Светлана Попова
Расширение нравственного кругозора детей через художественную литературу (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Районное методическое объединение
ДОКЛАД
на тему:«Расширение нравственного кругозора детей через художественную литературу»
(из личного опыта работы)
Воспитатель: Попова Светлана Васильевна
МБДОУ детский сад «Полюшко» с. Камышки
Александрово – Гайского района Саратовской области.
2012 – 2013 учебный год
1. Значение художественной литературы в формировании личности ребёнка.
Публикация «Расширение нравственного кругозора детей через художественную литературу (из опыта работы)» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Одно из важных направлений современного развития общества – гуманизация образовательной системы. Направление это предполагает усилие интереса к ребёнку и ставит задачи развития целостного личностного мировосприятия. Но как же реализовать в действительности поставленные задачи? Ответ можно найти в Концепции дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, А. В. Петровский, где отмечается: «Важнейшим средством является путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития, - включение ребёнка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок». Следовательно, речь идёт о приобщении детей к художественной культуре, искусству – литературе, музыке, живописи, театру.
Особое место среди основных видов искусства занимает литература. Литература открывает то, что не сможет показать самая совершенная машина времени. Литература даёт не только знание о любых сторонах жизни. Она вводит в область, без которой и сама жизнь потеряла бы для нас свою истинную ценность.
М. М. Конина, в своей работе «Художественная литература как средство нравственного воспитания» подчёркивает значимость художественной литературы как средства нравственного воспитания. По её мнению, именно словесное искусство «раскрывает перед ребёнком систему нравственных отношений, прививает ему нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов».
Многие писатели и поэты создавали произведения, которые отвечают повышенной эмоциональности ребёнка, остроте его восприятия окружающей действительности (С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. Барто, В. Бианки, К. Д. Ушинский, С. Михалков, Н. Носов и многие другие).
«Специфика литературы для детей – в органическом сочетании требований искусства с требованиями педагогической науки. Как часть общей литературы, она подчиняется всем законам искусства и является особой формой познания окружающей действительности». (С. Ю. Бондарь, Е. Е. Зубарева).
Введение ребёнка в мир художественной литературы, на мой взгляд, начинается с его ознакомления с разными литературными жанрами. Поэтому список литературы для чтения включает в себя сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки. Начинается подобное ознакомление с целостного познавательно – эмоционального переживания ребёнка, который, с одной стороны, понимает представленное в произведении содержание, с другой стороны, эмоционально реагирует на это содержание, сопереживает героям, испытывает эстетические чувства, воспринимает художественные средства выражения.
2. Знакомство детей со сказкой.
Основным материалом, который служит направленному развитию авторской позиции и позиции рассказчика, является сказка. В сказке наиболее явно представлены как смысловые характеристики героев сказки, так и её структура (наличие определённой последовательности основных событий). Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква – ква», короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»). Чем старше становится ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается её поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причём не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребёнок может сверять и свой собственные поступки.
В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ – рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребёнок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно не казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.
Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии – необходимое условие полноценного развития личности ребёнка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. В педагогической практике есть примеры того, как ребёнок, в силу неправильного воспитания, лишённый возможности фантазировать, вырастая, начинает сомневаться в существовании вполне реальных, но необычных вещей.
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости – она ещё и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это даёт возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов.
3. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к старшим через чтение художественной литературы.
Основой нравственного воспитания, его первой и важной ступенью является формирование у ребенка такого понятия, как «уважение к старшим». Мы должны научить его понимать и поддерживать такие нравственные устои как любовь, взаимопомощь, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, терпимость.
Одной из форм взаимодействия с детьми в данном направлении является чтение художественной литературы, затрагивающей тематику отношения между ребенком и взрослым.
Беседы по прочитанным произведениям способствуют уточнению представлений о нормах поведения в общении со старшими, развивают умения поступать тактично, деликатно, позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, обогатить опыт эмпатийных переживаний.
Литература становится источником знаний о взаимоотношениях между людьми, о добрых и дурных поступках, о переживании людей, об их устремлениях, а также живительным источником чувств дошкольника. Большое значение здесь имеет эмоциональная речь, её чувственная окраска, затрагивающая эмоциональную сферу и активизирующая мыслительную деятельность ребенка.
После чтения произведения обязательно нужно поговорить о прочитанном, задать «проблемные» вопросы, чтобы дети могли выразить своё понимание произведения.
Например вопросы к рассказу В. Донниковой «Как Витя маму лечил».
- Почему мама почувствовала себя лучше, ведь Витя ухаживал за ней не очень умело?
- Почему мама не сказала Вите, что ей не нравятся громко включенное радио, горький чай и подгоревшая каша?
Подвести детей к выводу : мама не хотела обидеть сына, ведь он так старался!
