети по-разному передают их содержание.

Дошкольники хорошо пересказывают литературные произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа стараюсь подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства.

Пересказ повышает внимание детей к языку. Сначала они не следят за тем, как они говорят, но позднее их интерес к своему языку и речи сверстников начинает расти. Поэтому я обращаю внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. В процессе наблюдений хочется отметить, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание.

Более глубокому осмыслению текста способствует беседа после чтения рассказа, его иллюстрирование перед пересказом, игра-драматизация, дидактические игры. Например, игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить литературное произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше его воспроизводить.

Наблюдение и практические занятия с детьми показали, что беседа облегчает осмысление литературного произведения. Без нее некоторые дети не понимают основной идеи текста. Беседа учит думать, воспитывать стремление общими усилиями разобраться в трудных местах. Важно, чтобы дошкольники не только осмыслили содержание произведения, сумели хорошо его воспроизвести, но и поняли его идею, основные этапы развития действия. Поэтому я объясняю детям некоторые незнакомые слова, имеющие значения для понимания текста, либо перед чтением, либо после первого прочтения.

В своей работе, я использую подсказки. Так как дети забывают какие-то выражения, которые им хочется передать без изменения, или же не находят нужного слова. В таких случаях важна своевременная подсказка ребенку слово, даже если он ни о чем не спрашивает. И тут большое значение имеет внимание нас как педагогов, интерес детей к тому, что и как пересказывают дети. Это, во-первых, вызывает у ребенка желание рассказать как можно лучше, и во- вторых, помогает выяснить, нуждается ли, он в помощи, какая нужна помощь, как руководить ими в процессе пересказа. Детей обязательно надо поощрять: улыбкой, кивком головы, одобрительным словом. После каждого рассказа рекомендую устраивать совместное обсуждение.

В результате работы по обучению детей пересказу у детей развивается пытливость, самостоятельность мысли, умение анализировать, делать выводы. Дети упражняются слушать и анализировать рассказы своих сверстников, хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок, они начинают глубоко переживать произведение. Благодаря развитию логической памяти формируется и последовательность мышления. И если эта работа ведется систематически, то к концу учебного года дети становятся очень чуткими к нарушению точности воспроизведения, а также к пропускам существенного.

В тесной связи с мышлением развивается речь детей, словарный запас становится богаче, реже встречаются грамматические ошибки. Если дети и допускают неточности, то лишь в словах, которые они редко употребляют, в повседневной жизни. В речи детей становится больше прилагательных, уменьшается количество ошибок в ударении. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Начинают внимательно слушать своих сверстников, при обсуждении делают замечания.

В процессе работы я отмечаю, что у детей критическое отношение к недостаткам своей речи и речи сверстников. У них формируются элементы творческого воображения. Необходимо добиваться, чтобы успехи в развитии речи делал каждый ребенок.

Публикации по теме:

Расширение нравственного кругозора детей через художественную литературу (из опыта работы) Районное методическое объединение ДОКЛАД на тему:«Расширение нравственного кругозора детей через художественную литературу» (из личного.

Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она.

Консультация для воспитателей «Развитие речи и творчества детей младшего дошкольного возраста» Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, которая необходимая каждому человеку. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна.

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова Здравствуйте уважаемые участники.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук» Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Педагогический совет. Самореализация и развитие речи детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Аналитические отчеты педагогов по работе.

Педсовет «Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста» Тема: Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно-дидактических игр. Познание ребенком.

Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Образовательный проект «Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование» Пояснительная.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через знакомство со сказкой с использованием метода моделирования Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Актуальность выбранной темы Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу
Опубликовано: 19 марта 2016 в 14:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу» (включая файлы) размещена пользователем Анна Толмачва (УИ 401716) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД