Екатерина Лукьянчикова
Развитие речи детей 5–6 лет через экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Воспитатель:
Высшей квалификационной
категории
Лукьянчикова Е. Н.
С каждым годом растет число детей дошкольного возраста имеющие проблемы с развитием речи. Казалось бы, в современном мире, где происходит бурное развития информационных технологий, возникает проблема недоразвития речи, дети испытывают трудности в общении. На первый взгляд, кажется, что такого не может быть, ведь такие технологии рассматриваются, как средство прогресса человечества. Тем не менее, многие педагоги замечают, что современные дети начинают говорить поздно и часто с дефектами произношения. Корень проблемы часто кроется в том, что занятые на работе родители не уделяют достаточно времени своим детям, а в свободное время в семье часто проводят за гаджетами, без общения друг с другом, в результате чего дети испытывают недостаток речевого общения и внимания. Развитие речи ребенка напрямую зависит от активного и правильного взаимодействия с ним. Педагоги и психологи подчеркивают необходимость общения с ребенком с первых дней его жизни, чтобы он мог узнавать голоса близких, выражать эмоции и давать знать, что он слышит и понимает окружающих.
Публикация «Развитие речи детей 5–6 лет через экспериментальную деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее восприимчивы к обучению разговорной речи, освоению родного языка и развитию всех аспектов речевой деятельности. Грамотное владение речью в это время становится ключевым условием для успешной адаптации ребенка в школьной среде.
Речь – что это такое? Речь - это умение ясно, четко и логически выражать свои мысли, а также это возможность общаться друг с другом. В дошкольные годы дети активно осваивают разговорный язык, развивают все стороны речи - фонетическую, лексическую и грамматическую.
Основной целью развития речи детей дошкольного возраста является формирование связной речи, так как это социально-значимая направленность в развитии личности ребенка. Связанная речь является наивысшей формой речевой деятельности, определяющая уровень развития речи и умственных способностей детей.
Специальная речевая подготовка помогает ребенку овладеть связной речью, которая является полным, логическим высказыванием, состоящим из предложений различных по типу: описание, повествование, рассуждение.
Основной задачей в дошкольных организациях является формирование связной речи и навыки логично строить высказывание. Чем раньше начать учить родному языку, тем проще и свободней им в будущем будет пользоваться ребенок.
Таким образом, дошкольные образовательные организации должны уделять большое внимание развиванию речи детей.
Связная речь тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка. В дошкольном возрасте процесс обучения речи и развитие логического мышления представляют собой единое целое. Дети не только называют вещи, но и стремятся их описывать, рассказывать о происходящих явлениях. Такой рассказ содержит несколько предложений, которые выделяют важные характеристики в описания объекта или явления и логически связаны между собой.
Для связного рассказа необходимо уметь четко представлять предмет рассказа, научиться анализировать, выбирать основные свойства и характеристики, устанавливать разные связи между объектами и явлениями, например, вода – это жидкость, но при смене температуры, она принимает газообразное и твердое состояние.
Чтобы у детей было желание говорить, нужно создавать различные проблемные ситуации, которые будут побуждать детей высказываться. Это могут быть и игровой материал, и музыкальные произведения, аудио и видеозаписи, чтение художественной литературы, а также решение логических задач, загадывание и разгадывание загадок и т. д. Важно, чтобы при этом присутствовали слушатели, которые будут внимательны и восприимчивы к речи оппонента и давать обратную связь. Этот момент для детей очень важен, так как он помогает им контролировать свою речь, следить за полнотой и логикой своих высказываний и получать оценки от своих сверстников. Процесс обучения речи и развитие логического мышления представляют собой единое целое в дошкольном возрасте. Очень часто речь описывается как проявление мысли или формы самовыражения ребёнка. Таким образом, заботясь о разнообразии речевой среды, мы способствуем развитию продуктивности мышления. Богатство речи, ее грамотность помогают оценить уровень интеллектуальной готовности дошкольника к школе.