Можно предложить для домашнего чтения с детьми некоторые произведения.
С. Баруздин.
КОГДА НЕ БЫВАЕТ СКУЧНО.
Поиграли ребята и стали собираться гулять. Только одна Светлана
осталась в группе.
– Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала Зинаида
Федоровна. – Поиграй, а мы скоро вернемся.
Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла
в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется.
– Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?
Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть. Много дел у Нины Марковны! Никак одной быстро не управиться.
– Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать.
И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина
Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне…
– Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем!
- Скорей! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят убрать.
Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут…
Время летит быстро, а работа идет еще быстрей. Только Нина Марковна со Светланой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята прибежали домой.
Вошли к себе в группу, посмотрели: пол подметен, куклы положены в
кроватки, стекла протерты и стулья расставлены по порядку. Чисто в комнате, уютно, хорошо!
– Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна.
– Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали!
Д. Габе
Работа.
Сегодня воскресенье, но папа с мамой работают с самого утра.
Мама убирает квартиру, папа чинит окно.
- Ты почему бездельничаешь? – спрашивает папа.
Мне обидно до слёз.
- Мам, дай сумочку, я в магазин пойду.
- Держи, – говорит мама и даёт мне сумку.
Я всё купила правильно: и хлеб, и простоквашу. Только вот сдачу куда-то задевала.
- Ничего, – говорит папа, – переживем. В следующий раз будешь аккуратнее, а пока вот тебе лейка. Поливай цветы.
Я стала поливать цветы; все полила, только немножко на пол протекло.
- Ничего, – сказала мама, – это не страшно. Лужу я сейчас вытру, а пока вот тебе веник и совок. Подметай.
Я стала подметать, споткнулась и ударилась коленкой.
- Не страшно, – говорит папа, – коленка заживёт. Главное, что ты сегодня работала.
В. А. Осеева.
Сыновья.
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!
В. Осеева.
Просто старушка.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.
А. Митяев.
За что я люблю маму.
Воспитательница в детском саду спросила:
- За что вы, дети, любите свою маму?
У Пети мама строитель. Он хотел сказать: «За то, что дома строит», но промолчал. Разве не любил бы он ее, если бы она была ткачихой, продавцом или доктором?
Зина хотела сказать: «За то, что мама вкусные кушанья готовит» – и тоже промолчала, мама однажды уехала в командировку, вкусную еду готовил папа, но девочка и тогда не разлюбила маму.
Тут со стульчика встала Галя.
- Когда мне больно, мама меня жалеет, и мне уже не больно, я люблю маму за это.
Е. Серова.
Мой папа.
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые, сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
С. Погореловский.
Попробуй волшебником стать.
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желание другого-
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе цветок.
Его листья повисли.
Грустит он… О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём!
Хоть мама ещё
Не вернулась с работы;
Не трудно узнать
Её думы-заботы:
“Вернусь-
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять”
И ты совершаешь
Весё лое чудо:
Ковёр засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
-Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желание другого-
Одно удовольствие, честное слово!
С. Михалков.
Лапуся.
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
«Дверь открыта!
Притвори её, герой!»
Я ему в ответ сердито
Отвечаю: «Сам закрой!»
За обедом скажет мама:
«Хлеб. лапуся, передай!»
Я в ответ шепчу: «Сама подай!»
Очень бабушку люблю,
Все равно – ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
А они ко мне: «Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!»
А они ко мне: «Сыночек!
Положить еще кусочек?»
А они ко мне: «Внучек,
Ляг, лапуся, на бочок!»
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Говорят, от рук отбился.
От каких скажите рук?
4. Описание опыта работы по приобщению детей к художественной литературе.
Значение художественной литературы в формировании личности ребёнка достаточно велико, и в этом я убеждаюсь постоянно, работая воспитателем. Мною были изучены статьи учённых из различных журналов, книг (Н. Дунаева «Художественно – эстетическое развитие»; ж. «Дошкольное воспитание»; 2007 г., З. Гриценко «Положи твоё сердце у чтения»; ж. «Дошкольное воспитание»; 2000 г., и многие другие. Познакомилась с материалом «Учимся по сказке» (автор Т. В. Большева, программа «Детство», 2001 г.). Изучила материал Л. А. Горбушиной, А. П. Николаичевой «Выразительное чтение и рассказывание детям
дошкольного возраста». Так же изучила альтернативную программу «Детство» по художественной литературе. Всем интересным материалом, необходимым мне в работе по приобщению детей к художественной литературе, делюсь с коллегами на педконсультациях. Накопленный мною опыт и дидактический материал очень помогает мне при проведении занятий по ознакомлению детей с художественной литературой.
Я создала в группе предметно – развивающую среду, способствующую интеллектуально – творческому развитию детей. Оформила уголок «Страна сказок», где разместила на полочках фигурки персонажей сказок (настольный театр).
