Ольга Сиротенко
Консультация для воспитателей «Развитие речи и творчества детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, которая необходимая каждому человеку. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь человека - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Недаром народная мудрость гласит : «Умение общаться- значит в счастье купаться».
Детский сад - это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи и творчества детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим вопросы развития речи очень актуальны в наше время.
Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе.
Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста?
Чтобы ответить на этот вопрос, мною были проанализированы возрастные особенности детей данного возраста : им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.
Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.
В работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие игровые технологии:
• Игры с пуговицами
• Мнемотехника
• Театрализованные игры
• Метод наглядного моделирования
• Игры драматизации
• Пальчиковые игры
• Игры с бросовым материалом.
А теперь мне бы очень хотелось рассказать про каждую технологию по подробнее.
Игры с пуговицами - открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. Как же правильно играть с пуговицами?
1. Рассказываем сказку вместе с ребёнком (возьмём к примеру самую простую сказку –теремок и представим, что мышка будет у нас маленькая серая пуговица, лягушка будет зелёная пуговица и т. д. и с каждым персонажем размер пуговицы увеличивается).
2. Рисуем пуговицами картины
3. Выкладываем разнообразные пуговичные мозаики.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. В своей работе мнемотаблицы использую: для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.
Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью). Разновидности театрализованных игр: спектакль, настольный театр, фланелеграф, игрушки самоделки.
Метод наглядного моделирования: Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа над ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Применение метода наглядного моделирования считается целесообразным, т. к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать и обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.
Пальчиковые игры и упражнения. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой игры» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Игры с крупами: Развивающей средой в этих играх выступают: различные виды круп, миски, ложки, поднос, воронка. Пересыпание круп, поиск игрушки, сортировка круп, рисование на манке. Дети с удовольствием рисуют на манной крупе и рассказывают : это солнышко – оно круглое, яркое, лучистое и т. д., с интересом на ощупь определяют что спрятано в коробочке с крупой: шарик, кубик, колокольчик и т. д. и рассказывают о свойствах найденного предмета: шарик круглый, твёрдый, красный и ещё он катится.
Игровые технологии применяемые с целью развития речи и творчества детей, помогают:
• Сделать занятия интересными для детей;
• Учесть индивидуальные способности каждого ребёнка;
• Создать «ситуацию успеха» для каждого воспитанника;
• Повысить познавательную и речевую активность детей с разным уровнем речевого развития.
И самое главное – обучение не является скучным и трудным. Игровые технологии влияют на развитее речи, памяти, мышления, воображения и конечно же взаимоотношения ребят в группе.