Лучший педагог года

Развитие речи детей 5–6 лет через экспериментальную деятельность

Екатерина Лукьянчикова
Развитие речи детей 5–6 лет через экспериментальную деятельность

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитатель:

Высшей квалификационной

категории

Лукьянчикова Е. Н.

С каждым годом растет число детей дошкольного возраста имеющие проблемы с развитием речи. Казалось бы, в современном мире, где происходит бурное развития информационных технологий, возникает проблема недоразвития речи, дети испытывают трудности в общении. На первый взгляд, кажется, что такого не может быть, ведь такие технологии рассматриваются, как средство прогресса человечества. Тем не менее, многие педагоги замечают, что современные дети начинают говорить поздно и часто с дефектами произношения. Корень проблемы часто кроется в том, что занятые на работе родители не уделяют достаточно времени своим детям, а в свободное время в семье часто проводят за гаджетами, без общения друг с другом, в результате чего дети испытывают недостаток речевого общения и внимания. Развитие речи ребенка напрямую зависит от активного и правильного взаимодействия с ним. Педагоги и психологи подчеркивают необходимость общения с ребенком с первых дней его жизни, чтобы он мог узнавать голоса близких, выражать эмоции и давать знать, что он слышит и понимает окружающих.

Публикация «Развитие речи детей 5–6 лет через экспериментальную деятельность» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее восприимчивы к обучению разговорной речи, освоению родного языка и развитию всех аспектов речевой деятельности. Грамотное владение речью в это время становится ключевым условием для успешной адаптации ребенка в школьной среде.

Речь – что это такое? Речь - это умение ясно, четко и логически выражать свои мысли, а также это возможность общаться друг с другом. В дошкольные годы дети активно осваивают разговорный язык, развивают все стороны речи - фонетическую, лексическую и грамматическую.

Основной целью развития речи детей дошкольного возраста является формирование связной речи, так как это социально-значимая направленность в развитии личности ребенка. Связанная речь является наивысшей формой речевой деятельности, определяющая уровень развития речи и умственных способностей детей.

Специальная речевая подготовка помогает ребенку овладеть связной речью, которая является полным, логическим высказыванием, состоящим из предложений различных по типу: описание, повествование, рассуждение.

Основной задачей в дошкольных организациях является формирование связной речи и навыки логично строить высказывание. Чем раньше начать учить родному языку, тем проще и свободней им в будущем будет пользоваться ребенок.

Таким образом, дошкольные образовательные организации должны уделять большое внимание развиванию речи детей.

Связная речь тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка. В дошкольном возрасте процесс обучения речи и развитие логического мышления представляют собой единое целое. Дети не только называют вещи, но и стремятся их описывать, рассказывать о происходящих явлениях. Такой рассказ содержит несколько предложений, которые выделяют важные характеристики в описания объекта или явления и логически связаны между собой.

Для связного рассказа необходимо уметь четко представлять предмет рассказа, научиться анализировать, выбирать основные свойства и характеристики, устанавливать разные связи между объектами и явлениями, например, вода – это жидкость, но при смене температуры, она принимает газообразное и твердое состояние.

Чтобы у детей было желание говорить, нужно создавать различные проблемные ситуации, которые будут побуждать детей высказываться. Это могут быть и игровой материал, и музыкальные произведения, аудио и видеозаписи, чтение художественной литературы, а также решение логических задач, загадывание и разгадывание загадок и т. д. Важно, чтобы при этом присутствовали слушатели, которые будут внимательны и восприимчивы к речи оппонента и давать обратную связь. Этот момент для детей очень важен, так как он помогает им контролировать свою речь, следить за полнотой и логикой своих высказываний и получать оценки от своих сверстников. Процесс обучения речи и развитие логического мышления представляют собой единое целое в дошкольном возрасте. Очень часто речь описывается как проявление мысли или формы самовыражения ребёнка. Таким образом, заботясь о разнообразии речевой среды, мы способствуем развитию продуктивности мышления. Богатство речи, ее грамотность помогают оценить уровень интеллектуальной готовности дошкольника к школе.

В дошкольные годы дети легко осваивают новые слова и понятия, например, явления природы - вьюга, метель, буран, завируха, поземка, пурга, все они связанны с ветром и снегом. Взрослый не только способствует расширению словарного запаса, но и объясняет значения слов, об их свойстве, качестве и универсальности, например, об, остром уме, остром языке, остром шиле и т. п. Ребенок осваивает смысловые связи слов: анонимы: ключ от замка, ключ-родник, скрипичный ключ, гаечный ключ. Антонимы: злой-добрый, светлый-темный, кислый-сладкий, а также синонимы и словообразование, например, снег – снежинка – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход.

Дети в дошкольном возрасте очень внимательно наблюдают за окружающим миром, делают свои выводы, устанавливают причины и связи между собой. Познавательное развитие ребенка, формирование мыслительных операций невозможно без осознания новых слов и выражений, усваиваемых понятий.

Современные образовательные процессы в дошкольных организациях настроены на поиск новых и эффективных методик, способствующих развитию творческого потенциала детей, формированию навыков саморазвития, самопознания. Однако для использования новых технологий необходимо определить их эффективность в процессе учебно-воспитательных процессах и их пользы детям.

Так, эксперимент - идеальный метод познания. Знания, полученные ребенком с помощью собственного опыта, становятся яснее и устойчивее. Когда ребенок взаимодействует с объектом в практической деятельности, он узнает о его свойствах. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику и творческое воображение ребенка. Они наглядно показывают связь между живой и неживой природой. Исследование дает возможность ребенку найти ответы самостоятельно на вопросы «как?» и «почему?». Эксперименты тесно связаны со всеми детскими аспектами:

- Наблюдение – неотъемлемая часть любой экспериментальной процедуры.

- Эксперимент – это усилия и труд.

- Речь тесно связана с экспериментами : расширения словаря происходят с помощью слов, описывающих свойства объекта и явления, и умение четко выражать мысли упрощает проведение экспериментов.

- Связанность с изобразительным искусством, чем тщательнее ребенок изучает предмет, тем точнее он передаёт его подробности.

- Способность к математике: при экспериментах нужно считать, измерять, сравнить и определять форму и величину.

- Связанность с чтением художественной литературы и художественных произведений.

- Связь с музыкальным развитием.

Эксперимент - это творческая игра в познание окружающего мира, а значит - ведущая деятельность для детей дошкольного возраста. Поэтому для экспериментов нужно создать специальное развивающее пространство.

С рождения детей окружают различные природные явления: они видели солнце летом и чувствовали теплый ветер зимой, удивлялись луне, звездам, чувствовали мороз на щеке. Они собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют в песок и воду – природные предметы и явления становятся их частью жизни и предметом наблюдения. Опытно – экспериментальная деятельность сказывается на развитии речи ребенка, т. к. новые предметы для исследования способствует увеличению лексического запаса детей во многих областях, в живой и неживой природе, в мире человека и в мире вещей.

Алгоритм организации детской экспериментальной деятельности, проводимая вместе со взрослым, строится следующим образом:

1. Определить и сформулировать проблему, которую хочется решить ребенку, что дает ему возможность научиться правильно отвечать на вопросы и ставить перед собой задачи познавательного характера.

2. Предлагать возможные варианты решения задач, учиться проверять эти решения, размышляя и аргументируя свои выбор и действия. При этом следует учитывать, что высказывания должны быть понятны другим детям.

3. Подведение итога полученным данным, подлежат анализу и выводу.

Ребята активно развивают речь на каждом шаге работы. В экспериментальной работе дети учатся активно общаться друг с другом, с взрослым, доказывать и отстаивать свою точку зрения посредством сложных конструкций предложений.

Самостоятельные игры в мини-лабораториях способствуют развитию коммуникативных навыков детей. Вырабатывается умение структурировать свои действия, применяя пошаговые карты-схемы проведения эксперимента. Благодаря этому речь ребенка становится содержательной, выразительной, грамотно построенной. Экспериментальная работа помогает подготовить детей в школу, повышает их умение творчески мыслить, развивается память, активизирует мыслительные процессы, дает смелость в высказываниях, обогащает речь, способствует правильности построения предложений и поиску способов решения проблем.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей 5–6 лет через экспериментальную деятельность
Опубликовано: 13 мая 2024 в 20:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей 5–6 лет через экспериментальную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Лукьянчикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД