Ольга Шаброва
Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
«Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Пояснительная записка
Актуальность
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Публикация «Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Поэтому педагог создает условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности. Актуальность данного исследования видится в том, что на сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по познанию окружающего мира младшими дошкольниками через экспериментирование. И я считаю, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Цель - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи:
- изучить и проанализировать психологическую литературу по развитию познавательных процессов;
- выявить влияние детского экспериментирования на познавательную сферу ребенка;
- создать необходимые условия для экспериментирования;
- определить эффективность использования экспериментирования для развития познавательного интереса в процессе специально организованной деятельности детей;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;
- развить познавательную активность детей, посредством экспериментальных действий, формируя целостную картину мира, расширять кругозор детей;
- формировать способность к самостоятельному экспериментированию.
Ведущая педагогическая идея опыта: Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование, определение эффективности использования экспериментирования для развития познавательного интереса в процессе различных видов деятельности детей.
Методы исследования
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
Игровой метод - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин.
Словесные методы - Рассказ воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственных, речевых умений детей.
- Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Объектом исследования является развитие познавательного интереса младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза – развитие познавательной активности будет наиболее эффективным, если систематически и последовательно использовать в НОД метод детского экспериментирования, что будет способствовать формированию у детей познавательного интереса, наблюдательности и мыслительной деятельности, а также позволит ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование;
- выявление особенностей экспериментирования в младшем дошкольном возрасте;
- определить эффективность применения экспериментирования для развития познавательного интереса в процессе различных видов деятельности детей.
Новизна (инновационность) опыта.
Научная новизна исследования заключается в развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний.
Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить области знаний, интегрирование которых целенаправленно и будет способствовать созданию у ребёнка целостного представления об объекте изучения.
Практическая значимость заключается во владении несложными способами экспериментирования. У детей появляются исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети учатся задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, появляется потребность получить экспериментальным путем).
Познавательная значимость :
Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т. е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определё нные правила:
- Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
- Не сдерживать инициативу детей.
- Не делать за них то, что они могут сделать.
- Не спешить с вынесением оценочных суждений.
- Помогать детям учиться, управлять процессом усвоения знаний.
- Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
-Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
В процессе экспериментирования происходит повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы). А также происходит обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь. Появляется инициатива, самостоятельность, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.
В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Что подтверждается и мониторингом. Отмечается положительная динамика овладения детьми младшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.
1. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах, о применении их человеком в своей деятельности.
2. У детей появляются умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
3. Развиваются качества личности : самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
4. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний
Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность, а также позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах. А также детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников, что полностью подтверждает гипотезу.