МААМ-картинки

Педсовет «Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста»

Ксюша Купцова
Педсовет «Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема : Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно-дидактических игр.

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разностороннее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве выстраиваются не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе и такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.

Публикация «Педсовет „Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Известный детский психолог А. В. Запорожец говорил: «Нет необходимости добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности : рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, использование дидактических игр на занятиях по изобразительной деятельности способствуют решению находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, потому что игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психологическом развитии детей дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский дал следующее определение игры: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».[9]. В настоящее время обучение дошкольников с использованием художественно-дидактических игр на занятиях изобразительной деятельности в детском саду преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, общеобразовательной и развивающей целей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.

Эта тема меня заинтересовала, и целью данного курсового исследования является на основе изучения психолого-педагогической литературы и своего педагогического опыта доказать и подтвердить, что именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения детей, в частности в развитии изобразительного творчества.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы можем определить следующее:

Детское изобразительное творчество — это процесс сознательного создания ребенком нового, субъективно и объективно значимого духовно-материального продукта деятельности, в ходе которого ребенком реализуется врожденная художественная интуиция и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Творческий процесс у каждого ребенка своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа, детское изобразительное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности, важным и актуальным средством изображения которой является цвет.

Педагогические условия развития детского изобразительного творчества во многом определяются отношением педагогов, родителей к изобразительному искусству, пониманием его значения для общего личностного становления детей, условия и аспекты развития творчества успешнее реализуются в том случае, когда рационально и педагогически целесообразно организована развивающая среда.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Для практики дошкольного воспитания особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры: развитие двигательного аппарата, психомоторики; навыков поведения в соответствии с правилами; механизма идентификации, сопереживания; умение представить себя в чужой роли; формирование умений планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации; развитие навыков сотрудничества (особенно в командных играх, ряда личностных качеств (терпения, настойчивости, самоконтроля, делающих игру школой произвольногo поведения. Поэтому важным является целенаправленное обучение детей самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе проведения игры.

Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в свободной деятельности. Тогда, когда ребенок еще и еще раз проигрывает ситуацию, применяя на практике знания и умения, полученные на занятиях до тех пор, пока они не перейдут в навык. Тогда-то и происходит окончательное понимание и полное освоение учебного материала. И лучшим тренажером для детей дошкольного возраста, в данной ситуации, являются дидактические игры.

В детском саду мы начали свою работу с подбора дидактических игр по изобразительной деятельности. Суть работы в том, что ребенок вместе с родителями изготовил дидактическую или развивающую игру (отксерокопировал, распечатал с электронного носителя, раскрасил, научился играть в нее дома с родителями, бабушками, дедушками и принеся ее в сад, научил своих одногруппников играть в нее. Такая система помогает укрепить семейные отношения. А так же положительно сказывается на отношениях между детьми в группе. Ведь каждый, даже самый тихий, отверженный ребенок может попробовать себя в роль лидера, стать тем человеком, который может поделиться своими знаниями, научить остальных чему-то. Мы считаем, что работа в данном направлении будет иметь положительные результаты, и будет востребована.

Классификация дидактических игр по программе. Любая программа предполагает наличие двух видов дидактических игр по изо – это теоретические и практические. Теоретические игры в свою очередь делятся на:

Игры направленные на развитие восприятия «Цвет, форма, величина», «Контур – силуэт», «Отреставрируй картину». Игры направленные на знание искусствоведческих терминов «Изословарь», «Натюрморт, портрет, пейзаж», фланелеграф «Составь натюрморт». Игры направленные на знание народных промыслов «Матрешкина одежка». Игры на развитие эмоциональной сферы «Зеркальце», «3медведя». Игры направленные на знание творчества известных художников, архитекторов, художников – иллюстраторов «Чьи картины?».

Практические игры могут быть направлены на развитие глазоручной координации, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, цветовосприятия, но все они предполагают работу с изобразительными материалами. «Дорисуй», «Чего не хватает», «Нарисуй симметричный узор», «Соедини по точкам». К практическим играм относятся ребусы и кроссворды.

Типы дидактических игр. Закончив с классификацией, хочется поговорить о самих играх. Среди используемых игр различают дидактические и развивающие. Дидактические игры помогают дать ребенку определенные знания, закрепить навыки, в дидактических играх обязательно существуют правила, порядок игры, выполняя которые дети решают игровую задачу (лото, домино). Развивающие игры не предполагают конкретных правил и алгоритма действий: ребенок выполняет задания по своему усмотрению. Развивающие игры, таким образом, обеспечивают активизацию всех психических и познавательных процессов. С их помощью тренируются зрительная память, внимание, совершенствуются технические навыки, формируются сенсорные эталоны (дорисуй, найди ошибку, составь узор).

В художественно-дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмысливать правила, последовательности действий, преодоления трудностей. Художественно-дидактические игры формируют у детей память, наблюдательность, сообразительность.

Художественно-дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых ситуациях, активизируют разнообразные психические процессы и доставляют эмоциональную радость ребятам - в этом их развивающая роль.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ» Традиционные пальчиковые игры делятся на две группы: - игровой фольклор - прибаутки,.

Консультация для воспитателей «Пересказ» Пересказ – творческое воспроизведение литературного образца в устной речи. Требования к произведениям, которые отбирают к пересказу. Произведение.

Консультация для воспитателей «Прогулка» Консультация для воспитателей "Прогулка" Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание.

Консультация для воспитателей «ИКТ в ДОО» Актуальность: В настоящее время в нашей стране прослеживается стратегия информатизации общества, которая обуславливается доступностью информации.

Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей» В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это.

Консультация для воспитателей «Пластилиновое творчество» Абсолютно бездарных людей просто не бывает в природе. У каждого есть какие-то собственные способности, и развитие творческого потенциала.

Консультация для воспитателей «Пора в детский сад»Консультация для воспитателей «Пора в детский сад» Вашему малышу исполнилось три года - значит, пришло время идти в детский сад. Вы начинаете задумываться. Что даст детский сад ребенку? Нужен.

Пошумим с пользой. Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Игра на шумовых музыкальных инструментах Играл весной оркестр лесной! Жук-усач был скрипач. Шмель мохнач был.

Консультация для воспитателей «Система закаливания в ДОУ» Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, поэтому в работе с детьми уделяю огромное значение области здоровьесбережения.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с социумом» ДОГОВОР Между муниципальным казенном дошкольным образовательным учреждением «д/с № 27» и муниципальным казенным учреждением культуры ДК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 января 2016 в 15:48
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ксюша Купцова (УИ 41313) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД