Людмила Свинцова
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
.
Задачи:
Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей; Знакомить детей с народной культурой и предметами быта русского народа; Приобщить детей к русскому фольклору;
Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру;
Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи; .
Обогатить развивающую предметно- пространственную среду элементами ряжения и разными видами театров;
Проблема Цель Этап Содержание работы Сроки Результат
Возникновение противоречий между потенциальными возможностями форм фольклора в развитии речи воспитанников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами различных форм фольклора.
.
. Объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества
1 Диагностический Изучение методической литературы.
- рассматривание картинок, игрушек, животных
- обследование предмета
-игры с ними
- наблюдения (за дождиком, кошечкой)
- дидактические игры («Кто что ест?»)
- пропевание песенок «Колобок»
Сентябрь – октябрь 2014 год
Составление перспективного планирования по ознакомлению воспитанников раннего возраста с устным народным творчеством, культурой и предметами быта русского народа.
2 Прогностический Знакомство с художественным произведением
рассказывание и чтение сказки, потешки …
- повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций
-беседа по содержанию
-выборочное чтение отрывков, песенок
- обыгрывание (с куклой «Водичка, водичка…»)
Оснащение игровых зон новыми атрибутами.
Ноябрь
2014 Составление картотек колыбельных песен, русских народных игр, хороводных игр, пальчиковых игр с применением фольклора.
Изготовление разных видов театра (конусового, пальчикового, теневого театра).
3 Практический Повторение потешек, сказок
- рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок
- Рассматривание иллюстраций
- чтение без показа иллюстраций
-прием договаривания стихотворных слов и фраз (катится колобок, а навстречу ему)
- проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек)
- проигрывание диалогов героев
Декабрь 2014 – апрель 2015 Проведение родительского собрания на тему «Развитие речи младших дошкольников»
Подготовка рекомендации для родителей «Не забывайте народные фольклор»
Регулярное обновление информации для родителей.
Изготовление макетов русской старины (гусли, ухват, печка, коромысло).
Изготовление атрибутов к сказкам (избушка на курьих ножках, ступа, «дуб зеленый», Бабка Ежка, Колобок, лиса).
4 Обобщающий Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности
- Дидактические игры «Узнай потешку» (показ иллюстрации, а ребенок читает потешку)
- чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3
- использование героев сказок на других занятиях. Представление материалов. Подведение итогов. Апрель 2014 – май 2014 Использовались элементы фольклора и игры драматизации в режимных моментах, при организации НОД, в самостоятельной деятельности воспитанников.
Месяц Формы работы
с воспитанниками с педагогами с родителями
(законными представителями) содержание работы
Сентябрь
Октябрь 1. Чтение потешек "Кисонька-мурысонька", "Пошёл котик на торжок’’.
2. Мы ходили в огород Подготовка рекомендаций для родителей на тему:
«Развитие речи как средства общения»
Подбор литературы по теме.
Изготовление конусового театра «Репка».
Изготовление настольного театра «Теремок», отгадывание загадок о животных.
Ноябрь 1. Ходит сон близ окон.
2. Заюшкина избушка. Подготовить темы и конспектов к НОД.
Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.
Подготовить картотеку колыбельных песен.
Инсценировать фрагменты из сказки «Заюшкина избушка».
Декабрь 1. Водичка, водичка, умой моё личико.
2. Сундучок Деда Мороза Изготовление картотеки потешек на режимные моменты.
Конспект к НОД «Утро начинается, Маша просыпается».
Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться.
Загадывание загадок о зиме, зимней одежде.
Составить картотеку загадок.
Досуг «Вечер загадок».
Январь 1. Уж ты, зимушка-зима.
2. Веселые ложки.
Конспект к НОД по развитию речи «Снег – снежок».
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Знакомство с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром.
Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».
Февраль 1. Три медведя.
2. Масленица годовая – наша гостьюшка дорогая
Информация для родителей на тему «Масленица» Конспект интегрированного занятия «Три медведя».
Изготовление конусового театра «Три медведя».
Дидактическая игра «Подбери по размеру».
Познакомить с праздником «Масленица».
Март 1. «Нет милее дружка, чем родимая матушка».
2. Приди, весна, с радостью Этическая беседа «Моя любимая мама».
Изготовление альбома стихов про маму.
Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички "Ласточка, ласточка:", "Грачи-киричи"; познакомить детей с традицией печь "жаворонков".
Апрель 1.«Трень – брень, гусельки».
2. Пальчиковые игры на основе потешек
3. «Курочка ряба» Изготовление макета гуслей.
Изготовление папки-передвижки на тему «Пасха» Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Инсценирование сказки «Курочка Ряба».
Рассказать о традиции красить яйца на Пасху.
Май 1. Солнышко, нарядись, красное, покажись.
2. Кто в тереме живет.
3. Сказки водят хоровод. Отчет по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста». Разучивание потешки про солнышко.
Дидактическая игра «Чудесный сундучок».
Литература.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. изд., – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Иванова О. А. Учимся читать художественную литературу. – М. : Школьная пресса, 2005. – 80 с.
3. Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико //Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115
4. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
5. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-93
6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М. А. Васильевой. – М. : Просвещение, 2004. – 144 с.
7. Сазонова С. Е., Малинина О. В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39. – 2008. – с. 47-53
8. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М. : Владос, 1994. – 178 с.
9. Тихеева Е. И. Развитие речи дошкольника/Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1981. – 144 с. 10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Изд-во института психотерапии, 2001. – 256 с
11. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. - С. -Пб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
12. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч. - метод, пособие / СПб. : ДЕТСТВО
13. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»