Тюнтяева Оксана Анатольевна
Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».
Автор проекта: воспитатель высшей категории Тюнтяева Оксана Анатольевна.
Тип проекта: коррекционно – развивающий.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – апрель).
Публикация «Паспорт проекта „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Задачи проекта:
- проводить регулярную работу по развитию пальчиковой моторики,
выделяя время в режиме дня, организуя занятия с детьми;
- повышать интерес младших дошкольников к проводимым упражне-
ниям;
- сочетать проводимые упражнения (форма проведения – игра) с
речевой активностью;
- привлекать родителей детей к активному содействию в разнообразии
изготовления дидактических игр для развития мелкой моторики.
Предполагаемый результат: дети научатся выполнять четкие движения пальчиками рук через пальчиковые игры, самомассаж, игры, развивающие мелкую моторику рук; познакомятся с разными техниками аппликации (обрывная аппликация, аппликация с использованием круп и др, улучшится речевой уровень, звукопроизношение, словарный запас детей пополнится новыми словами, что расширит кругозор;
Роль родителей в реализации проекта: повторение с детьми дома упражнений на развитие мелкой моторики;
Продукт проектной деятельности:
- изготовление детьми различных видов аппликации;
- выставка детских работ в творческом уголке группы;
- коллективная работа «Фруктовая фантазия» (обрывная аппликация);
- коллективная работа «Ежик на лужайке» (аппликация выполнена
нетрадиционным методом с использованием овсяных хлопьев и
разноцветных полосок);
- размещение материалов проекта на сайте.
Введение.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движение пальцами. Называется это мелкая моторика. Связь эта была установлена еще во II веке до н. э. В разных странах проводились исследования и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае были очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами.
Актуальность данной темы существует и в наши дни. У некоторых детей наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдение за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. Ведь уровень мелкой моторики ребенка является показателем готовности его к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет хорошо логически мыслить, у него развита память, внимание и связная речь.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на речь ребенка. Если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной группы.
Работа с детьми проходила во второй младшей группе (дети от 3 до 4-х лет).
Детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Изучив задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, были выявлены случаи недостаточного речевого развития у детей. Их можно разделить на группы:
- Дети, которые говорят отдельными словами; часто слова
произносятся не полностью, т. е. это слова-фрагменты (сохранены
только части слова, например: «мако» (молоко) «сина» (машина).
Есть дети, которые употребляют в своей речи слова-звукоподража-
ния, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию:
«би-би» (машина) «мяу» (кошка) «бух» (упал).
Встречаются в детской речи контурные слова – слова, в которых
правильно воспроизводится ударение, количество слогов, например:
«титики» (кирпичики) «папата» (лопата) «патина» (машина).
- Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятна и с граммати-
ческими ошибками.
И лишь небольшое количество детей имеют речь, соответствующую нормам программы воспитания и обучения.
Что же необходимо сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?
В нашей группе проводится регулярная работа по развитию речи с детьми, обновляется предметно-развивающая среда, пополняется объем развивающих, дидактических игр и пособий.
Начинать развивать мелкую моторику пальцев рук следует с самого раннего возраста.
1. Перед занятиями особое внимание уделяется проведению пальчиковых игр. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Простой способ для начального этапа – это вождение указательным пальцем правой руки круговых движений по ладони левой руки, затем поочередное загибание пальцев на руке от мизинца до большого пальца, делать решетку из пальцев. Стихотворных вариантов множество. Например:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
- Необходимо научить ребенка сжимать и разжимать кулаки. Можно использовать следующие стихи:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
- Для тренировки могут быть использованы и упражнения без речевого сопровождения. Например, «человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, «пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
- Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.
- Учить детей поочередно соединять большой и указательный, средний, безымянный, мизинец.
- Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь-кулак-ладонь-ребро (ладони)».
2. Массаж ладоней и пальцев рук.
Массаж пальчиков детки уже могут выполнять самостоятельно – потереть пальчики, сгибать-разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности.
