Оксана Конышева
Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С.
И. Мерзлякова
Здравствуйте уважаемые участники мастер-класса!
Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.
Я – Конышева Оксана Викторовна, воспитатель I квалификационной категории.
Публикация «Мастер-класс „Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие диалогической речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии диалогической речи.
Тема моего мастер-класса : «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Цель: обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития диалогической речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами развития диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.
3. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.
В результате работы на мастер-классе участники :
• Узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ.
• Научатся применять полученные знания в практической работе с детьми.
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Оборудование: шляпа Незнайки, варежковый театр, шапочки для драматизации, экран, проектор, ноутбук, столы, указка, музыка «В гостях у сказки».
Основные этапы мастер-класса : теоретический, практический
Ход мастер – класса :
I. Теоретический этап (5 мин)
(представление системы работы)
Актуальность данной темы заключается в следующем:
- В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.
- Проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребёнка.
- Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Для работы с детьми, я поставила перед собой цель: развитие диалогической речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Для реализации цели я определила ряд задач:
1. Совершенствовать речь детей : звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.
2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой, ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.
3. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе и т. д.
4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр : раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления : игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей, участие в кукольных постановках.
5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми и др.).
Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы:
1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.
6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
В театрализованной деятельности использую такие формы организации
- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей
- Театрализованное занятие
- Самостоятельная театрально-художественная деятельность
- Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях
- Посещение детьми театров
- Мини-игры в ООД
Приемы развития диалогической речи :
1. Чистоговорки и скороговорки
2. Беседа
3. Упражнения в употреблении речевых штампов и клише
4. Постановка вопроса
5. Дидактический рассказ с инсценировкой
6. Инсценировка диалога в стихах
7. Режиссерские игры
Классификация театрализованных игр :
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, варежковый) и т. д.
Условно развитие диалогической речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей.
На 1 этапе, в средней группе, основными направлениями являются:
- обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра»,
- развитие ЗКР
- обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.
На 2 этапе, в старшем дошкольном возрасте, основными направлениями являются:
- развитие коммуникативных навыков
- совершенствование речевого этикета
- освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.
- развитие творчества, импровизации и перевоплощения
- совершенствование диалогической речи
Уважаемые педагоги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы приступим к практической части.
II. Основная часть
(Практический этап)
Содержание Комментарии
1. Дидактическое упражнение «Незнайка знакомится» (2 мин)
Незнайка: Я хочу познакомиться с детьми. Что я должен сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)
- Меня зовут Незнайка, а тебя как? (ответ)
- Моё имя Незнайка, а твоё как? (ответ)
- Я – Незнайка, а ты кто? (ответ)
- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)
Данное упражнение способствует обучению применения в речи дошкольников речевых штампов
В таких упражнениях вы повторяли готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения).
Для развития дикции, правильного произношения звуков используем чистоговорки. Их использую в диалоге. Вы спросите как? Сейчас вы сами и продемонстрируете это. Одна половина группы говорит первую часть чистоговорки, а вторая отвечает.
2. Дидактическое упражнение «чистоговорки» (2 мин)
Ля-ля-ля – вот моя земля.
Лё-лё-лё – ты скажи «алё»
Ле-ле-ле – тина на весле.
Лю-лю-лю – стены побелю.
Ли-ли-ли – мы козу пасли.
Я умею тараторить скороговорки! Вот послушайте!
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!
Повторите вместе со мной: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!
Вы скажите - восторгом!
Вы скажите - робко!
Вы скажите хитро!
Вы скажите с испугом!
Замечательно!
Упражнения используются для развития дикции, правильного произношения звуков, развития интонационной выразительности речи
3. Игра «Команды» (1 мин)
Условие игры: Каждый по порядку выполняет определенное словом движение, топнул – хлопнул – покружился (По завершении игры собраться в команды, согласно ключевому слову).
Выбор посыльного: по считалочке.
- Дидактическая игра с инсценировкой «Кто – кого!» (3 мин)
- Драматизация отрывка из сказки «Заюшкина избушка» (3 мин)
- Режиссерская игра отрывка из сказки «Колобок» (3 мин) Деление на компании позволяет мне продемонстрировать несколько форм работы с детьми одновременно
Данная игра способствует совершенствованию усвоения форм речевого этикета с использованием драматизации стихотворения
Данное упражнение способствует обучению детей актерским навыкам самостоятельной игре, развитию средств выразительности движений, мимики и пантомимики
Данная игра способствует самореализации ребенка, развитию речи, воображения, мышления. У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности
4. Игра-перевоплощение «Заколдованный лес» (1 мин)
Все стоят врассыпную по комнате. Это лесная поляна. Ведущий свободно ходит по комнате, затем подходит к любому игроку и спрашивает: «Ты кто?». Игрок должен назвать имя любого сказочного персонажа. Ведущий: «Зачем пришел?», игрок должен найти объяснение своему присутствию на лесной поляне. Например, помочь Красной Шапочке, защитить семерых козлят, помочь поросятам построить домик, пришел в гости к Бабе Яге и т. д.
Ответив, игрок становится за ведущим. Теперь они вдвоем подходят к следующему игроку, и ведущий опять спрашивает: «Ты кто? Зачем пришел?» Ответив, следующий игрок присоединяется к ним и т. д., пока все игроки не станут «заколдованными». По сигналу ведущего игроки хлопают в ладоши, и таким образом «расколдовываются». Цель этой игры – познакомить с различными видами реплик, упражнять в их употреблении, развивать быстроту реакций, всё это с применением элементов театрализации.
III. Заключительная часть
С целью определения эффективности проведенного мною мастер-класса, возьмите, пожалуйста, по две маски. Белая маска будет означать ваш положительный ответ, а черная - отрицательный.
1. Актуальна ли тема мастер-класса?
2. Какие ощущения вызвал у вас мастер класс?
3. Пригодятся вам полученные знания в вашей профессиональной деятельности?
Мне очень приятно, что мой мастер-класс вам понравился!
Благодарю всех за участие!
Уважаемые коллеги, я показала лишь малую часть методов и приемов по развитию диалогической речи через театрализованную деятельность, надеюсь, вам было интересно, и в дальнейшем будете применять представленный опыт в своей деятельности.