В дошкольные годы дети легко осваивают новые слова и понятия, например, явления природы - вьюга, метель, буран, завируха, поземка, пурга, все они связанны с ветром и снегом. Взрослый не только способствует расширению словарного запаса, но и объясняет значения слов, об их свойстве, качестве и универсальности, например, об, остром уме, остром языке, остром шиле и т. п. Ребенок осваивает смысловые связи слов: анонимы: ключ от замка, ключ-родник, скрипичный ключ, гаечный ключ. Антонимы: злой-добрый, светлый-темный, кислый-сладкий, а также синонимы и словообразование, например, снег – снежинка – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход.
Дети в дошкольном возрасте очень внимательно наблюдают за окружающим миром, делают свои выводы, устанавливают причины и связи между собой. Познавательное развитие ребенка, формирование мыслительных операций невозможно без осознания новых слов и выражений, усваиваемых понятий.
Современные образовательные процессы в дошкольных организациях настроены на поиск новых и эффективных методик, способствующих развитию творческого потенциала детей, формированию навыков саморазвития, самопознания. Однако для использования новых технологий необходимо определить их эффективность в процессе учебно-воспитательных процессах и их пользы детям.
Так, эксперимент - идеальный метод познания. Знания, полученные ребенком с помощью собственного опыта, становятся яснее и устойчивее. Когда ребенок взаимодействует с объектом в практической деятельности, он узнает о его свойствах. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику и творческое воображение ребенка. Они наглядно показывают связь между живой и неживой природой. Исследование дает возможность ребенку найти ответы самостоятельно на вопросы «как?» и «почему?». Эксперименты тесно связаны со всеми детскими аспектами:
- Наблюдение – неотъемлемая часть любой экспериментальной процедуры.
- Эксперимент – это усилия и труд.
- Речь тесно связана с экспериментами : расширения словаря происходят с помощью слов, описывающих свойства объекта и явления, и умение четко выражать мысли упрощает проведение экспериментов.
- Связанность с изобразительным искусством, чем тщательнее ребенок изучает предмет, тем точнее он передаёт его подробности.
- Способность к математике: при экспериментах нужно считать, измерять, сравнить и определять форму и величину.
- Связанность с чтением художественной литературы и художественных произведений.
- Связь с музыкальным развитием.
Эксперимент - это творческая игра в познание окружающего мира, а значит - ведущая деятельность для детей дошкольного возраста. Поэтому для экспериментов нужно создать специальное развивающее пространство.
С рождения детей окружают различные природные явления: они видели солнце летом и чувствовали теплый ветер зимой, удивлялись луне, звездам, чувствовали мороз на щеке. Они собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют в песок и воду – природные предметы и явления становятся их частью жизни и предметом наблюдения. Опытно – экспериментальная деятельность сказывается на развитии речи ребенка, т. к. новые предметы для исследования способствует увеличению лексического запаса детей во многих областях, в живой и неживой природе, в мире человека и в мире вещей.
Алгоритм организации детской экспериментальной деятельности, проводимая вместе со взрослым, строится следующим образом:
1. Определить и сформулировать проблему, которую хочется решить ребенку, что дает ему возможность научиться правильно отвечать на вопросы и ставить перед собой задачи познавательного характера.
2. Предлагать возможные варианты решения задач, учиться проверять эти решения, размышляя и аргументируя свои выбор и действия. При этом следует учитывать, что высказывания должны быть понятны другим детям.
3. Подведение итога полученным данным, подлежат анализу и выводу.
Ребята активно развивают речь на каждом шаге работы. В экспериментальной работе дети учатся активно общаться друг с другом, с взрослым, доказывать и отстаивать свою точку зрения посредством сложных конструкций предложений.
Самостоятельные игры в мини-лабораториях способствуют развитию коммуникативных навыков детей. Вырабатывается умение структурировать свои действия, применяя пошаговые карты-схемы проведения эксперимента. Благодаря этому речь ребенка становится содержательной, выразительной, грамотно построенной. Экспериментальная работа помогает подготовить детей в школу, повышает их умение творчески мыслить, развивается память, активизирует мыслительные процессы, дает смелость в высказываниях, обогащает речь, способствует правильности построения предложений и поиску способов решения проблем.