Массаж ладоней мы проводили с помощью массажных мячиков в сочетании со стихами. Перед занятием воспитатель прокатывает по столу мячик и называет имя ребенка. Ребенок ловит мячик.
- (имя ребенка) скажи, пожалуйста, какой мячик по форме?
- какого цвета мячик?
- какой мячик гладкий или колючий?
(закрепление понятий «форма», «цвет», «качество предмета»)
- на кого похож мячик, если он колючий? (на ежика)
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж!
(одной рукой ребенок поглаживает по ладони другой руки колючим мячиком)
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
(одной рукой ребенок держит мячик, другой поглаживает)
Стимулирующее воздействие оказывает массаж на функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функцию.
Массаж ладоней рук с помощью грецкого ореха.
Птичка веток набрала,
Крепко гнездышко свила,-
с этими словами ребенок сводит ладони в форме гнезда.
И снесла яичко
Умничка-синичка,-
воспитатель кладет орешек в «гнездо»
Ты яичко покатай
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно –
Так у птиц заведено.
С этими словами ребенок катает орешек между ладонями.
Работа с веревочкой с узелками.
На веревочке завязаны 8-16 узлов, веревка натянута горизонтально.
Ребенок проговаривает строки:
Я хватаю за веревку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы ее беру
И играю поутру,-
Хватаясь за узел на каждый ударный слог.
Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений.
Массаж с помощью металлического колечка «Су-джок».
(«су-джок» в переводе с корейского означает «су» - кисть, «джок» - стопа).
В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На руках существует множество энергетических точек. Катая мячик, мы воздействуем на эти точки, что благоприятно сказывается на работе всего организма. Каждый пальчик отвечает за работу внутреннего органа. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. При использовании массажа пальцев мы поем песенку про колечко:
«Я ношу, ношу колечко». Дети с удовольствием и интересом занимаются с такими колечками.
3. Помимо пальчиковых игр следует занимать ребенка и предметными играми – мозаика,
нанизывание игрушек (бусин) на шнурок, застегивание - расстегивание пуговиц, шнуровка;
игры с различными видами конструктора,театр в руке (кукольный, пальчиковый, перчаточный и т. д., игры с шестигранными карандашами (катание между ладонями, активизирует нервные окончания, снимает напряжение) упражнения с зубными щетками(растирание подушечек пальцев) игры с крупами (для таких игр чаще всего используют гречку, горох, фасоль).
Игры:
- «Спрячь платочек»
Предложить ребенку скомкать носовой платочек от уголка и поста-
раться спрятать его в кулачке.
- «На лыжах»
На столе перед ребенком лежат резьбой вверх две пробки от пласти-
ковых бутылок – это лыжи. Ребенок ставит в них указательный и
средний пальцы – это «ноги лыжника». Все сопровождаем стихами:
Мы идем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
- «Иголочки для ежика» .
Каждому ежику найти свои иголочки (развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление сенсорных знаний).
- «Бусы для Маши»
- «Котенок кусается»
Прищепкой ребенок «кусает» ногтевые фаланги поочередно (от
указательного пальца к мизинцу):
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
- «Рисунок на крупе»
На поднос насыпаем манную крупу. Проводим пальчиком ребенка
по крупе. Предлагаем нарисовать что-нибудь по желанию (забор,
дождик, волны).
4. Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности.
Использование различных видов нетрадиционных методов рисования, аппликации дает возможность развивать творческие способности дошкольников, благоприятно способствует развитию у ребенка мелкой моторики, тактильного восприятия.
В младшей группе мы коллективно сделали аппликационную работу «Фруктовая фантазия» методом обрывной аппликации. Аккуратно отрывать кусочки бумаги от целого куска цветной бумаги и приклеивание этих фрагментов дает возможность детям развивать мелкую моторику рук, глазомер, также усидчивость и терпение.
Нетрадиционная аппликация с использованием овсяных хлопьев и цветных полосок «Ежик на лужайке».
Литература:
1. Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи».
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника».
3. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику».
4. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».