На занятиях при чтении и рассказывании сказок использую мнемотаблицы в качестве дидактического материала. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Используя приёмы работы с мнемотаблицами, я решаю задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
При помощи мнемотехники, в частности, мнемотаблиц дети лучше запоминают сказки. Ориентируясь на символы, они последовательно излагают содержание сказки. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Поэтому в начале занятия при чтении или рассказывании сказки задаю детям вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице?», «Про кого эта сказка?». При этом дети могут пересказывать сказку вместе с воспитателем (на более ранних этапах, или пересказ сказки ведут сами дети, прибегая к незначительной помощи воспитателя (на более поздних этапах).
Для приобщения детей к художественной литературе изготовила для родителей папку – передвижку: «Учим с малышом стихи – диалоги», где в доступной форме посоветовала родителям учить с детьми стихи – диалоги, которые ближе всего к привычной для детей разговорной речи.
Они помогают маленьким детям говорить чужие слова стихотворения также просто, как они разговаривают в жизни, также они приучают детей к общению.
В МБДОУ д/с «Полюшко» веду кружок «Маленькие книголюбы». Основной целью данного кружка является развитие речи детей, памяти, внимания; воспитание любви к художественной литературе; бережного отношения к книге. Например, провела с детьми игру – занятие «Книжный доктор», в котором дети определяли, по чьей вине «болеют» книги, вместе с воспитателем отбирали те книги, которые требуют ремонта. Затем подклеивали их. Во время этой игры – занятия использовала художественное слово в форме стихотворения Б. Заходера «Береги книгу» :
«Заболела эта книжка:
Изорвал её мальчишка.
Я больную пожалею:
Я возьму её и склею».
Такие игры – занятия, по моему мнению, способствуют формированию у детей интереса к книге, воспитанию нравственных качеств детей. Также в кружке использую загадки, считалки, прибаутки. Здесь же я использую такие приёмы, как заучивание стихотворения наизусть (Н. Пикулев «Пять котят спать хотят») и инсценирование стихотворений. Данная форма работы с детьми, считаю, способствует воспитанию любви детей к художественному слову, к книге, потому что «детство человека, проведённое без книги, без художественного слова, нельзя назвать полноценным, потому что это детство вне культуры, вне родного языка, вне традиций, вне того идеального познания сущности мира, которое даёт настоящее, эстетически значимое произведение и которое потом преобразуется в нравственный капитал, в знания, остающиеся с человеком навсегда» (З. Гриценко «Истоки и причины нечтения» ж. «Дошкольное воспитание» № 7, 2008 г.).
Работу по приобщению детей к художественной литературе провожу также вне занятий, во время прогулки, побудки, различных игр, наблюдений, где использую загадки, потешки, песенки, считалки, стихотворения.
Девизом моей работы в этом направлении стали слова В. А. Сухомлинского:
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно.
Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при рассматривании и чтении хорошей книги. Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых, они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «а что будет, если?». Считаю, что электронные зрительные образцы должны быть союзниками детской книги, помощниками юных читателей, ведь детская литература – это искусство слова, национальное богатство. Если мы, воспитатели и родители, будем бережно и внимательно работать с детьми в плане приобщения их к книге, к художественной литературе, они сами захотят научиться читать, и в таком случае процесс обучения будет для них удовольствием.
Таким образом, художественная литература способствует расширению нравственного кругозора детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы :
1. Алиева Т. Психологические предпосылки развития восприятия художественной литературы у детей 4 – 5 лет. //Дошкольное воспитание. №2, 1996.
2. Большева Т. В. Учимся по сказке. – С. – П. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.
3. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. – М. : Просвещение, 1983.
4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М. : Издательство Мозаика – Синтез, 2006.
5. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1985.
6. Гриценко З. Положи твоё сердце у чтения. //Дошкольное воспитание. №4, №5, 2000.
7. Гурович Л., Пирадова В. Открыть перед ребёнком мир словесного искусства. //Дошкольное воспитание. №8, 2004.
8. Дунаева Н. Художественно – эстетическое развитие. // Дошкольное воспитание. №6, 2007.
9. Ефремова Н. Сказочная история. // Дошкольное воспитание. №11, 2003.
10. Житникова Л. Учите детей запоминать. - М. : Просвещение, 1985.
11. Кузнецова Н. Литературно – речевые досуги, праздники, игры. // Дошкольное воспитание. №7, 2008.
12. Новосёлова С. Развивающая предметно – игровая среда детства.
// Дошкольное воспитание. №4, 1998.
13. Никитин Б. П. Ступени творчества. – М. : Просвещение, 1991.
14. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Издательство Мозаика – Синтез, 2006.
15. Усова А. П. Обучение в детском саду. – М. : Просвещение, 1970.