Милана Монгуш
Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Публикация «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников :
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
Работа с дошкольниками по теории решения изобретательских задач интересная и многоплановая. Умелое использование приемов и методов теории решения изобретательских задач успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
В настоящее время воспитательный и образовательный процесс невозможно представить без использования современных технологий, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу.
При этом:
• педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности;
• ребенок является полноценным субъектом деятельности;
• личность развивается в целостной совокупности всех своих качеств;
• обучение и воспитание ребенка происходит в зоне ближайшего развития.
Основной задачей использования ТРИЗ-технологий нанепосроедственно- образовательных деятельностях в детском саду является привитие ребенку радости творческих открытий. Для решения этой задачи мы стараемся:
• организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично
вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
• использовать специальную Игрушку - героя занятия, которая «помогает» воспитателю.
Я использую на занятиях развитие речи от лица игрушки задаю детям проблемные вопросы, с ней провожу обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие - выбираем игрушку необычную и оригинальную. В конце занятий подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа
• Чем занимались?
• Что узнали нового?
• Что было самым интересным?
• Что осталось непонятным? и др.).
Еще в итоги НОД подвожу в самых разнообразных формах
• игры «Интервью»,
• «Копилка новостей»,
• «Доскажи предложение» и др.,
• планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о., а в следующий раз узнаем еще и о.»,
• продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ
• Выставки-акции.
При этом стараюсь обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами.
Заинтересовавшись проблемой использования системы ТРИЗ на занятиях с дошкольниками, я задумалась, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания. Каждый день работы с детьми - поиск. Стараюсь не раскрывать детям истину, а учить ее находить. Например, ребенок задал вопрос. Сначала спрашиваю, а что он сам об этом думает, приглашаю его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ. Еще один пример, надо дать детям знания о свойствах воды. Начинаем с вопроса «Что было бы, если на земле не было бы воды?» Главное, выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даю, так как это закрепощает. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией. После беседы проводила опыты. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания приобретаются не как догма, а как поиск истины и сути. Каждое занятие с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов:
• Как?
• Откуда?
• Зачем?
• Для чего?
• Чем можно заменить?
• Чем хорош? Чем плох?
• Чем полезен? Чем неудобен?
• Что делать?
• Где можно использовать?
• Как быть, если?
– все это и есть работа с элементами ТРИЗ. На занятиях с детьми постоянно пытаюсь в каждом предмете видеть пользу и вред, хорошее и плохое. От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Как решать противоречия? Для этого есть много приемов, например, «дробление-объединение», разрешение противоречия во времени, пространстве.
Например: дождь. Что хорошее в дожде,а что плохо в дожде?
Там дети сами рассуждают,скажет свои мысли.
После этого можно даже предложить детям составить предложение и фантазировать дадьше свой рассказ. При помощи противоречий у детей развивается речь, звуковая культура речи, грамматический строй предложения. С помощью таких интересных методов ТРИЗа, наши дети тувинской национальности обогащают свой словарный запас.
Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Поэтому совместной деятельности с детьми открыла чудеса прогулок, где использую приемы фантазирования т. е. метод «типовые приёмы фантазирования (ТПФ)» :
• оживление,
• изменение законов природы,
• увеличение,
• уменьшение и т. д.
Например: Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? Применяем также прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого:
• «А что если бы ты превратился в бабочку?
• О чем ты мечтаешь?
• Кого ты боишься?» и т. д.
А еще на прогулках я с детьми придумываю загадки, рисую палочками по земле, снегу? Что получилось? Почему? Часто представляем себя волшебниками и можем увидеть разноцветный дождь или смотрим через разноцветные стеклышки. Мы становимся настоящими исследователями природы, если у нас в руках увеличительные стекла. Это своеобразное общение с природой живой и неживой помогает детям увидеть тайны изменений, превращений. Дети делают самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти открытия раскрепощают детей, позволяют снять боязнь перед новым, неизвестным.
Дальше детям очень нравится метод ТРИЗа, «метод обоснования новых идей» сочинять и фантазировать сказки : Мы придумали и сочиняли несколько сказок.
Например :Дети придумали новую сказку о колобке. Всем известна русская народная сказка «Колобок» с ее печальным концом. По ТРИЗУ считается это жестоко, съесть Колобка, хоть он и был для этого испечен. Ведь он же пел песни, знакомился с животными. Дети придумывают, фантазируют, делают так, чтобы Лиса не съела Колобка.
• делают Колобка не съедобным – присыпают перцем;
• Колобок поет песню наоборот: «Лиса, Лиса, я тебя съем!» (Лиса испугается и убежит) ;
• Колобок превращается в ежика;
• сделать много – много Колобков (всем хватит) ;
• Колобок живет у Лисы 10 лет (играет с лисятами, ходит с ними в лес на прогулку). Станет Лиса, есть такого Колобка? Нет, он стал почти членом семьи.
Таким образом, используя технологии ТРИЗ, дети учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевая застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Именно поэтому мы с детьми применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ - технологии.
Конечно, работа ведется в тесном контакте с родителями. С этой целью проводим:
• индивидуальные консультации;
• открытые занятия;
• дни открытых дверей;
• изготовление пособий;
• творческие домашние задания.
Многие взрослые воспринимают мир только в розовом или только в черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, - сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше.
Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жестоком мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир измениться к лучшему.
Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному. И моя задача - поддержать и обеспечить развитие творческих и речевых способностей дошкольников.
Исходя из этого, я хотела остановиться в словах Георг Вильгельма Фридрих Гегеля «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Поэтому, уважаемые педагоги, я думаю надо развивать речь детей именно в дошкольном возрасте,а технология ТРИЗ, поможет найти путь решения. Предлагаю мастер-класс:«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».
1. Характеристика состава педагогов-участников мастер-класса.
Позвольте познакомить Вас с характеристикой участников мастер-класса. Данный педагогический состав представлен в количестве из разных детских садов города. Все имеют различный опыт работы, разные подходы к воспитанию и развитию детей.
2. Краткий рассказ о предстоящем мероприятии.
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.
Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.
3. Обоснование мастер-класса.
Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогике сотрудничества. Я отношу себя к умеренным инноваторам, который совершенствует свой прежний опыт.
4. Ответы педагога на вопросы.
Уважаемые члены комиссии, прежде чем перейти непосредственно к практической части и пригласить участников, для проведения мастер-класса.
5. Проведение мастер-класса.
Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.
В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.
Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить, таким образом, ее участь и участь ее отца.
Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?
Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.
И вот вам первое задание:
В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класса?».
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на мой вопрос.
Как бы в итог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
Объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика?
Видеть возможности применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.
Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ, созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?
Данную работу я провожу поэтапно:
Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.
На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
На 4 ЭТАПЕ. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации. Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях, которые вы найдете в приготовленных для вас памятках. Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.
1. Игра «Полиномы фантазии»
Загадать любое слово из 3 букв. Д О М
Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)
Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)
Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.
2. Игра «Создание лимерика»
Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)
Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)
Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)
Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)
Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.
В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
И в заключении моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:
– Я съел бы еще этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Я переел…
– Пожалуйста, добавьте…
Кто готов к общению с директором ресторана?
6. Анализ проведенного мероприятия педагогом.
Желаю творческих успехов!