Ватолина Любовь
Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью моей педагогической деятельности на данный период стало создание условий, способствующих познанию окружающего мира детей через экспериментальную деятельность.
Для осуществления цели я поставила задачи педагогической деятельности:
- определить содержание работы по проблеме познания окружающего мира детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.
- разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами;
- разработать и подготовить наглядно-дидактический материал;
Публикация «Опыт работы „Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- разработать систему планирования;
Свою работу строю, опираясь на алгоритм реализации технологии детского экспериментирования по О. В. Дыбиной.
При проведении экспериментирования пользуюсь следующим примерным алгоритмом.
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.).
Использую методы: создание проблемной ситуации; формулирование проблемного вопроса; метод сравнения; игровые методы; экспериментирование и опыты.
При организации экспериментирования использую следующие формы совместной образовательной деятельности с детьми:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
КВН, развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Экскурсия
Экспериментирование в домашних условиях.
Содержание деятельности осуществляется по направлениям:
• живая природа – характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособляемость к окружающей среде;
• неживая природа – воздух, почва, вода, магниты, звук, свет;
• человек – функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
• космос – планета Земля, Солнечная система, причинно-следственные связи между сменой времён года, дня и ночи от положения Земли в зависимости от солнца.
Для успешной реализации проекта разработала тематическое планирование, технологические карты по опытно-экспериментальной деятельности с детьми разных возрастных групп, содержание предполагает формирование у детей представлений:
о материалах (ткань, бумага, стекло, пластик, металл);
о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, о сезонных изменениях в природе);
об агрегатных состояниях воды (снег, град, иней, туман, роса, радуга);
о мире растений (вкус, запах овощей и фруктов, сравнение растений);
о предметном мире.
Планирование предполагает постепенное усложнение работы в каждой возрастной группе. Наращивание изучаемого материала позволяет дошкольникам не только овладеть способностью выявлять особенности предметов, но и приобретать умение сопоставлять их. Устанавливать сходство и различие между ними, осуществлять анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений. Подобраны картотеки алгоритмов и схем опытов для самостоятельного экспериментирования детей, дидактические игры, иллюстративный материал.
.
В группах создана развивающая предметно - пространственная среда, соответствующая возрасту детей и позволяющая решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Оборудованы игровые центры для организации различных видов детской деятельности: игровой, изобразительной трудовой, музыкальной, познавательно – исследовательской, коммуникативной деятельности и чтения.
Центр экспериментирования оснащён необходимым материалом, где предоставлены приборы: лупы, весы, песочные часы, микроскоп, компас; разнообразные сосуды из различных материалов (стекло, металл, пластмасса, керамика, природный материал, утилизированный материал, красители и прочее.
Также в уголке детского экспериментирования размещены схемы, алгоритмы проведения опытов, материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, иллюстрации, настольно-печатные игры, энциклопедии, художественная литература, сборники стихов, загадок.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) и т. д.
Каждый ребенок находит себе занятие по своим интересам (дети ориентируются в пространстве группы, знают, где что лежит, имеют свободный доступ ко всем материалам). Учебные и игровые материалы обновлялись в соответствии с Программой и интересами детей.
Динамика развития познавательности детей заметна через наблюдения за ребенком.
1. Ребенок проявляет интерес к предметам и явлениям, задает вопрос (Почему? Зачем? Как)
2. Обнаруживает стремление объяснять связь фактов, используя рассуждение (потому что)
3. Проявляет интерес к познавательной литературе.
4. Умеет самостоятельно составлять схемы, оформлять итоги деятельности.
У детей сформированы умения:
- определять алгоритм собственной деятельности, действовать в соответствии с ним;
- получать информацию о новом объекте в процессе его исследования;
- устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений;
- самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало существенное влияние на:
Знания детей о живой и неживой природе;
Объем словарного запаса детей различными терминами, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания;
Появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Родители активные участники детских праздников, выставок, различных конкурсов.
Проведены анкетирование «Чем интересуется ваш ребенок»; ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта; консультации «Можно ли экспериментировать дома?»; «Значение экспериментальной деятельности для детей», беседы «Экспериментальная деятельность дошкольников»; папки – передвижки: «Домашняя лаборатория», «Экспериментируем, играя»; мастер – класс «Эксперименты на кухне»
Привлекала родителей к участию в создании предметно-пространственной развивающей среды, к участию в исследовательской деятельности.